Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

В центре — кадр: как прошла выставка-концерт памяти Виктора Ахломова

В центре — кадр: как прошла выставка-концерт памяти Виктора Ахломова

«Известия» и Союз композиторов отметили 85 лет со дня рождения легендарного фотохудожника

Фотографии встретились с музыкой, а светлая атмосфера советской оттепели согрела непогожую Москву. В концертном пространстве #Нелекторий фирмы «Мелодия» 29 марта прошел вечер памяти Виктора Ахломова — фотохудожника, проработавшего в «Известиях» более полувека и создавшего хрестоматийные образы своей эпохи. 85-летие со дня рождения мэтра было решено отметить мероприятием, которое оказалось одновременно вернисажем выставки работ мэтра и концертом из произведений, отражающих дух искусства Ахломова. Организаторами выступили «Известия» и Союз композиторов России — и это еще одна знаковая встреча.

Совпадение со временем

В «Известия» Виктор Ахломов пришел еще в 1960 году. Легендарный главред Алексей Аджубей пригласил молодого фотографа присоединиться к коллективу только что созданного пятничного приложения «Неделя». И это было счастливое попадание: именно в «Неделе», родившейся на волне оттепели, талант Ахломова сразу раскрылся. И стало понятно, что это не только блестящий фотокорреспондент, имеющий очень важное качество — везение оказаться в нужный момент в нужном месте, — но еще и настоящий фотохудожник, который каждый сюжет превращал в метафору, одухотворенный художественный образ, совершенно повседневные ситуации мог увидеть так, что получались история, сюжет.

При этом он не был непризнанным, непонятым, не работал в стол. Он счастливо совпал со своим временем. Однако время прошло — а снимки Ахломова продолжили жить. Шагнули со страниц газеты в выставочные залы. И одну из первых уже посмертных выставок Ахломова организовал в 2018 году Союз композиторов. Виктор Васильевич много снимал музыкантов, дружил с ними, ходил на концерты. Это была важная часть его жизни и творчества. Портреты великих композиторов и исполнителей как раз и составили экспозицию, которая дебютировала на Санкт-Петербургском культурном форуме, а затем проехала по городам России и в конце концов нашла постоянное пристанище в новом концертном пространстве фирмы «Мелодия» под названием #Нелекторий.

Неудивительно, что, когда встал вопрос, как же отмечать 85 лет со дня рождения Виктора Васильевича, у «Известий» появилась идея объединить усилия с Союзом композиторов и, во-первых, дополнить постоянную экспозицию #Нелектория разножанровыми работами Ахломова из архива «Известий», а во-вторых, сделать музыкальную программу, которая была бы собрана из сочинений композиторов — героев Ахломова и, главное, отражала бы настроение его искусства. Союз инициативу поддержал.

Симфония Ахломова

Гости вечера, среди которых были родственники, коллеги и друзья Виктора Ахломова, а также известинцы нескольких поколений, услышали сочинения Дмитрия Шостаковича, Гии Канчели, Родиона Щедрина и Арво Пярта в исполнении лауреатов международных конкурсов — скрипача, основателя Opensound Orchestra Станислава Малышева и пианиста Алексея Кудряшова. Четыре опуса, подобно частям симфонии, стали выразительным рассказом об эпохе, в которой родилось искусство Ахломова, и воспринимались как саундтрек к сценам воображаемого фильма — фотографиям, многие из которых удивительно кинематографичны и рассказывают целую историю.

Так, например, «В подражание Альбенису» Щедрина «срифмовалось» с парным фотопортретом, на котором Майя Плисецкая с нескрываемым восхищением смотрит на своего мужа. Ведь именно страсть к балерине Большого театра дала творческий импульс Щедрину и побудила его к созданию этой блестящей, темпераментной пьесы, обыгрывающей народные темы Андалусии.

Плисецкая писала о начале их отношений: «Мы свиделись в классе… Занималась я в черном, обтянувшем меня французском трико — была одной из первых, кто репетировал в купальнике-эластик… На Щедрина обрушился ураган фрейдистских мотивов…» Эти фрейдистские мотивы как раз очень чувствовались в сочинении «В подражание Альбенису», сыгранном Малышевым и Кудряшовым с блеском и юношеским задором.

В свою очередь, начальный опус авторства Дмитрия Шостаковича — романс из музыки к фильму «Овод» — создал портрет советской эпохи, увиденной будто глазами самого Ахломова. Ведь в этой светлой, оптимистичной музыке, в общем-то, не очень типичной для композитора трагического мировосприятия, — то же жизнелюбие, что всегда было характерно для искусства Виктора Васильевича.

Постскриптум эпохи

Кинематографическую тему продолжили четыре пьесы Гии Канчели из цикла «18 миниатюр для скрипки и фортепиано, основанных на темах из музыки для кино и театра». С творчеством Ахломова их роднят тонкая добрая ирония и, главное, та удивительная человечность, что была присуща обоим художникам. Ну а завершением программы стало сочинение Арво Пярта Fratres («Братья»). И это был уже не столько комментарий к искусству Ахломова, сколько постскриптум к рассказу о нем, светлый реквием и по фотографу, и по его эпохе.

Концерт — событие разовое, зато выставка останется в #Нелектории еще на два месяца и будет бесплатно доступна посетителям мероприятий Союза композиторов и «Мелодии». В самом деле, черно-белые снимки Ахломова прекрасно вписались в пространство зала — монохромное, уютное, оформленное с легкой примесью ретро и располагающее к той неформальности, которая была свойственна и работам великого известинца. А значит, и широкая публика в ближайшее время сможет увидеть и услышать мир через призму его творчества.

Автор текста Сергей Уваров

Источник