Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Человечность в столкновении миров

01.07.2024

В июне в Екатеринбурге прошел первый выездной выпуск интенсива для музыкальных блогеров и журналистов «Речь о музыке». Образовательный проект Союза композиторов России организовал совместно с Урал Оперой, где в то же время проходила премьера нового хореографического триптиха. По итогам занятий публикуем лучшие материалы участников мастерской. Текст Анны Голенко – о пространстве свободы в новых балетах.

В театре «Урал Опера Балет» 8-9 июня прошел показ трех одноактных балетов, два из которых были премьерными. Музыка композиторов разных столетий и разная по стилю хореография объединены темой противостояния, раскрытой в каждом из трех самостоятельных балетов. В первом – противостояние теневой и светлой стороны личности, во втором – борьба человека с внешним миром, в третьем – (не)подчинение обстоятельствам.

Вариации Сальери

Балет на тему folia (с португальского «безумство») на первый взгляд – классический: белые пачки на балеринах, традиционные мужские костюмы. Однако хореография Вячеслава Самодурова вырывается из этой визуальной рамки. На сцене м вариации сложных проявлений чувств: абьюз, смерть, отчаяние, любовь, заставляющая растворяться в другом человеке.

Птицы

С открытием занавеса – мультимедийная реальность: камера, хромакей, танцовщица в белом костюме, напоминающая героиню «Пятого элемента» Люка Бессона. Всего семь танцовщиков создают впечатление оживленного перекрестка в сердце мегаполиса.

Облик танцовщиков и движения, придуманные Игорем Булыцыным, солистом и хореографом Урал Балета, и художницей Пелагеей Щеглинской (она впервые работала в балете) контрастируют с музыкой итальянского композитора первой половины двадцатого века Отторино Респиги, переработавшего пьесы эпохи барокко. В его сюите «Птицы» слышится красота мира как природы, пространства для жизни, созерцания и счастья. Партии танцовщиков звучат как монологи и диалоги уставших жителей мегаполиса: в пластике – напряжение, страсть, свобода, усталость. Дополнительный объем балету придает видео Игоря Домашкевича со стильным, сложно устроенным монтажом и сложной цветовой гаммой. В начале – свободные, напоминающие импровизацию движения, затем происходящее на сцене транслируется с разных ракурсов.

В финале балерина остается одна и замирает, вытянув руку вверх. Вряд ли хореограф об этом думал, но я увидела аллюзию на одну из трех фигур, установленных на здании театра – метафору искусства, пространства свободы и творческой самореализации.

Графит

Из графита делают грифель – сердцевину карандаша. Внутренний стержень, нутро, суть человека – с этими образами работает балет хореографа Антона Пимонова и композитора Владимира Горлинского.

Музыка начинается с инструментального диалога двух исполнителей на ударных, расположенных в боковых ложах. Музыка резкая, схематичная – пластика танцовщиков фрагментарная, как у марионеток. Человек подвергается давлению, как материал при огранке. В средних частях балета музыка становится плавной, диктаторство инструментального звучания сменяется нежностью и хрупкостью на сцене, но финал снова провозглашает силу – он грозный и рваный.

Владимир Горлинский специально писал музыку для пространства Дома культуры «ГЭС-2». Однако более привычная для артистов сцена Урал Оперы создает ощущение сжимающегося мира. Музыка звучит как метафора железного механизма, который воздействует на человека двумя способами – насильно огранить, придав нужные свойства, или ослабить хватку, признав беззащитность.

Фото: Пресс-служба «Урал Оперы Балета»

Проект «Речь о музыке» проходил при поддержке Минкультуры России