19.08.2024
Первая симфония Альфреда Шнитке прозвучит 25 августа в Нижегородском театре оперы и балета к 90-летию со дня рождения музыканта. Концерт «Шнитке в Горьком», инициированный Союзом композиторов России, – историческая реконструкция события, произошедшего 50 лет назад. Тогда премьера вызвала невероятный для академической музыки интерес, а сама симфония определила вектор развития жанра. Новаторство или уже классика – как это воспринимается сегодня?
Делимся фрагментом интервью с Тамарой Левой, доктором искусствоведения, профессором Нижегородской консерватории и очевидцем премьеры Первой симфонии Шнитке.
Алена Верин-Галицкая (АВГ) Вернемся к премьере, как она проходила?
– Тамара Левая (ТЛ) На премьеру приехало пол-Москвы, включая «Мелодию» – джазовый ансамбль Гараняна, который был занят во второй части. Симфония явно шокировала обкомовских работников. Можете себе представить: на дворе стоял 74-й год, глухой Застой. Эти советские тёти сидели впереди и, мягко скажем, были в недоумении. Ведь там был мало того, что яркий, острый и сложный язык, возникший на основании фильма «И все-таки я верю…» с полистилистикой и прочим, так там еще и инструментальный театр оказался задействован – музыканты двигались, благо большая сцена это позволяла. Проект задумывался вкупе с «Прощальной» симфонией Гайдна: вот закончился Гайдн, музыканты погасили свечи и удалились, но… Позже начали сбегаться обратно, и зазвучал довольно большой алеаторический пролог. В какой-то момент на сцену выбежал дирижер, и когда он наконец их собрал воедино, зазвучал унисонный аккорд, который символизировал собственно начало музыкального действа.
АВГ Как-то еще инструментальный театр был задействован?
– ТЛ Было забавное место во второй части. Она очень заводная и контрастная – там вместе соединяются такое а-ля барокко, джаз и советские марши. В конце флейтист, подобно крысолову, уводил за кулисы духовую группу, где они оставались вплоть до начала четвертой, финальной части; в финале же духовики медленно возвращались на сцену под звуки похоронных маршей – почти малеровская ситуация, потому что марши звучали как бы «из-за угла», слегка фальшивя. При этом на музыку траурных маршей наслаивались Первый концерт Чайковского, Летка-енка, «Сказки Венского леса» Штрауса и прочие хиты – такой звуковой Апокалипсис.
АВГ Почему?
– ТЛ Потому что вся музыка симфонии и особенно финал проникнуты чувством некоего катастрофизма. Во-первых, звучит Dies irae – День Гнева, эта тема играет роль главной партии финала, во-вторых, как некое противостояние, там есть эпизод в стиле григорианского пения; очень много также импровизационных моментов, придающих звучанию повышенный эмоциональный накал. Существуют разные редакции произведения: в одной возникает ощущение необратимого катаклизма, а в другой – ее Рождественский предложил – все возвращается к началу, к тому моменту, когда дирижер всех собирает и звучит унисон. Такое своеобразное da capo (которое влияет и на восприятие концепции сочинения).
АВГ Две редакции – что вы имеете в виду?
– ТЛ В данном случае они касаются не нот, а исполнения. Кроме того, в той версии симфонии, которая записана на компакт-диске, нет джазовой группы во второй части, импровизации скрипки и фортепиано звучат более камерно (в сравнении с биг-бэндом Гараняна). Мне известно, что многие, кто эту музыку позже использовал, скажем, Д.Ноймайер, предпочитали горьковское исполнение – потому что в нем было больше драйва.
АВГ Вы начали с рассказа о последствиях премьеры и о своем участии в них.
– ТЛ Реакция на премьеру демонстрировала удивительный для тех времен плюрализм мнений. Светлана Ильинична Савенко написала в местной молодежной газете «Ленинская смена» весьма содержательную статью, с описанием музыки симфонии и ее замысла. В ответ взрослые газеты «Горьковская правда» и «Горьковский рабочий» отлупцевали «Ленинскую смену» и выпустили свои материалы. Например, там от лица народа писал некто инженер-строитель Щёлоков. Скорее всего, это была мифическая фигура.
АВГ За таких авторов журналисты редакции писали?
– ТЛ Да, только журналистами я бы их не назвала. Думаю, в редакции сидели этакие кондовые пропагандисты, которые приписывали Шнитке надругательство над революционными песнями – откровенное политическое доносительство в духе тех лет.
АВГ На премьеру Шнитке, правильно?
– ТЛ Да, на эту симфонию, на самого Шнитке, естественно. В том же духе, хоть и в более мягком варианте, писала наша коллега Валентина Григорьевна Блинова, была и другая официозная реакция на статью Светы Савенко, помимо инженера Щёлокова. Возмущенные этой ситуацией, мы вместе с коллегами по кафедре истории музыки Олегом Владимировичем Соколовым и Беллой Федоровной Егоровой обратились с письмом в областную газету «Горьковская правда», где писали, что нельзя с такими критериями подходить к Шнитке и его симфонии. После этого получили ответ от товарища И. Богданова, который руководил отделом культуры в этой газете. На трех страницах в очень поучительном тоне он укорял нас, говорил нечто про социалистический реализм, что нужно пропагандировать именно его, а не это сомнительное искусство. И что вообще нужно подумать, стоит ли таким, как авторы письма, воспитывать студенческую молодежь. Ощущение от такого ответа было довольно отвратное. Но скоро полемика вокруг симфонии вышла на страницы журнала «Советская музыка». Ю.С.Корев организовал круглый стол, там были Барсова, Савенко и еще немало других авторитетных людей, и тут разговор перешел уже на другой уровень. Это была и для нас поддержка, потому что в той ситуации силы были явно неравными. И я помню, что мы по следам уже круглого стола «Советской музыки» написали в редакцию, чтобы они ознакомились с этими материалами. После чего они заткнулись, и вся эта местная перепалка газетная закончилась. Кстати, совершенно молниеносно.
АВГ Впечатляет, что такая полемика в принципе оказалось возможной.
– ТЛ У нас вообще консерватория была очень бойкая. Еще будучи студентами, а затем молодыми педагогами, мы несколько раз ездили на Варшавскую осень. Ну это, конечно, потому что Оттепель была. Все на этом взросло.
Читать интервью полностью
Концерт «Шнитке в Горьком» состоится 25 августа в 17:00 в Нижегородском театре оперы и балета в рамках фестиваля «Современная музыка. Шостакович. Мейерхольд. Шнитке» (художественный руководитель – Алексей Трифонов). Симфонию исполнит Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Фёдора Леднёва. Концерт пройдет при поддержке Минкультуры России.