Фото с сайта opensoundorchestra.ru
Программу «Музыка машин. От авангарда до наших дней» представит в ДК «Рассвет»
OpensoundOrchestra. Как композиторы, жившие век назад, откликнулись на технологический прогресс, на кардинальное обновление городской звуковой среды, которая наполнилась стуком трамвайных колес, ревом моторов, фабричным гудком или клаксоном автомобиля? Как сегодняшние композиторы реагируют на новые вызовы технологий, когда любой звук можно многократно обработать через компьютерные программы?
Современные композиторы обращаются к известным опусам, классике русского авангарда вековой давности – пьесам «Завод» Александра Мосолова и «Рельсы» Владимира Дешевова и представляют их как объекты сегодняшнего дня: «Завод» прозвучит в версии для фортепиано, фонограммы и звуковых объектов, а «Рельсы» - в переложении Александра Хубеева для квинтета и электроники.
В центре программы – опус американского минималиста Стива Райха «Different Trains», а на другом временном полюсе – пьесы, написанные совсем недавно: «Станция невозврата» Олега Гудачева и сюита «Breaking screens» Габриэля Прокофьева.
Коллектив OpensoundOrchestra существует уже пять лет, и своей весьма активной деятельностью доказывает, что вопреки расхожему мнению негосударственные оркестры справляются без внушительных дотаций. Сердце оркестра – супружеская пара, виолончелистка, директор коллектива Ольга Калинова и скрипач, дирижер и художественный руководитель OpensoundOrchestra Станислав Малышев.
Ольга Калинова в формате блиц-интервью ответила на вопросы корреспондента «Независимой газеты»:
- Как появился OpensoundOrchestra?
- История такая: Стас подарил мне оркестр на Новый год. Как бы это пафосно ни звучало, а не хотелось бы пафоса, мы - взрослые люди, поработавшие в лучших коллективах, поняли, что пришла пора делать что-то свое, самим.
- Как формируется оркестр? Вы собираете людей под программы?
- OpensoundOrchestra чем интересен? В его основе - квартет с огромным, разнообразным репертуаром. А для наших программ состав расширяется по надобности, от камерного до большого симфонического: недавно, например, представили премьеру сочинения Андрея Зеленского для 75 музыкантов и солистов в Большом зале консерватории.
- На что вы существуете?
- На то, что зарабатываем.
- Есть ли у оркестра миссия, манифест?
- Да: дать звучать музыке молодых талантливых композиторов России, и не только. Помогать им услышать свою музыку, расти в творческом и профессиональном смысле. Дарить радость музицирования нашим чудесным коллегам.
- Как формируются программы?
- Программы придумывает и выстраивает Стас. Конечно, есть программы по заказу, но они всегда контролируются художественным руководителем. Мы стараемся работать так, чтобы донести до публики, что современная академическая музыка может быть интересной, дарящей эмоции и впечатления не слабее чем классическая или романтическая.
- С кем из композиторов вы сотрудничаете?
- Молодые композиторы – Настасья Хрущева, Николай Попов, гуру – Владимир Мартынов, Сергей Ахунов, Алексей Айги, Павел Карманов. Многие другие пишут для нас музыку. Нас часто приглашают для записи музыки в кино и сериалах – в нашем багаже уже несколько десятков фильмов. Мы участвовали в программе Союза композиторов «Ноты и квоты», часто сами заказываем новые произведения молодым авторам. И это важнейшие проекты для нас.