Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Проекты Союза композиторов России показали перспективу развития сегодняшней музыки

Проекты Союза композиторов России показали перспективу развития сегодняшней музыки

Еще несколько лет назад выпускники композиторского факультета музыкальных вузов, их старшие коллеги и авторы-энтузиасты из регионов находились в положении маргиналов. Их концептуальные сочинения звучали разве что в тесном кругу любителей и знатоков современной академической музыки: к исполнению приглашались, как правило, друзья-музыканты автора, а о том, чтобы эти пьесы были изданы или записаны, и вовсе не шло речи.

Такое грустное положение вещей во многом исправила команда Союза композиторов России, которая после своего ребрендинга превратилась в генератор креативных, нужных и полезных этому музыкальному миру идей. Благодаря их бурной деятельности композиторы стали получать заказы и гонорары, их произведения начали регулярно исполнять ведущие российские оркестры и ансамбли – и, что немаловажно, при поддержке государства. Быть членом Союза композиторов молодым авторам теперь почетно и солидно: организация (уже окончательно избавившись от советского шлейфа) предоставляет им полный карт-бланш, воплощает в жизнь самые экспериментальные идеи и дает возможность спокойно и комфортно продвигать свою карьеру.

В Рахманиновском зале Московской консерватории завершился традиционный проект Союза композиторов «Пять вечеров». Это некий «смотр» композиторского творчества со всех регионов нашей необъятной страны – от Калининграда до Владивостока. На пяти концертах подряд звучат сочинения членов Союза композиторов, написанных для самых разных составов, будь то электроника или ансамбль балалаек. Публика может познакомиться с современной академической музыкой любых направлений и стилей: это и минимализм, и поставангард, и джаз, и даже инструментальный театр. Такая неоднородная панорама наглядно показывает, что пишут и в каком ключе мыслят ныне живущие авторы, что представляет собой современная академическая музыка России и какова ее дальнейшая перспектива развития.

На первом из «Пяти вечеров» объединились сочинения в квазифольклорном стиле, где композиторы по-своему исследовали русский народный мелос, ритмику, гармонию. У Владимира Кобекина в фортепианном опусе «Господин Великий Новгород» ощущалась аллюзия на русское знаменное пение и колокольность, у Сергея Попова – подражание ярмарочным сценам Стравинского, а Григорий Зайцев соединил минимализм и народные тембры домр и балалаек. Второй концерт целиком был отдан мультимедийным композициям Центра электроакустической музыки Московской консерватории – это было визуально красиво, акустически эффектно, пространственно-мощно и супертехнологично.

В пьесах Николая Попова, Анны Поспеловой, Николая Хруста, Олега Гудачева звуки акустических инструментов, электроника, видео, саундскейп вступали в особое взаимодействие друг с другом. А импровизационное трио ElActrio – Николай Попов, саксофонист Аркадий Пикунов и перкуссионист Петр Ившин – оригинально переосмыслили «Манифест свободной музыки» Николая Кулибина.

Следующие три вечера фестиваля были также не менее любопытны. Один из них целиком заключал в себе хоровую музыку, где в одной программе соседствовал хор Родиона Щедрина, написанный на слова Эдуарда Лимонова, и оммаж Жоскену Депре от Армана Гущяна и Алексея Сысоева. Эту новую русскую сакральную музыку исполнили настоящие вокальные мастера – Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева и хор Intrada под руководством Екатерины Антоненко. В четвертом концерте с участием Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) и «Студии новой музыки» запомнился перформанс Ольги Бочихиной «Акустико-пространственные миражи»: исполнители исследовали пространство Рахманиновского зала, перемещаясь с фонариками в руке и перебирая светящиеся шары. А в финальном вечере любители традиционного музыкального языка могли наконец выдохнуть: прозвучали романтичные чувственные опусы Кузьмы Бодрова, Лилии Ризвановой, Алсу Абдуллиной и даже посвящение дамам филармонического общества (точнее, одной даме – солистке Екатерине Мечетиной) от Олега Пайбердина. Не обошлось и без актуального. Мечетина и ее напарница, домристка Екатерина Мочалова сыграли сюиту «2022 год» Ефрема Подгайца, в которой композитор выразил свою реакцию на происходящее в Украине (и даже процитировал две украинские народные песни).

Не так давно Союз композиторов подвел итоги проекта «Ноты и квоты». Это программа, объединяющая интересы авторов и исполнителей, о которой еще пару лет назад они и мечтать не могли. Творческие коллективы или солисты заказывают желаемому композитору сочинение, тот получает гонорар от Минкульта, а его опус неоднократно звучит в течение концертного сезона на разных площадках страны. Все это время «заказчик» и «исполнитель» работают вместе, и такое сотворчество оказывается и выгодным, и перспективным: композитор больше не пишет в стол, пианист или скрипач расширяет свой репертуар сложными для игры, мудреными опусами из сферы современной академической музыки.

Собственно, об этой полезной коллаборации говорили на презентации второго сезона «Нот и квот» (название, кстати, отлично передает суть проекта). В Нелектории фирмы «Мелодия» – новом концертно-выставочном пространстве на Новослободской улице – несколько «пар» делились впечатлениями от взаимодействия друг с другом (встречу модерировал музыковед Сергей Уваров).Так, композитор Денис Хоров поведал о том, как замысел его «Фантазии» для альта и фортепиано складывался аж четыре года, но, к счастью, Дарья Филиппенко, признанная исполнительница новой музыки, свой заказ все же дождалась и великолепно выучила этот романтический цикл, о чем свидетельствовало ее исполнение вместе с пианисткой Ксенией Апалько.

У композитора Артема Пыся оказалась другая история – именно ему пришлось добиваться внимания небезызвестного пианиста Алексея Гориболя: в итоге намеченный союз, к которому еще добавились вокалисты, родится уже в будущем году. А Сергей Шестаков и Наталья Прокопенко получили предложение написать новое сочинение от двух ансамблей новой музыки: молодежного Kymatic и мэтров «Студии новой музыки». Еще одна победительница «Нот и квот» – композитор Настасья Хрущева – на презентации не присутствовала, но за нее об инструментальном цикле «Пять песен на Рождество» подробно рассказал солист ансамбля Opensound Orchestra Станислав Малышев (и представил его со своими коллегами по квартету). В камерной уютной обстановке Нелектория слушателям приоткрыли завесу тайны над тем, что получилось по итогам проекта «Ноты и квоты». А как это будет звучать в филармонии или консерватории и как сложится судьба этих совместных сочинений, разумеется, покажет время.

Автор: Надежда Травина

Источник