Концерт проводится при поддержке Союза композиторов России и Минкультуры России
ПРОГРАММА
- Знаменный распев (осмогласие) XII–XV веков. Погласица и воскресная стихира на «Господи воззвах» с догматиком/ Расшифровка Николая Успенского
- «Свете тихий» путевого распева (конец XVI – начало XVII века)/ Расшифровка Максима Бражникова
- «Плач Рахили» («Не плачь, Рахили, зря чада целы…») – псалом петровской эпохи (1700– 1730)/ Расшифровка Сергея Терентьева
- «На Воскресение Христово» («Ликуйте, церкви восточная чада…») – кант петровской эпохи (1700-е – 1730-е)/ Расшифровка Сергея Терентьева
- «На Пасху» – задостойник знаменно-партесный (конец XVII – середина XVIII века)/ Расшифровка Евгения Скурата
- Пашкевич. «Слава, и ныне: Единородный Сыне» из Литургии св. Иоанна Златоуста (1790-е – 1810) (российская премьера)
- Римский-Корсаков. «Взыде Бог» – причастен на Вознесение Господне (1880–1890-е)
- Танеев. «Творяй ангелы»
- Ляпунов. «Богородице Дево, радуйся» (1922)
- Чесноков. «Спасение соделал» из цикла «Десять причастных» (1909–1910)
- Гречанинов. «Милость мира» и «Тебе поем» из Литургии св. Иоанна Златоуста № 4 «Новый обиход» (1943–1945)
- Каретников. «Песнопения к Святой католической Мессе для исполнения с прихожанами» на русские тексты молитв (1991) (мировая премьера)
- Слонимский. «Молитва Иоанна с опричниками (игумена с братией). Стихира путевого распева» из оперы «Видения Иоанна Грозного» (1993–1995)
- Вустин. «Свете тихий» для голоса соло (1999)
- Хильдегарда Бингенская. O lucidissima Apostolorum turba («О пресветлый апостольский лик») для голоса соло
- Палестрина. Мотет Jesu, Rex admirabilis («Иисус, Царь удивительный») на слова св. Бернарда Клервоского (1586)
- Гуаюль. Духовные песни и псалмы на три голоса. Избранное (1589) (мировая премьера)/ Восстановлены Ю. Москвиной
- Шютц. Мотет Verba mea auribus percipe, Domine («Слова мои да войдут в уши Твои, Господи») из цикла Cantiones sacrae (1625)
- Пёрселл. Антем Thou knowest, Lord, the Secrets of our Hearts («Ты знаешь, Господи, тайны наших сердец») (1687)
- Горчицкий. Gloria («Слава») из «Пасхальной мессы»
- И. С. Бах. Хорал Jesus Christus, unser Heiland («Иисус Христос, наш Спаситель») BWV 363 (ок. 1725)
- Мендельсон. Zum Abendsegen («К вечернему богослужению») (1833)
- Дистлер. Мотет Ich wollt, daß ich daheime wär («Мне бы хотелось быть дома») (1934–1941)
- Холст. A Hymne to Christ («Гимн Христу») на слова Джона Донна (1940) (российская премьера)
- Дюруфле. Ubi caritas («Где милосердие») из «Четырёх мотетов на григорианские темы» (1960)
- МакМиллан. O Radiant Dawn («О Лучезарный рассвет») из «Стратклайдских мотетов» (2007)
- Пелецис. «Отче наш» (2021) (российская премьера)
- Румский. Impera nobis («Царствуй над нами») (2023) (мировая премьера)
МУЗЫКАНТЫ
Вокальный ансамбль Terminus
Сергей Терентьев, дирижёр
Татьяна Бикмухаметова (вокал)
Ксения Лебедева (вокал)
Хормейстер
– Марина Аксёнова
Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Три из них посвящены камерным сочинениям XX–XXI веков, еще в одну вошли образцы духовной хоровой музыки a cappella с XII века до наших дней: «Опыты неисполненной музыки» (31 января), «Молитвы и гимны» (18 марта), «Cantiones Sacrae. Эволюция духовной музыки a cappella. Восток/Запад» (21 апреля), «Пророчества и символы» (14 мая). В концертах принимают участие лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также недавно образованные коллективы – Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus.
Концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, второй сезон которого стартует в Зале Чайковского 25 февраля. Первый, посвященный духовной музыке из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад при участии вокального ансамбля Intrada, хора Госкапеллы России, ансамбля Questa Musica и дирижеров Екатерины Антоненко, Валерия Полянского, Филиппа Чижевского. В нынешнем сезоне темаMusica sacra nova – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность».
Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.