Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

ЛЕБЕДЬ СКОРЕЕ ЖИВ

ЛЕБЕДЬ СКОРЕЕ ЖИВ

В ГАЛЕРЕЕ «ГРАУНД СОЛЯНКА» ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВЫСТАВКА РАБОТ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ И МЕДИАХУДОЖНИКОВ

Солянка всегда активно сотрудничает с композиторами, но на этой выставке им отведена ведущая роль. Кураторы события художница Катя Бочавар и композитор Николай Попов продемонстрировали совершенно разные агрегатные состояния музыки: «симбиоз звукового, визуального и кинетического искусств». Название «Лебедь сдох», взятое из пьесы Антона Светличного, трактуется как переосмысление традиционного представления о композиции и ее авторах. В экспозиции можно найти инсталляции, перформансы, интерактивные работы, видеоарт; новые сочинения и версии ранее существовавших произведений.

На выставке представлены работы участников CEAM Multimedia Lab – образовательного проекта Центра электроакустической музыки Московской консерватории, проходящих при поддержке Союза композиторов России. В прошлогодней лаборатории композиторы вместе с видеохудожниками создавали мультимедийные произведения о Москве, и с их сочинениями можно ознакомиться в одном из залов. «Панельки» Егора Савельянова, одного из участников, исполнялись на открытии выставки и затем из перформанса превратились в инсталляцию: декорации и инструменты (металлические конструкции, листы и балки) теперь не звучат, а стоят просто как визуальные объекты, живые исполнители существуют в видеопроекциях.

В лаборатории этого года композиторы осваивали разные среды программирования и учились создавать электромеханические инструменты. Участниками CEAM Multimedia Lab стали Илья Вязов, Роман Жауров, Павел Поляков, Егор Савельянов и Антон Светличный.

Медиатором выставки «Лебедь сдох» выступает композитор Светличный, он сопровождает посетителей на экскурсии по виртуальной Солянке – пространству, созданному видеохудожником Александром Плахиным и спрограммированному Алексеем Наджаровым. Послушать футуристические рассказы от голограммы-Светличного можно, надев очки и вооружившись джойстиком.

Сквозной темой стали музыкальные инструменты, многие из которых создавались специально для проектов: спектаклей, фестивалей или для других арт-событий. С каждым звучащим объектом связана своя история, достойная отдельного фильма. Если кто-нибудь задумает сделать документалку о композиторах, то совершенно точно не стоит снимать авторов в классических залах или интерьерах консерваторий. Фильм должен начинаться с того, как композитору Николаю Попову звонят продавцы радиорынка и сообщают, что получили несколько старых реле. Дальше, конечно же, съемка процесса покупки и пробы на звук этих объектов, а потом – в мастерскую, где медиахудожник Олег Макаров все паяет и коммутирует, достает из загашников другие свои находки, соединяет и – появляется новый музыкальный инструмент.

Так были созданы релефоны для оперы Попова про академика Сахарова «Аскет». В спектакле они стали частью декорации, а на выставке воспринимаются как абсолютно самостоятельный арт-объект. Трещащий и сухой звук «стукачей» сосуществует на Солянке рядом с инсталляцией «Рециклофония II» художников Олега Макарова и Василия Ёлшина. Она состоит из похожих механизмов, но там важную роль играет свет: то и дело загораются автомобильные фары и сигнальные маячки самолетов.

Еще одним застывшим перформансом стала работа междисциплинарной группы WALDGANG (композитор в ней – Павел Поляков). В начале выставки посетителей встречает огромный колокол. Он – ключевой элемент перформанса «МРОТ» – был отлит из 500 000 монет. Гонорара, который получили участники на создание проекта. Таким образом, деньги были конвертированы в музыкальный инструмент. На открытии выставки колокол торжественно выносили культуристы, а затем провернули виртуознейшую операцию: подвесили на цепи и спустили его между лестничными пролетами.

В произведении Ильи Вязова основными объектами стали детские игрушки. В белом, почти стерильном, пространстве по подоконникам разложены десятки погремушек, плюшевых зверюшек и прочих вещиц, к каждой из которых подключены микрофоны. Все игрушки окутаны проводами, а звуки передаются и затем транслируются через колонки.

Еще один уникальный инструмент выставки – большой барабан с соленоидами. Эти металлические устройства стали важнейшим элементом инсталляции Алексея Сысоева «Агон. Избранные тексты». Способ взаимодействия с ними придумал Олег Макаров: они, как жучки, цокают и ползают по барабану. Произведение исполнялось в нескольких концертах, но в таком варианте соленоиды уходят на второй план, потому что их сложно разглядеть на полутемной сцене. На выставке гораздо интереснее, ведь к ним можно подойти совсем близко.

Посетителям на выставке можно быть наблюдателями: сидеть на диванчиках и смотреть видео Александра Петтая «Медитация над серым», долго вглядываться в изменения годичных колец на «Медиапне» Евгения Афонина, следить за тем, как взаимодействуют между собой два динамических прибора в произведении Наджарова «С названием», или изучать абстрактную картину Давида Ру.

Можно стать и активным участником: в работах, спрограммированных композитором Эльдаром Садыковым, визуальный и аудиальный ряды каждый желающий может адаптировать под себя. В «Электронных этюдах» – управлять сразу тремя экранами, а в «Аттракторе» (сделан совместно Егором Савельяновым и Даниилом Савельяновым) – изменять звучания, а также яркость и оттенки цветов в биоинформационном аквариуме. В инсталляции Попова и Наджарова – оставлять отзывы о выставке или любые другие комментарии: набирать сообщения на обычной компьютерной клавиатуре, синхронизированной с пианино-дисклавиром, где буквы преобразуются в звуки, а тексты – в мини-пьесы.

Выставку дополняют концерты. В них можно услышать электроакустические и мультимедийные произведения, а в ноябре – импровизационную экспериментальную электронику в исполнении ELACtrio.

Автор текста Ирина Севастьянова

Источник