12.12.2023
7 декабря в Доме Радио три молодых композитора представили мировые премьеры в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты»
МолОт-ансамбль исполнил произведение Олега Гудачёва Metal eclipse, посвященное Ивану Вышнеградскому, скрипачка Варвара Косова – Vertigo Константина Комольцева, а солисты оркестра Euphoria под управлением Елизаветы Корнеевой презентовали пьесу для медных духовых и контрабаса Дмитрия Мазурова. О том, как прошел концерт с интригующим названием Concrete («Бетон»), – в нашем обзоре.
В этом году в конкурсе творческих заказов «Ноты и квоты» было двадцать пять победителей, заказавших музыку всяческого рода: от балета Настасьи Хрущёвой до небольших пьес для струнных и деревянных духовых. Напомним формат программы: исполнитель, площадка или коллектив отправляют на конкурс заявку-заказ композитору из Союза. Если заявка побеждает, музыканты в сотворчестве в формате обратной связи работают над сочинением, а за написанное произведение композитор получает гонорар от 200 до 800 тысяч рублей (включая налоги). Инициатива реализуется с 2021 года, в этом году список победителей больше, чем в два раза относительно прошлого года. Часть сочинений уже была исполнена в рамках фестивалей на крупных площадках Москвы и регионов, часть – только ожидается. В Доме Радио в формате камерного концерта свои работы представили три победителя конкурса.
Новая музыка может стать мостиком между традициями классиков и открытиями современности, а может лишь углубить пропасть между ними. Подобные программы позволяют поддерживать и развивать контакт исполнителей и авторов благодаря коллективному творчеству, а финансирование обеспечивает беспрерывный процесс работы над сочинением. Кажется, на концерте в Доме Радио удалось построить мост еще и к слушателям – за счет привычного для современной аудитории электронного звучания и узнаваемых музыкальных цитат.
От Хичкока до рэпа – одна нотная строчка
Вечер открыл МолОт-ансамбль в малом составе: скрипка – Артур Зобнин, кларнет – Александр Захаренко, виолончель – Дмитрий Лебедев и два пианиста – за роялем и подготовленным фортепиано – Алексей Глазков и Юрий Полосьмаков. Исполняли сочинение Олега Гудачёва Metal eclipse. Совсем недавно, на шестичасовом музыкальном марафоне в рамках фестиваля новой музыки «Звуковые пути», эта работа композитора уже была представлена зрителям, но в Доме Радио можно было услышать опус в обновленной авторской редакции. Гудачёв известен широкому слушателю преимущественно по музейным саунд-арт-работам и звуковым инсталляциям: «Архипелаг» в «ГЭС-2» и «52 Гц» там же, инсталляция «Лики воды» в Катакомбах Петрикирхе. Для нового сочинения композитор изучил музыкальное наследие Ивана Александровича Вышнеградского – популяризатора четвертитоновой музыки – и собрал библиотеку приемов и звуковых рисунков. Из этой палитры по привычному для себя методу создания звуковых ландшафтов Гудачёв отливает «металлическую» музыкальную форму на глазах у зрителей. Сочинение словно не разворачивается, а проявляется, как негатив фотографии, – слой за слоем, фигура за фигурой. Прямых цитат в Metal eclipse нет, но можно услышать тему Бернарда Херрмана из кинокартины Альфреда Хичкока «Психо», простые рэп-биты, а также обработанные нейросетью фрагменты из «Дня Бытия» самого Вышнеградского. Иногда в плотном музыкальном полотне сложно отделить цифровой звук от изобретательного звучания новых инструментальных техник. Гудачёв сводит наследие Вышнеградского с общепопулярными музыкальными паттернами, тем самым приближая композитора к современному слушателю и создавая нечто вроде манифеста микротоновой музыки.
Тяжелый Райх
Музыкальную вселенную Константина Комольцева населяют витиеватые текстовые пассажи. Самое известное на данный момент сочинение его авторства, опера по мотивам романа Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам», – антиутопическая ирония постмодерниста над иерархией и порядком. В последнее время композитор увлекся созданием абсурдистских песен. Вместе с участницей хора musicAeterna Юлией Сайфульмулюковой они образовали группу Mulia. В сочинении для скрипки и электроники Vertigo интерес к деконструкции формы и стиранию семантических смыслов максимизировался в минималистичную электронику, отсылающую к «Музыке для 18 музыкантов» Стива Райха и экспериментам с цифровым вокалом Александра Шуберта. Сам композитор комментирует свое сочинение как решение астрономической «задачи трех тел». Партия скрипки и электроника поочередно перетягивают на себя центр массы, изменяясь в этом кружении под влиянием друг друга. Жаль, виртуозное соло Варвары Косовой иногда пропадало в цунами электроники.
Закатать в Бетон
Премьера Дмитрия Мазурова – Concrete – закрывала программу и явно выделялась на фоне двух других композиций. Сочинение полностью акустическое, без электронной обработки. В области цифрового звука Мазурова роднят с Гудачёвым и Комольцевым предыдущие эксперименты для театра, кино и перформансов. Гостям Дома Радио его работы известны по концерту экспериментальной музыки «Башня из слоновой кости» и выездной резиденции в Суздале. Concrete – фрагмент будущего балета по одноименному роману Томаса Бернхарда. В центре сюжета романа оказывается больной писатель в попытках сочинить научный труд о Феликсе Мендельсоне. Произведение Мазурова дублирует атмосферу романа, переводит ее с литературного языка на музыкальный. Поток сознания, депрессия, затяжной творческий кризис реализуются в музыке гулким многослойным «роем» медных духовых. Протяжные музыкальные фразы и полиритмичный узор рисуют спутанный клубок сбивчивых и навязчивых мыслей писателя. К литературной статичной рамке добавлены яркие акцентные решения: группу духовых оттеняет контрабас. Солисты оркестра Euphoria под управлением дирижера Елизаветы Корнеевой исполнили фактурно богатое сочинение, сформировали плотный музыкальный фундамент из фракталов. Любопытно понаблюдать, как пьеса вырастет в большую форму балета.
Слушателям на концерте в Доме Радио удалось не только увидеть результат сотворчества «институция – композитор –исполнитель», но пройтись по мосту к новой музыке – благодаря привычному для современной аудитории электронному звучанию и узнаваемым музыкальным цитатам.
Автор текста Елена Свиридова
Фото Александры Перовой