Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Тропа к Чайковскому

Тропа к Чайковскому

В Клину прошел VI Международный фестиваль имени П.П. Чайковского


В доме-музее Чайковского состоялся концерт однофамильца композитора, нашего современника Александра Чайковского – заведующего кафедрой композиции в той самой Московской консерватории, где некогда профессорствовал Петр Ильич.

Лежащая на поверхности идея срифмовать через столетия фамилии нашла серьезное художественное воплощение. Программа началась с музыки воспитанников Александра Чайковского прошлых лет, ныне уже матерых профессионалов. Кузьма Бодров предстал в двух ипостасях – как исполнитель и как автор очень красивой, почти импрессионистической пьесы «Очарованный» для альта и фортепиано и в совершенно ином ключе написанной Скрипичной сонаты. Автор за роялем и скрипач Никита Борисоглебский трактовали сонату почти как экспрессионистскую драму, ставящую перед слушателями экзистенциальные вопросы.

Александр Чайковский представил мировую премьеру, новинку пандемического времени – Тринадцать вариаций на тему Бориса Мокроусова.

Мелодия песни «Одинокая гармонь» была искусно препарирована, с тем чтобы разъятые сегменты в конце сложились в узнаваемую тему. Дарья Филиппенко (солировавшая и в пьесе Бодрова) зачаровала бархатистостью тембра инструмента, не по-альтовому ровного и пластичного во всех регистрах. С ней в дуэте артистично выступил пианист Алексей Кудряшов, «расслышавший» в фортепианной партии оркестровые краски. Интересно было наблюдать и за мимикой музыканта, эмоционально переживавшего каждую фактурную метаморфозу мокроусовской песни.
В финале прозвучали пять романсов из цикла «Из жизни петербургской актрисы». Александр Чайковский создал исповедальные монологи, где речь о сути творчества и жизни на сцене. Во всяком случае, петербуржцы меццо Олеся Петрова и пианист Алексей Гориболь именно так прочувствовали эту музыку.

Вынужденное «отлучение» от публики аккумулировало энергетику певицы: она пела с такой самоотдачей, с таким мастерством и вокальным качеством, какие не всегда наблюдаешь в привычной круговерти концертного сезона. И это – еще одна тема для размышлений: не стоит ли после возвращения из изоляции пересмотреть графики и ощутить, как важны паузы и моменты перезагрузки.

Концерт вышел нерядовым: близость публики к музыкантам, их комментарии «от первого лица», присутствие всех композиторов, чьи произведения звучали, – все это создало особую, по-домашнему доверительную атмосферу. А когда «на бис» Олеся спела романс «Я ли в поле да не травушка была» Петра Чайковского, публика прослезилась, и возникло ощущение, что хозяин дома осенил этот момент своим незримым присутствием.

Подробнее о фестивале