Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Сравнивая композиторов

Сравнивая композиторов

Новый московский концертный зал «Зарядье» успешно работает уже второй сезон. Его первый год был необычайно ярким – много интересного в афише, громких имен, нетривиальных программ и т. п.

Не снижать темпов, а лишь наращивать их, намерены в новой культурной институции столицы и во второй год своего существования. Форматы появляются новые, расширяется и аудитория.

В малом зале начался интересный образовательный цикл «для маленьких и стареньких», то есть для всех, для самой широко публики – дневные концерты под наименованием «Я – композитор!». Их организатором является Союз композиторов России, а цель музыкально-просветительского проекта заявлена такая – «познакомить детей и их родителей с произведениями наших современников и шедеврами классической музыки, научить слушать, слышать и понимать язык музыки.

Программа каждого концерта включает в себя сочинения современного автора, участника цикла, которые прозвучат в диалоге с выбранной им музыкой прошлых эпох».

Автором идеи цикла выступил известный московский композитор Ефрем Подгайц, он же будет основным фигурантом третьей встречи проекта. По его словам, «…все концерты проекта будут включать музыку классическую, зарубежную и русскую, барочную и романтическую, а также современную, написанную ныне живущими композиторами.

Очень важно, чтобы люди понимали, что музыка — это не только развлекательная “попса”, но и что-то другое — серьезное, интересное и увлекательное. Новая академическая музыка должна быть такого качества, чтобы она могла звучать рядом с музыкой Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского».

Ему вторит ведущая концертов культуролог Анна Генина: «Чтобы взрослая публика ходила на концерты современной академической музыки, надо заложить интерес к этой музыке с детства. Необязательно становиться профессиональным музыкантом, важно просто любить музыку. Мы надеемся, что цикл “Я — композитор” станет для многих слушателей дорогой в волшебный звучащий мир».

В первом концерте цикла московская публика имела возможность пообщаться с костромским композитором Еленой Лебедевой, а вторая дневная встреча была отдана знаменитому московскому композитору Александру Чайковскому.

Идучи на сие мероприятие автор этих строк полагал встретиться с чем-то действительно небывалым и инновационным. Думалось, что диалог будет сосредоточен непосредственно на тех или иных элементах музыкальных произведений, показан их генезис, развитие, преломление, взаимодействие – так сказать, немножечко будет приоткрыта композиторская кухня, технология создания того или иного опуса. Понятно, что композиторский дар – особый, сродни священнодействию, и в голову к творцу все равно не залезешь. Да и не нужно.

Конечно, курс композиции за одну встречу, да еще и для непрофессионалов, а может быть даже для людей и вообще к музыке имеющих очень косвенное отношение, или не имеющих никакого, людей случайных (а такие точно были – самолично видел, как в кассе перед началом покупали билеты люди, пришедшие просто так, как говорится, время скоротать и новый зал посмотреть) – такого было бы наивно ожидать. Но все-таки хотелось, чтобы завеса над процессом создания произведений чуть-чуть бы приоткрылась для непосвященных.

Свелось же все к весьма традиционной «творческой встрече», каковых на моем веку было превеликое множество – и в режиме реального времени, и по радио-телевидению.

В течение часа ведущая задавала гостю весьма клишированные вопросы, часто, априори не имеющие ответов, а Александр Владимирович, не будучи, судя по всему блестящим оратором, уклончиво на них отвечал или, по сути, не отвечал вовсе.

Складывалось впечатления, что собеседники заранее плохо договорились – о чем, что и как они будут говорить для широкой публики (а в особенности для детей, коих в зале было немало, всех возрастов): элемент спонтанности, в общем-то, всегда интересный и творческий сам по себе, был несколько преувеличен, из-за чего заминки перемежались с банальностями, и, строго говоря, публика узнала мало чего нового, а уж о проникновении в тайны композиторского ремесла и говорить нечего – скорее напущено было туману еще больше, чем его было до встречи. Но, возможно, мои ожидания оказались чрезмерными и завышенными: как говорится, сам виноват.

Зато неоспоримо хорош оказался концерт, последовавший за беседой. В первом отделении прозвучало произведение «виновника торжества» – Концерт для скрипки, альта и камерного оркестра «Далекие сны детства», в котором блестяще солировали Никита Борисоглебский и Назар Кожухарь.

Тоска и печаль, ожидание чуда и томление по несбыточному, радость неизведанного и страх от встречи с ним – все слышится в этой многомерной, выразительной музыке, иные фрагменты которой больно царапают ухо, а иные – приносят сладость какого-то невероятного умиротворения. Так глубоко и так разно до сих пор умел говорить со слушателем лишь Шостакович – у Чайковского свой стиль и свой язык, но по силе высказывания его вполне можно сравнить с великим предшественником.

Выбор композитора-гостя из музыкального наследия прошлого оказался неожиданным и утонченным – во втором отделении прозвучали два концерта для мандолины и струнных, в обоих солировала великолепная Екатерина Мочалова, а аккомпанировал ей и надо сказать, аккомпанировал очень деликатно, тонко, как и в первом отделении дуэту скрипки и альта, Ярославский губернаторский симфонический оркестр под управлением маститого Мурада Аннамамедова.

Два концерта родом из 18 столетия, из его конца и из его начала – Паизиелло и Перголези. Первый – грациозный, праздничный, что называется, музыка, «вполне довольная сама собой»; второй – эталон вкуса и умеренности, глубины и проникновенности. Первый – умелое ремесло, сочинение очень высокого класса; второй – истинный отблеск гениальности. Таким образом, арка между двумя проявлениями философичности состоялась: гармония архитектоники целого счастливо восторжествовала.

Автор текста Александр Матусевич

Источник