В ОМСКЕ В СЕДЬМОЙ РАЗ ПРОХОДИТ ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ
«Только премьеры» – такой девиз можно прочесть на обложке буклета и по-хорошему удивиться смелости Омской филармонии, которая не боится проводить фестиваль из незнакомых для публики сочинений современных композиторов. «Я благодарю наших слушателей за доверие, за понимание. Я знаю, что многие из вас ждут этот фестиваль», – сказала на творческой встрече после открытия директор Омской филармонии Ирина Лапшина. Это еще одна отличная традиция, дающая возможность чуть-чуть сблизить дистанцию между артистами и слушателями, сделать филармонию местом, где не только слушают музыку, но и говорят о ней, готовы к диалогу и вопросам.
Стержнем всех программ нынешнего фестиваля стал поиск красоты, а концерт-открытие получил подзаголовок «Вдохновение». Это ключевое слово для любого художника, и сочинения, прозвучавшие в этот вечер, точно были рождены в творческом порыве.
Открывала фестиваль Симфония № 5 Александра Чайковского – автора, хорошо знакомого омичам. На пике пандемии в Омской филармонии состоялась мировая премьера Седьмой «Карантинной» симфонии. Потом Дмитрий Васильев познакомил слушателей с Шестой симфонией. Что касается Пятой, то, написанная в 2019 году, она звучала всего дважды: в Казани (так как посвящена Александру Сладковскому) и в Москве. А теперь Омск подхватил эстафету.
Александр Чайковский умеет шутить и даже немножко хулиганить в музыке, но также он бывает очень серьезным, и Пятая симфония как раз относится к числу его сложных произведений – о жизни, о драматических перипетиях, о борьбе. Этому посвящена первая часть, которая завершается неожиданным умиротворением, после чего вторая часть вновь возвращает нас к ужасным видениям. Оркестр буквально вопиет и взывает, и эта трагическая коллизия находит мажорное разрешение после длительного мучительного восхождения. Дмитрий Васильев очень здорово выстроил линию нагнетания напряжения, где на фоне непрерывного остинато, как всполохи, звучат короткие мотивы у струнных, у вибрафона. Финальное торжественное тутти производит сильное впечатление – словно разверзлись тучи и луч солнца пронзил мглу.
После такого насыщенного событиями произведения требовалось нечто контрастное, хотя бы в жанровом отношении. Дмитрий Васильев точно рассчитал эффект, поставив вслед за мэтром сочинения композитора Екатерины Карпенко, которые Омск в этот вечер открыл для себя.
До 2014 года она работала и жила в родном Луганске, но затем, в силу известных событий, она вернулась в Россию, давшую ей образование, профессию. «Отражения в себе» посвящены Омскому академическому симфоническому оркестру. На вопрос, как свежие современные партитуры попадают в поле зрения, Дмитрий Васильев ответил так: «Мне приходит много писем от композиторов, которые предлагают свои партитуры. Я слушаю, смотрю ноты, что-то мне кажется менее близким – беру в репертуар то, что понимаю. Точно так же Екатерина Карпенко прислала мне свои произведения, файлы с записями».
Когда известный ведущий, лауреат Премии Москвы и Российской национальной музыкальной премии «Овация» Петр Татарицкий объявил полное название композиции – «пятнадцать пластических мини-сцен сознания и подсознания» – и акцентировал внимание на цветовом решении (композитору виделась палитра оттенков розового и алого), то возникли мысли, не окажется ли произведение затянутым и как впишется этот номер в канву концерта. Однако перформанс, созданный Театром танца «нОга», заворожил музыкальностью, тонким вслушиванием в изгибы мотивов, в ритмические конструкции. Руководитель Театра танца Ольга Горобчук подтвердила эти ощущения: «Мы не можем работать отдельно от музыки, но в то же время мы не должны быть декорацией музыки, а оркестр, в свою очередь, не должен был нам просто подыгрывать. Важно, чтобы никто не был на вторых ролях. Мы хотели через телесность добиться того, чтобы зрители в зале сами ощущали энергетические волны, чтобы захотелось руку поднять, быть вместе с артистами».
Пятнадцать сцен – пятнадцать состояний двух мужчин и двух женщин, они то объединяются в общий ансамбль, то распадаются на пары или солируют. Лексика – типичная для современного танца: артисты ползают по кромке сцены, извиваются, изгибаются, но все это вкупе с музыкальной экспрессией работает на главную идею – выразить внутренние состояния человека. Прояснить намерения помогли обещанная световая партитура в тонах сакуры и титры с поэтичными названиями сцен («Мотыльки внутри», «По осколкам радуги» и так далее), а также краткими фразами, иногда напоминавшими японские хокку: «Он шел, словно парил, по тонко выложенной в пространстве ниточке утра…»
При всей новизне и явной неакадемичности «Отражений в себе» филармоническая публика восприняла композицию с явным интересом, оценив, прежде всего, психологизм концепции и импрессионистическую красочность музыки.
У Екатерины Карпенко в Омске состоялся двойной дебют. И Концерт для тубы с оркестром оставил не менее яркое впечатление – благодаря особому тембру солиста. От массивной, «неуклюжей» тубы меньше всего ожидаешь каких-то романтических флюидов, однако композитор так написала партию солиста, что туба раскрылась как инструмент многообразных возможностей. Во всяком случае, замечательный солист Госкапеллы России Федор Шагов сумел увлечь воображение звучанием инструмента: у него туба и вела кантилену, и издавала рычащие звуки, он с легкостью играл сложные пассажи и глиссандо, и даже извлекал дубль-тоны – особый прием у духовых, когда исполнитель издает звук и одновременно как бы поет. В кульминации Федор Шагов артистично взял гигантскую сурдину, похожую на какой-то взрывной агрегат, и водрузил на раструб – это было воспринято как некий дополнительный трюк, внесший чисто зрительное разнообразие в сгущенно-сумрачную атмосферу сочинения.
«Меня поразила трактовка тубы как сольного инструмента, – поделился впечатлениями Дмитрий Васильев. – Обычно репертуар тубистов вторичен: либо играют переложения, либо романтические опусы, где возможности инструмента использованы ограниченно. Здесь туба трактуется как глас свыше. Мне показалось, что это попадание в точку».
Завершал вечер еще один необычный инструментальный тандем – домра и контрабас, солировавшие с оркестром в пьесе «Рандеву» Ефрема Подгайца. Встреча (а именно так с французского языка переводится название) вышла задорной, остроумной. Домра в руках Екатерины Мочаловой и контрабас у Андрея Иванова спорили, ссорились, подкалывали друг друга, в сольных моментах вели монологи – было полное ощущение, что артисты внутри себя проговаривают некий текст, настолько выразительны были интонации и фразировка. Оркестр же получил многообразную трактовку – как рефери, оппонент или единомышленник, где в фактуре также выделялись свои персонажи-солисты – гобой, скрипка, труба. Ефрем Подгайц мастерски выстроил форму, интригуя слушателей неожиданными модуляциями от романтического звучания в сторону танго, от кантилены до колких синкоп. Оглушительные стоячие овации стали импульсом для артистов продлить диалог о новой музыке с залом и подарить эффектный бис – пьесу «Фиеста» Андрея Иванова.
«“Фиеста” завоевала огромную популярность, ее играют во всем мире. Некоторые даже думают, что это джазовый стандарт, – пояснила после концерта Екатерина Мочалова. – Мы исполняли ее с Андреем множество раз и всегда что-то импровизировали на ходу. Не существует двух одинаковых записей». В этот раз получилась невероятно гремучая смесь, поскольку к домре и контрабасу присоединилась туба. Оказалось, что и джаз подвластен Федору Шагову, а в целом получилось так драйвово, что ноги сами пытались пуститься в пляс под зажигательные латиноамериканские ритмы.
Одним из самых строгих слушателей в зале был, безусловно, министр культуры Омской области Юрий Трофимов: «Почему я сегодня здесь? Я обычный человек, омич, как и многие жители города и области, регулярно посещаю филармонию. Не секрет, что у нас сложно достать билеты на концерты в филармонии, и это очень хорошо. Современная музыка должна поднимать глубинные вещи, она не простая, но дает возможность открывать в себе какие-то тайные струны. Прикоснуться к чему-то новому, неизведанному – волнующий опыт. Фестиваль Новой музыки – особое событие, оно привлекает и свою публику, и показывает уровень развития филармонии и ее друзей в Омске. Очень хорошо видно, что слушатели знают, куда они идут, готовятся и ждут фестиваль – полный зал тому подтверждение, знак того, что в городе музыку ценят и разбираются в ней, ждут новых, необычных впечатлений».
Автор текста Евгения Кривицкая