Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Синельникова Ольга Владимировна

Синельникова Ольга Владимировна

Синельникова Ольга Владимировна

Музыковед
Кемеровское региональное отделение Союза композиторов России

Доктор искусствоведения, доцент ВАК, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры.

Родилась в 1965 году. Закончила Прокопьевское музыкальное училище (Прокопьевский колледж искусств имени Д. Хворостовского), затем Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по специальности «Музыковедение».

В 2002 году в качестве соискателя степени кандидата искусствоведения была прикреплена на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Евгения Ивановна Чигарева. 23 декабря 2004 года в диссертационном совете при Московской государственной консерватории защитила диссертацию на тему «Монтаж как принцип музыкального мышления Р. Щедрина (на примере инструментальных сочинений композитора)». Решением диссертационного совета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского от 23 декабря 2004 г., № 91 присуждена ученая степень кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 – «Музыкальное искусство» (диплом КТ № 149640 от 15 апреля 2005 г.).

30 мая 2013 года в диссертационном совете при ФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского» состоялась защита докторской диссертации на тему «Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля». Научный консультант – доктор искусствоведения, профессор Е. И. Чигарева. Единогласным решением диссертационного совета при Московской государственной консерватории (университете) имени П. И. Чайковского от 30 мая 2013 г., №1 присуждена ученая степень доктора искусствоведения по специальности 17.00.02 – «Музыкальное искусство». Приказ от 18 ноября 2013 г. №807/нк-1. Диплом ДДН № 025179.

Научная деятельность О. В. Синельниковой связана с проблемами музыки XX – начала XXI веков в целом и с исследованием творчества выдающегося отечественного композитора современности Р. К. Щедрина. В настоящее время Синельникова О. В. является автором двух монографий, посвященных творчеству Р. К. Щедрина, а также глав в трех коллективных монографиях, созданных в соавторстве с искусствоведами и культурологами, посвященных анализу развития искусства рубежа XX–XXI веков.

С 1995 года по настоящее время опубликовано 117 научных работ. Среди них: 5 монографий, 2 статьи в международных рецензируемых журналах, входящих в базы Web of Science и Scopus и 25 публикаций в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных Перечнем ВАК Минобрнауки РФ. Спектр исследовательских интересов О. В. Синельниковой включает в себя также проблемы культурологии, современной литературы, изобразительного искусства, киноискусства, фольклора, психологии. Данный круг научных интересов характеризует кандидатскую и докторскую диссертации и дает возможность рассматривать музыкальные явления в широком историко-культурном контексте.

Докторская диссертация «Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля» представляет собой фундаментальное, актуальное и наиболее полное на настоящий момент научное исследование творчества Родиона Щедрина. Это первая специальная музыковедческая работа, посвящённая проблемам авторского стиля композитора и его эволюции в контексте современной эпохи и национальных традиций. В работе рассматривается целый блок практически не затронутых в литературе о Р. Щедрине сочинений периода рубежа XX–XXI веков и осуществляется их комплексный анализ, сочетающий традиционный музыковедческий, междисциплинарный и контекстный подходы. По мнению оппонентов, автором этой докторской диссертации внесён серьёзный вклад в изучение современной отечественной музыки, в частности – в теорию музыкального постмодернизма и теорию современной композиции. Исследования, выполненные на таком высоком научном уровне, имеют большое значение для развития в регионе искусствоведческого направления, которое в Кемеровской области находится пока в стадии становления, особенно в сфере музыкального искусства (научная специальность 17.00.02).

Последние пять лет О. В. Синельникова вела редакторскую работу, являясь научным сотрудником научной лаборатории теоретических и методических проблем искусствоведения Кемеровского государственного института культуры. Совместно с коллегами искусствоведами и культурологами подготовила к изданию пять выпусков – сборников научных трудов «Искусство и искусствоведение: теория и опыт».

О. В. Синельникова является постоянным научным редактором журнала теоретических и прикладных исследований «Вестник КемГУКИ», рецензируемого ВАК; является ответственным редактором сборника Музыкальная культура России и Италии: из XX в XXI век: сб. науч. статей по материалам Междунар. научной конференции в Неаполе, 19-27 сентября 2019 г. – Москва: Центр поддержки и развития современного искусства им. Алемдара Караманова; Кемерово, 2020. – 236 с.

О. В. Синельникова — ведущий научный сотрудник Центра поддержки и развития современного искусства им. А. Караманова (Москва): участвует в организации мероприятий (конференций, форумов, конкурсов), осуществляет работу по редактированию сборников статей, составлению и редактированию программ, положений и другой документации.

Конференции, конкурсы.

На протяжении многих лет с 1995 по настоящее время О. В. Синельникова ежегодно принимает участие в международных, российских, межрегиональных научных и научно-практических конференциях в городах Москва, Санкт-Петербург, Неаполь (Италия), София (Болгария), Ольштын (Польша), Кишинев (Молдова), Одесса (Украина), Саратов, Астрахань, Екатеринбург, Уфа, Пермь, Челябинск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск, Кемерово. Среди них – международные научные конференции «Слово и музыка» к 140-летию Московской консерватории и памяти А. В. Михайлова (Москва, 2005), «К 100-летию со дня рождения В. П. Бобровского» (Москва, 2006), «Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия» (Астрахань, 2008), Международная конференция, посвященная русской музыке (Национальная академия музыки им. П. Владигерова, София, 2008), «К 80-летию Р. К. Щедрина» (Москва, 2012), «К 80-летию А. Шнитке» (Москва, 2014), «XX век. Музыка войны и мира» (Москва, 2015), «Жизнь музыки. К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского» (Уфа, 2016), «Музыкальная культура современной России» (Неаполь, 2017, 2018, 2019), «Явление школы в музыкальном исполнительстве и музыковедении: история и современность» (Одесса, 2020), «Проблемы художественного творчества: классицизм и классическое в произведениях искусства. К 250-летию со дня рождения Л. ван Бетховена» (Саратов, 2020), «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке» (Москва, 2020), «Музыкальная эпоха Л. Бетховена и ее исторический резонанс» (Новосибирск, 2020), «Музыкознание: культура. искусство. образование» (Москва, 2021) и многие другие.

О.В. Синельникова является организатором научных конференций форумов, в частности — Международного форума «Музыкальная культура России и Италии: из XX в XXI век» в Неаполе (2019), ежегодной международной научно-практической конференции «Культура и искусство: поиска и открытия» в Кемеровском государственном институте культуры (организация и руководство секцией «Исполнительское искусство и композиторское творчество в контексте культуры: теория, история, методология») и других.

Диплом II степени от 27.09.2002 В Первом открытом региональном конкурсе-смотре методических работ преподавателей музыкальных училищ Западносибирского региона за работу «Отечественная музыка второй половины XX века».

Монография «Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля» получила Диплом в Международном отраслевом конкурсе изданий для высших учебных заведений «Университетская книга-2014» в номинации «Лучший издательский проект».

Педагогическая деятельность в вузе.

Общий педагогический стаж 37 лет, из них 15 лет работы в Кемеровском государственного институте культуры в должности доцента и профессора. В настоящее время О. В. Синельникова читает базовые курсы музыкально-теоретических дисциплин «Гармония», «Полифония», «Музыкальная форма», и ведёт практические занятия на очной и заочной формах обучения по названным дисциплинам, осуществляет научное руководство бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями студентов направлений «Музыкально-инструментальное искусство», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», а также научное руководство диссертационными исследованиями. Ведёт разработанные авторские курсы. За 15 лет работы в вузе под руководством О. В. Синельниковой было защищено 58 дипломных работ и 11 магистерских диссертаций.

В процессе многолетней педагогической деятельности студенты О. В. Синельниковой регулярно выступали с докладами на научно-практических конференциях международного, российского и регионального уровней, становились лауреатами олимпиад и конкурсов научных работ. На протяжении ряда лет являлась постоянным организатором, участником и членом жюри музыкально-теоретических семинаров, детских и студенческих олимпиад, конкурсов различного уровня.

Научно-методическая работа. За период работы в Кемеровском государственном институте культуры подготовила к изданию учебные программы по дисциплинам «Гармония», «Полифония», «Чтение с листа и транспонирование», учебно-методический комплекс «Музыкальная форма», разработала авторские курсы по дисциплинам «Современная гармония», «Современная музыка: новые композиторские и исполнительские техники»; подготовила постоянно пополняемые учебно-методические комплексы по музыкально-теоретическим дисциплинам, размещенные в локальной сети.

В 2019 году О. В. Синельниковой было написано и издано учебное пособие (Полифония западноевропейского Средневековья и Возрождения. – Кемерово, 2019. – 238 с.).

Организационная и творческая работа. За годы работы заведующей кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства (с 2009 по 2018 гг.) Кемеровского государственного института культуры систематизировала учебный процесс кафедры по трем профилям «Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты». Разработала образовательные программы и учебные планы по государственным стандартам 3 поколения и поколения 3+ с полным обеспечением дисциплин учебными программами и УМК. Разработала документы для открытия на кафедре магистратуры по направлению «Музыкально-инструментальное искусство».

Организовала множество концертов и мастер-классов на территории КемГИК и на других площадках города и области. О. В. Синельникова являлась постоянной ведущей концертов преподавателей кафедры оркестрово-инструментального исполнительства. Ввела в практику кафедры новую форму тематических лекций-концертов, посвященных отдельным композиторам или исполнителям. Ввела и сделала постоянной такую форму концертной жизни кафедры, как «Концерт студентов класса преподавателя…». Восстановила и поддерживала деятельность учебного симфонического оркестра и систематизировала его концертную деятельность.

Просветительская деятельность. Глубокие профессиональные знания, свободное владение теоретическим материалом послужили основанием для привлечения О. В. Синельниковой в качестве лектора на областных курсах повышения квалификации для преподавателей теоретической и исполнительских специализаций ДШИ и ДМШ. За период с 2001 по настоящее время для преподавателей колледжей и музыкальных школ были прочитаны циклы лекций по отечественной и зарубежной музыке второй половины XX – начала XXI веков. Все лекции сопровождались аудио- видеоматериалами и презентациями. За высокий уровень проведения лекций неоднократно получила благодарственные письма от организаторов и слушателей курсов. Приглашалась в качестве председателя государственной аттестационной комиссии на выпускные государственные экзамены в музыкальные колледжи и колледжи искусств Кемеровской области.


За учебную и учебно-методическую деятельность О. В. Синельникова неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами Департамента культуры администрации Кемеровской области, г. Кемерово и г. Прокопьевска, за личный вклад в подготовку специалистов для учреждений культуры области, за многолетний творческий труд и большой вклад в развитие эстетического воспитания подрастающего поколения, за большой вклад в повышение квалификации преподавателей детских музыкальных школ. В 2014 году награждена медалью «За достойное воспитание детей». Также награждена грамотами и благодарственными письмами Департаментов культуры и администрации Кемеровской, Томской и Новосибирской области за активное участие в научных конференциях и подготовку студентов к выступлению с докладами. За последние годы неоднократно награждалась грамотами КемГИК за высокие показатели рейтинга по научной работе.


Перечень избранных профильных работ по специальности «музыковедение» О. В. Синельниковой

Книги

  1. Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина. – Кемерово, 2007. – 291с.
  2. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля: монография. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – 312 с.
  3. Искусство Кузбасса в контексте развития региона (период 1990–2010 гг.): коллективная монография/ Н.Л. Прокопова, О.В. Синельникова, Н.С. Попова, В.В. Чепурина, Т.А. Григорьянц. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. – 264 с.
  4. Жанрово-стилевые метаморфозы в искусстве начала XXI столетия: коллективная монография / Н.С. Попова, К.А. Мелехова, Б. Стано, О.В. Синельникова, Н.Л. Прокопова, В.В. Чепурина. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019. – 204 с.
  5. Жанрово-стилевые метаморфозы в искусстве начала XXI столетия: идеалы и ценности: коллективная монография / Л.В. Лейпсон, Л. О.В. Синельникова, Н.С. Попова, В. В. Чепурина, Н.Л. Прокопова, И.А. Крылов; отв. ред. Н. Л. Прокопова; пер. О.В. Ртищевой. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2020. – 208 с.
  6. Полифония западноевропейского Средневековья и Возрождения: учеб. пособие / О. В. Синельникова. – Кемерово: Кемеров. гос. институт культуры, 2019. – 238 с., нот.

Статьи в международных рецензируемых журналах, входящих в базы Web of Science и Scopus

  1. Духовная доминанта русской души в опере Родиона Щедрина «Левша» // Applied Linguistics, Issue 6 (2), (December), Volume 37. “Oxford University Press”, 2016. – Pages 1321-1328. (Proceedings of the Journal are located in the Databases Scopus and Web of Science.).
  2. Роман «Вот идет Мессия» Дины Рубиной как полифоническая композиция эпохи постмодерна // Language and literature, Issue 4(3), (November), Volume 27. Poetics and Linguistics Association and SAGE Publication, 2018, С.731-741. (в соавторстве с О.С. Ивановой).

Публикаций рецензируемых журналах, рекомендованных перечнем ВАК Минобрнауки РФ

  1. «Запечатленный ангел» Н. Лескова и Р. Щедрина: в поисках духовной истины // Музыкальная академия. – 2007. – №1. – С.102-110.
  2. Родион Щедрин в диалоге с Дмитрием Шостаковичем // Музыковедение. – 2008, №9. – С.26-36.
  3. Монтажный принцип и музыкальная форма // Вестник Томского государственного университета». – 2009. №319. – С.68-73.
  4. Родион Щедрин: жанровые эксперименты и вариации на собственный стиль // Мир науки, культуры, образования. – 2009, №7 (19) – Горно-Алтайск. – С.14-17.
  5. Практика коллективного творчества композиторов в музыкальной культуре постмодерна // Проблемы музыкальной науки. – 2010. – № 2 (7). – С.42-46.
  6. Родион Щедрин: к вопросу о музыкальном языке // Проблемы музыкальной науки. – 2011. – №1(8). – С.139-144.
  7. Музыкальная авантюра Родиона Щедрина или «что угодно» // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №4 (29), Часть 1. – С.297-301.
  8. Метаморфозы творчества Родиона Щедрина в начале XXI века // Вестник КемГУКИ. – 2011, №16. С.29-36.
  9. Слово и смысл в инструментальной музыке Родиона Щедрина // Музыка и время. – 2011. – № 11. – С. 9–13.
  10. Поэтика русских традиций в творчестве Родиона Щедрина // Вестник КемГУКИ. – 2011, №17/1. С. 73-79.
  11. Родион Щедрин: полистилистика и авторский стиль // Музыкальная академия. – 2012. – №4. – С.1-6.
  12. Концертный стиль Родиона Щедрина в начале XXI века // Музыкальная академия, №4 2013 г. – С.1-10.
  13. Страницы русской истории сквозь призму жизни и творчества Родиона Щедрина // Вестник КемГУКИ. – 2014, №26. – С.134-141.
  14. Ландшафтное искусство и музыкальный авангард // Вестник Кем-ГУКИ. – 2014, №29/2. – С.164-170.
  15. Родион Щедрин и Людвиг ван Бетховен // Вестник КемГУКИ. – 2015, №32. – С.141-151.
  16. «Остров мечты» для Ирины Шрейбер // «Вестник КемГУКИ». – 2015, №33, Ч.2. – С.127-134.
  17. Стилевые доминанты творчества Ирины Смирновой // Вестник Кем-ГУКИ. – 2016, №36. – С.134-145 (в соавторстве с К.В. Анисимовой).
  18. Интерпретация фортепианных концертов Родиона Щедрина в начале XXI века // Вестник музыкальной науки. Вып.3(13). – Новосибирск, 2016. – С.26-32.
  19. Проблемы и перспективы развития композиторского творчества в Кузбассе // Вестник КемГУКИ. – 2017, №38, — С.98-106.
  20. Интертекстуальность как трансляция прошлого в художественной культуре постмодерна // Вестник КемГУКИ. – 2019, №46. С.139-146 (в соавторстве с А.И. Глушковой).
  21. Опера «Левша» Родиона Щедрина: загадка русского гения и высокая «температура» сюжета // Вестник КемГУКИ. – 2019, №47. – С.74-83.
  22. Фортепианный цикл в творчестве Родиона Щедрина начала XXI века [Текст] // Вестник КемГУКИ. – 2020, №51. – С.124-138.
  23. Восток и Запад в мультимедийных проектах Тан Дуна // Вестник КемГУКИ. – 2020, №53. — С.157-172.
  24. Тан Дун: «Я хочу стать Бетховеном» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2020 № 4 (10). — С.29-33.
  25. Стилевые ориентиры камерно-вокального творчества Леонида Десятникова // Вестник КемГУКИ. — 2021, №54. – С.131-139.

Другие научные публикации

  1. Семантическая функция цитаты в инструментальной музыке Р. Щедрина 80-90-х годов // Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 29-31 марта 2005 года. Выпуск 3. – Москва: РАМ им. Гнесиных. – М.,2006. – С.97-108.
  2. Инструментальные сочинения Р. Щедрина 90-х годов: русские традиции и особенности современного композиторского мышления // Родион Щедрин: материалы к творческой биографии// Сб. статей Московской государственной консерватории. – Москва: «Композитор», 2007. – С.294-319.
  3. О русском праведнике и человеческой душе: Н. Лесков и Р. Щедрин в опере «Очарованный странник» // Музыка и время. – 2007. – №12. – С.12-20.
  4. Драматургия и композиция инструментальных сочинений Р. Щедрина в свете теории В.П. Бобровского // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. – Москва: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2009. – С.236-245.
  5. Полюсы отечественного музыкального постмодернизма // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2009. – С. 135–142.
  6. Семантика цитаты или двойное кодирование в «Музыке андеграунда» Н. Корндорфа // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации. Междун. Научно-практич. конф. – Кемерово, 2009. – С. 192-209.
  7. Неоромантические тенденции в русской музыке рубежа XX–XXI веков (на примере творчества Р. Щедрина) (статья на русском и болгарском языках) // Русская музыкальная культура последних десятилетий ХХ – начала ХХІ века. – Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров», София, 2009. – С. 270-289.
  8. Интерпретация сюжета романа В. Набокова «Лолита в одноименной опере Р. Щедрина // Проблемы худ. интерпретации, Материалы Всеросс. науч. конф. 9-10 апреля. 2009 года. – Москва, 2010. – С. 342-359.
  9. «Российские фотографии» в зеркале инструментальной музыки Родиона Щедрина 90-х годов. Константы и метаморфозы творчества // От Моцарта до Шнитке: к 70-летию со дня рождения Евгении Ивановны Чигаревой / Сост. Е.А. Доленко. – Москва: Издатель Доленко, 2010. – С.223-252.
  10. Афористичный стиль Родиона Щедрина // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Л. Б. Яворскому. – Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. – С. 134-145.
  11. Постмодернизм как явление музыкальной культуры конца XX – начала XXI веков // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2011. – № 6. – С.62-69.
  12. Неоканонические тенденции и «музыкальное житие» (на примере хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова) // Христианские образы в искусстве. Вып.3. Сб-к трудов РАМ им. Гнесиных 181. – Москва, 2011. – С. 278-293.
  13. Образы живописи в музыке отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI веков // Славянский мир. Диалог культур: сборник научных статей: в 2 ч./ Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. – Омск, Кемерово: Кем-ГУКИ, 2011. – Ч.2. – С.45 -59.
  14. Неоромантические тенденции в творчестве Родиона Щедрина // Романтизм: истоки и горизонты: Сборник научных статей. – Москва: РАМ им. Гнесиных, 2012. – С.322-334.
  15. Неоканонические тенденции в музыкальном театре рубежа XX–XXI веков: парадокс или реальность // Международный научно-исследовательский журнал [Электронное издание] / Опубликовано в 2012, Выпуск Октябрь 2012, раздел «Искусствоведение». Режим доступа: http://research-journal.org/featured/art/neokanonicheskie-tendencii-v-muzykalnom-teatre-rubezha-xx-xxi-vekov-paradoks-ili-realnost-na-primere-tvorchestva-otechestvennyx-kompozitorov/.
  16. Инструментальная музыка Родиона Щедрина «from afar» // Вестник музыкальной науки №1 (3) 2014. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. – С.61-69.
  17. Нуждается ли Девятая симфония Бетховена во вступлении? // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Государственной классической академии имени Маймонида, 13-19 апреля 2015. – Москва: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2015. – 366 с. – С.226-234.
  18. Романтические реминисценции и риторическое мышление в фортепианных ансамблях Щедрина // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник трудов Международной научной конференции 13-18 апреля 2015 года. – Москва: Liteo, 2014. – 617 с. – С.425-434.
  19. Оперы Родиона Щедрина на сюжеты Николая Лескова // Пети Академични пролетни четения 2015. Международна конференция ХХ век – време на конфронтации, време на открития НМА „Проф. Панчо Владигеров“, 1–2 април 2015. София. – С.80-98.
  20. Песенный фольклор Кемеровской области в фортепианном цикле Виктора Шергова «Тяжинская тетрадь» // Международная научная конференция «Музыкальное наследие Республики Молдова и современность (фольклор и композиторское творчество)». STUDIUL ARTELOR ŞI CUL-TUROLOGIE: istorie, teorie, practica. – Chişinǎu, 2015. – С171-178.
  21. Образы апокалипсиса в «Dies irae» Родиона Щедрина // Двадцатый век. Музыка войны и мира. Материалы международной научной конференции / ред.-сост. Е.С. Власова, К.В. Зенкин, М.А. Карачевская. – Москва: Прогресс-Традиция, 2015. – С.421-442.
  22. Музыкально-поэтический мир композитора Виктора Шергова // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции ГКА им. Маймонида 12-16 апреля 2016 года. – Москва: Государственная классическая академия им. Маймонида, 2016. – С.286-299.
  23. Автопортрет в музыке – запечатление личности и времени // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сборник научных статей. Вып.8. – Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2015. – С.130-140.
  24. Сказка в творчестве Ирины Шрейбер // Baśniowe i mityczne inspiracje humanistów/ pod redakcją Iwony Borys i Magdaleny Zaorskiej Katedra UNESCO UWM w Olsztynie, Centrum Badań Społecznych UWM, Human-istyczny Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie. – Olsztyn: „ElSet”, 2016. – С.160-168.
  25. Судьба поэта в вокальном цикле Родиона Щедрина «Век мой, зверь мой» // VI Академични пролетни четения 2016 Международна конференция Музика и диктат Национална музикална академия „Проф. Панчо Владигеров“, април, София, 2016. – С.96-124.
  26. Русская тема в творчестве Г. Свиридова и Р. Щедрина // Время Г. В. Свиридова в культурном континууме: сборник статей по материалам Международного форума 10–15 декабря 2015 года. –– СПб.: Скифия-принт, 2016. –– С.126-138.
  27. Р.К. Щедрин в диалоге с П.И. Чайковским // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Вып.11. Чайковскому посвящается: по материалам Междунар. науч. конф., посвященной 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского: сб. науч. ст. Ч.2. –Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2016. – 167 с. – С.65-74.
  28. Вокальный цикл Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта»: ирония в ситуации музыкального постмодерна // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11–15 апреля 2017 года. — Москва: Академия имени Маймонида, 2017. — 486 с. С.294-305 (в соавторстве с Д.О. Труновым).
  29. Леонид Десятников: эскизы к портрету (по мотивам интервью) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: синтез искусств в эпоху постмодерна. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – Вып 15. – С.139-153.
  30. Семантика театральности в цикле «Восемь иронических пьес для фортепиано» Сергея Толстокулакова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: синтез искусств в эпоху постмодерна. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – Вып 15. – С.98-109 (в соавторстве с В.Ю. Грибачёвой).
  31. Полистилистика А. Шнитке и Р. Щедрина: о семантике цитаты // Альфред Шнитке: на пересечении прошлого и будущего. Сб. статей. Научно-издательский центр "Московская консерва-тория". Москва, 2017. – С.167-179.
  32. Тематизм как фактор музыкального мышления Родиона Щедрина (на примере инструментального творчества композитора) // Жизнь музыки. К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. — Выпуск 2: Материалы Международной научно-практической конференции 22–24 ноября 2016 г. / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Уфимский гос. ин-т искусств им. З. Г. Исмагилова. — Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. — 360 с. – С.259-274.
  33. Музыкальное искусство Кузбасса на рубеже XX–XXI веков: интеграция в общероссийское культурное пространство // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 13–16 апреля 2018 года. — Москва: Академия имени Маймонида, 2018. — 286 с. – С.158-168.
  34. Особенности авторского стиля Бориса Чайковского на примере концерта для виолончели с оркестром // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: синтез искусств в эпоху постмодерна. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. – Вып 16. – С.98-106 (в соавторстве с Ю. Чичиной).
  35. Жанр фортепианной транскрипции в творчестве Аиды Исаковой // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: синтез искусств в эпоху постмодерна. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. – Вып 16. – С.112-119 (в соавторстве Н.Н. Джуванышевой).
  36. Композитор Георг Пелецис: новая консонантная музыка // Культура и искусство: поиски и открытия. – Кемерово, 2019. – С.105-111.
  37. Жанрово-стилевые модели романтизма и их преломление в фортепианном цикле «Простые страницы» Родиона Щедрина // Музыкальная культура России и Италии: из XX в XXI век: сб. науч. статей по материалам Междунар. научной конференции в Неаполе, 19-27 сентября 2019 г. /отв. ред. О.В. Синельникова, Е.В. Клочкова; пер. Е.Г. Желудковой и Н.В. Лозовской. – Москва: Центр поддержки и развития современного искусства им. Алемдара Караманова, 2020. – 236 с. – С.141-154.
  38. Христианская символика в фортепианном творчестве Ю. М. Буцко // Культура и искусство: поиски и открытия: сб. науч. ст. – Кемерово: Кемеров. гос. институт культуры, 2020. – Т. I. – 216 с. – С.100-107 (в соавторстве с А.Л. Акуленко).
  39. 30 прелюдий Г. Пелециса: от минимализма к неостилистике // Культура и искусство: поиски и открытия: сб. науч. ст. / Кемеровский государственный институт культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. институт культуры, 2020. – Т. I. – 216 с. – С.123-129 (в соавторстве с А.П. Лю).
  40. «Голос человеческой души и тишина природы» в фортепианном цикле Тан Дуна // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2020 № 3 (9). — С.17-24.