Дятлов Дмитрий Алексеевич
Профессор кафедры фортепиано Самарского государственного института культуры, доктор искусствоведения, дипломант международных конкурсов пианистов, музыкальный журналист.
Родился в 1965 году в г. Куйбышеве. После окончания фортепианного факультета и ассистентуры-стажировки Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки начал свою трудовую деятельность в Самарском государственном институте искусств и культуры на кафедре фортепиано. Преподавательскую работу совмещал с концертной деятельностью в России и за рубежом. Среди учеников лауреаты конкурсов, в том числе международных.
В 2007 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Концерт как феномен творчества (на примере фортепианного исполнительства)». В 2015 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Исполнительская интерпретация фортепианной музыки: теория и практика».
Д.А. Дятлов – автор более 60 научных и научно-методических работ, среди которых три монографии, методические материалы и рабочие программы, научные статьи, в том числе в рецензируемых журналах, публикации в материалах конференций и др., автор более 130 музыкально-критических статей и материалов, значительная часть которых посвящена творчеству современных композиторов.
Автор идеи и организатор «Поволжского фестиваля семейных камерных ансамблей, посвященного году семьи» (2008), Музыкально-филармонического центра «Консерватория» СГАКИ (2010), «Международного музыкального конкурса-фестиваля имени С. Орлова» (2012, 2013, 2014) и др. Наиболее значимый проект – фестиваль имени композитора Савелия Орлова стал ежегодным и по традиции включает в свою программу концерты Самарской организации Союза композиторов России.
Д.А. Дятлов выступает с сольными программами и в составе фортепианного дуэта. Каждый концерт носит просветительскую направленность, включает редко исполняемую музыку и произведения современных отечественных авторов. Каждая программа сопровождается музыковедческим комментарием.
Лауреат журналистской премии «Мастерство и откровение» имени Геннадия Шабанова (2018). Член Союза журналистов России с 2019 года. Постоянный музыкальный обозреватель и колумнист Самарского периодического здания «Свежая газета. Культура». Автор рецензий и откликов на наиболее значительные музыкальные события региона. Сотрудничает с российским изданием «Piano-Форум. Ежеквартальный журнал: все о мире фортепиано», публиковался в журналах «Музыковедение» и «Музыкальная академия».
I. Монографии и учебно-методические работы:
1. Дятлов, Д.А. Музыкально-исполнительское искусство на пересечении религиозно-философской и синергетической парадигм: монография [Текст, ноты] / Д.А. Дятлов; ФГБОУ ВПО «СГАКИ». – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2012. – 192 с.
2. Дятлов, Д.А. От Бетховена до Мессиана: исполнительский анализ фортепианных сочинений [Текст, ноты]: монография / Д.А. Дятлов, ФГБОУ ВО «СГИК». – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2018. – 176 с.
3. Дятлов, Д.А. Фортепианная интерпретация: образ, метод, стиль: монография / Д.А. Дятлов. – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2020. – 229 с. (14,5 п.л.)
4. Шопен Ф. Двадцать четыре прелюдии op.28: метод. разраб. для студентов по специальности 050900 Инструментальное исполнительство (фортепиано) / МК РФ, СГАКИ; сост. Д.А. Дятлов. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. – 24с.
5. Фортепианный ансамбль: Программа курса по специальности 07 01 01 Инструментальное исполнительство (специализация «Фортепиано») / Сост. Дятлов Д.А. - Самара: Изд-во СГАКИ, 2008. – 12 с.
6. Музыкальное исполнительство и педагогика: Учебная программа для студентов специальности 070101 инструментальное исполнительство, специализации «Фортепиано» / сост. Дятлов Д.А. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. – 17с.
7. Дятлов, Д.А. Исполнительский анализ музыкального произведения [Текст; ноты]: учебно-методическое пособие / Д.А. Дятлов. – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2020. – 80 с. (5 п.л.)
II. Публикации в рецензируемых журналах (ВАК):
1. Дятлов, Д. Музыкальное исполнительство в религиозно-философском аспекте [Электронный ресурс] / Д.Дятлов // Аналитика культурологии: электронный журнал (Тамбов, окт. 2006). – Электрон. текстовые дан. (112Mb). – [Тамбов]: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2006. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/
2. Дятлов, Д.А. К вопросу о двойственной природе звучащей музыки [Текст] / Д.Дятлов // Вестник Самарского государственного университета №10/1(50), 2006 с. 31-37. [Самара]: Изд-во «Самарский университет», 2006.
3. Дятлов, Д.А. Звучащая музыка как образ природной системы / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2010. – Т.12, №5 (3). – С.840-844.
4. Дятлов, Д.А. Стиль как проблемное поле музыкальной интерпретации / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2011. – Т.13, №2. – С.210-214.
5. Дятлов, Д.А. Фортепианная интерпретация как процесс / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2013. – Т.15, №2. – С. 246-248.
6. Дятлов, Д.А. Библейские символы в музыкальном тексте О. Мессиана: опыт интерпретации [Текст, ноты] // Музыкальная академия. – Москва, 2013 (2). С. 157-161
7. Дятлов, Д.А. К истории стилей фортепианной музыки / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2013. – Т.15, №2. (2) – С. 492-495.
8. Дятлов, Д.А. Исполнительский анализ пианиста как основа интерпретации / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2013. – Т.15, №2. (3) – С. 804-806.
9. Дятлов, Д.А. И. Брамс. Интермеццо ми минор соч. 119: аналитический этюд пианиста [Текст, ноты] // Музыкальная академия. – Москва, 2013 (4). С. 140-144.
10. Дятлов, Д.А. Основные «инструменты» фортепианной интерпретации / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2014. – Т.16, №2. – С. 212-216.
11. Дятлов, Д.А. Художественный предмет фортепианной интерпретации – векторы поиска // Музыковедение. – Москва, 2014 (2). С. 135-142
12. Дятлов, Д.А. Серенада С.В. Рахманинова. «Пространственные» и «цветовые» решения музыкальной ткани // Музыковедение. – Москва, 2014 (3). С. 54-60
13. Дятлов, Д.А. Л.В. Бетховен. Соната «Pathétique» op. 13. На границе эпох [Текст, ноты] // Музыкальная академия. – Москва, 2014 (3). С. 173-180
14. Дятлов, Д.А. К арсеналу технических средств фортепианной игры / Д.А. Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2014. – Т.16, №2. (2) – С. 464-468.
15. Дятлов, Д.А. Элементы, отношения и связи фортепианной интерпретации / Д.А. Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2014. – Т.16, №2. (3) – С. 737-741.
16. Дятлов, Д.А. Интонационные решения агогических проблем музыкального текста (на примере Ноктюрна си мажор соч. 32 №1 Ф. Шопена) // Музыковедение. – Москва, 2014 (5). С. 65-72
17. Дятлов, Д.А. Соната Ф. Листа h-moll в сопряжениях и диалогах тем-образов [Текст, ноты] // Музыкальная академия. – Москва, 2016 (4). С. 75-81.
18. Дятлов, Д.А. Три аспекта музыкально-исполнительской аналитики [Текст] / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН / Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – Самара, 2018. – Т.20, № 1. – С. 46-49.
19. Дятлов, Д.А. Триада «образ-метод-стиль» в интерпретации фортепианной музыки: к построению универсальной теории исполнительства [Текст] / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН / Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – Самара, 2019. – Т.21, № 68. – С. 27-31.
III. Публикации в материалах конференций и в сборниках научных трудов, другие публикации:
1. Дятлов, Д. Рельштаб, Шуберт, Лист – трансформация идеи [Текст] / Д. Дятлов, Н. Эскина // Мир культуры: человек, наука, искусство: тез. докл. междунар. науч. конф. ученых, аспирантов, студентов, 21-24 мая 1996 г. / М-во культуры РФ; СГИИК. - Самара, 1996. – С.288-289
2. Дятлов, Д. Соната Листа h-moll: образно-поэтический контекст [Текст] / Д. Дятлов // Художественная культура: история и современность: межвузов. сб. ст. Вып. 2 / М-во культуры РФ, Астрахан. гос. консерватория; сост. М.А. Этингер. – Астрахань, 1996. – С. 105-130.
3. Дятлов, Д. Рахманинов. Полька В.Р.: «Салон» или «Модерн»? [Текст] / Д. Дятлов // Сергей Васильевич Рахманинов: материалы областной научно-практической конференции преподавателей музык. училищ, Самар. гос. академии культуры и искусств, Самар. гос. пед. ун-та, посвященной 125-летию со дня рождения С.В. Рахманинова / М-во культуры РФ, упр. культуры админ. Самар. обл., метод. каб. по учеб. заведениям культуры и искусств. - Самара, 1998. – С. 18-22.
4. Дятлов, Д. «Очарование невозможности» (Образный строй пьесы О. Мессиана) [Текст] / Д. Дятлов // Ступени мастерства: сб. материалов областных научных конференций «Самарские музыковедческие чтения – 2000». Вып. 3 / М-во культуры РФ, управление культуры администрации Самар. обл., метод. каб. по учеб. заведениям искусств и культуры, обл. научно-метод. совет по художест. образованию. - Самара, 2000. – С. 19-21.
5. Дятлов, Д. Соната Листа: через границы смыслов, образов и ценностей / Д. Дятлов // Граница и опыт границы в художественном языке: Материалы междисциплинарного научн. семинара (2001-2002гг.) и русско-немецкой науч. конф., 4-6- июля 2001г. / Самар. гуманит. академия, ин-т культуры стран немец. яз.; науч. ред. Н. Т. Рымарь. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – С. 190-193
6. Дятлов, Д. На границе тишины и звука: фортепьянный цикл Аллы Виноградовой «Из тишины» [Текст] / Д. Дятлов // Граница и опыт границы в художественном языке: Материалы междисциплинарного научн. семинара. Вып. 2 / Самар. гуманит. академия, ин-т культуры стран немец. яз.; науч. ред. Н.Т. Рымарь. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. – С.183-185
[Germanistische Institutspartnerschaft Bochum – Samara]
7. Дятлов, Д. Некоторые аспекты музыкального исполнительства в синергетическом ракурсе [Текст] / Д. Дятлов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы Шестой Всероссийской научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей: сб. ст. / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Нижегород. гос. консерватория им. М.И. Глинки; сост. и ред. Б. Гецелев, Т. Сиднева. – Н. Новгород, 2004. – С.117-125
8. Дятлов, Д. Музыкально-исполнительское творчество: история и современность [Текст] / Д. Дятлов // Культура XXI века: материалы науч. конф., посвящ. 35-летию СГАКИ, 30-31 мая 2006г. Ч.1. / Федер. Агентство по культуре и кинематографии, СГАКИ; под общ. ред. М. Г. Вохрышевой. – Самара, 2006. – С.86-94.
9. Дятлов, Д. Детские сцены Роберта Шумана: К поэтике границ [Текст] // Рама и граница: Граница и опыт границы в художественном языке. Вып.3 / Самар. гуманит. академия; науч. ред. Н.Т.Рымарь; Germanistische Institutspartnerschaft Bochum – Samara. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. – С. 251-254
10. Дятлов, Д. К методологии самоорганизации в музыкальном исполнительстве [Текст] / Д. Дятлов // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Четвертой Всерос. науч.-практ. конф. (2006; Самара / Федеральное агенство по культуре и кинематографии; СГАКИ; редкол.: М.Г. Вохрышева, О.Л. Бугрова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2007. – С.257-261
11. Дятлов, Д. Опыт границы в музыкально-исполнительском искусстве [Текст] // Поэтика рамы и порога: функциональные формы границы в художественных языках [Граница и опыт границы в художественном языке. Вып. 4] / Науч. ред. Н.Т.Рымарь. Самара: Издательство «Самарский университет», 2006. – С.194-200
12. Дятлов, Д. Концерт как феномен творчества (на примере фортепианного исполнительства). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2007, 22 с., 1,3 п.л.
13. Дятлов, Д. Музыкальное исполнительство в религиозно-философском аспекте [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия: Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. №3, 2007 (ноябрь-декабрь). С. 3-23
14. Дятлов, Д. Музыкально-исполнительское искусство на пересечении религиозно-философской и синергетической парадигм [Электронный ресурс] // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках: материалы Междунар. науч. конф. РАМ им. Гнесиных (Москва, ноябрь 2007). – Режим доступа: http://mconf.blogspot.com
15. Дятлов, Д. Музыкальное исполнительство и синергетика [Текст] // Академические тетради. Вып.7. Инновационная деятельность в вузе культуры и искусств: вестник Самарской государственной академии культуры и искусств / М-во культуры Российской федерации; ФГОУВПО «СГАКИ»; науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.В.Вохрышева. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. С. 101-115
16. Дятлов, Д. Феномен самоорганизации в музыкальном исполнении [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия: Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. №6, 2008 (ноябрь-декабрь). С. 33-46
17. Дятлов, Д. О «весовой» игре на фортепиано [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия: Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. №5, 2009 (сентябрь-октябрь). С. 69-77
18. Дятлов, Д. Полифонический слух музыканта [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия: Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. №6, 2009 (ноябрь-декабрь). С. 79-88
19. Дятлов, Д.А. Музыкальное исполнительство в свете отечественной философской мысли / Д.А.Дятлов // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва; 26-27 мая 2009г.). В 2ч. Ч.2 / МО РФ, МГГУ. - М.: Изд-во МГГУ, 2009. - С.12-20.
20. Дятлов, Д.А. О некоторых особенностях музыкально-исполнительского творчества / Д.А.Дятлов // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф., 6-9 апреля 2009 года / под общ. и науч. ред. В.Р. Ириной-Коган. – М.: Человек, 2010. – С.608-618.
21. Дятлов, Д.А. Музыкальная интерпретация как творчество / Д.А.Дятлов // «Динамика культуры в обществе социальных инноваций»: Всерос. науч. конф. (2011; Самара). Материалы Всерос. науч. конф. «Динамика культуры в обществе социальных инноваций», Самара, май 2011 г. [Текст] / М-во культуры РФ; ФГОУ ВПО «СГАКИ»; под ред. С.В.Соловьевой. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2011. С. 362 – 365
22. Дятлов, Д.А. О некоторых слуховых ориентирах пианиста в исполнении полифонической музыки / Д.А.Дятлов // «Профессиональное музыкальное искусство России: традиции и новаторство»: Всерос. науч. конф. (2011; Самара). Материалы Всерос. науч. конф. «Профессиональное музыкальное искусство России: традиции и новаторство», Самара, 26 апреля, 2011 г. / М-во культуры РФ; ФГБОУ ВПО «СГАКИ»; редкол.: Н.С. Миловидова, Д.А. Дятлов, Н.Н. Русанова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств. 2012. С. 303 – 310
23. Дятлов, Д.А. К вопросу об искусстве «управления весом» при игре на фортепиано [Текст] // Академические тетради. Вып.12. Актуальные проблемы музыкального исполнительства и педагогики / М-во культуры РФ, ФГБОУ ВПО «СГАКИ»; сост. и науч. ред. канд. пед. наук, проф. А.М. Стороженко. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2012. С. 177-184
24. Дятлов, Д.А. Стиль произведения как исполнительская проблема [Текст] // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: Музыкознание, психология, педагогика, филология, философия, медицина, информатика: Параллели и взаимодействия / Государственная классическая академия имени Маймонида; под общей научной редакцией профессора Я.И. Сушковой-Ириной и профессора Г.Р. Консона. – Москва: Книга по требованию, 2012. С. 61-66
25. Дятлов, Д.А. Звучащий образ (теоретические предпосылки музыкальной образности) [Текст] // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9 – 13 апреля 2013 года. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 205-212
26. Дятлов, Д.А. Программа в пьесе О. Мессиана: вариант решения [Текст] // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Вып. 6: Творчество Родиона Щедрина в контексте времени: сб. материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения композитора / Ред.-сост.: А.Г. Коробова (отв. ред.), М.В. Городилова, Л.А. Серебрякова / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2013, с. 119-127
27. Дятлов, Д.А. Патетика перехода. Стилевые конфликты сонаты соч. 13 Л. Бетховена [Текст] // Слово. Предложение. Текст: анализ языковой культуры: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 23 августа 2013 г.: Сборник научных трудов. – Краснодар, 2013. С. 36-44
28. Дятлов, Д.А. Слагаемые феномена фортепианной интерпретации [Текст] // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14-19 апреля 2014 года [Текст] / Ред.-сост. Я.И. Сушкова-Ирина, Г.Р. Консон. – М.: Нобель-пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. С. 229-234
29. Дятлов, Д.А. О некоторых слуховых ориентирах пианиста в исполнении полифонической музыки [Текст] // «Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры», I Междунар. науч.-практ. конф. (2012; Самара). Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры», Самара, 27 апреля, 2012 г. [Текст] / М-во культуры РФ; СГАКИ / науч. ред. С.Н. Гайдак. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 107-113
30. Дятлов, Д.А. Из истории эволюции фортепианного стиля [Текст] // «Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры», I Междунар. науч.-практ. конф. (2012; Самара). Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры», Самара, 27 апреля, 2012 г. [Текст] / М-во культуры РФ; СГАКИ / науч. ред. С.Н. Гайдак. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 145-152
31. Дятлов, Д.А. Свет и Воля (из глубин инфернальной реальности): 24 прелюдии и фуги В.П. Задерацкого [Текст] / Piano-Форум. Ежеквартальный журнал: все о мире фортепиано. – Москва, 2014. – №4 (20). С. 14
32. Дятлов, Д.А. Стили и символы в фортепианной интерпретации // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник трудов Международной научной конференции 13–18 апреля 2015 года [Текст, илл.] / Ред.-сост. Г.Р. Консон. — М.: Liteo, 2015. С. 172-183
33. Дятлов, Д.А. Исполнительская интерпретация фортепианной музыки: теория и практика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Ростов-на-Дону. 2015. 34 с.
34. Дятлов, Д.А. Исполнительская аналитика и ее роль в процессе интерпретирования музыкального текста // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры. Материалы Международной научно-практической конференции (18 ноября 2015 г.) [Текст] / Ответственные редакторы и составители Т.В. Свитова, В.В. Иванов. – ФГБОУ ВО «СГИК». – Самара: Изд-во «Инсома-Пресс», 2015. С. 68-72
35. Дятлов, Д.А. Художественная информация как основной образовательный ресурс преподавателя вуза искусства // «Преподаватель как субъект и объект информацион¬но-образовательной среды вуза»: ХLIII науч.-метод. конф. препо¬давателей, аспирантов и сотрудников (2016; Самара). Материалы ХLIII науч.-метод. конф. преподавателей, аспирантов и сотрудни¬ков «Преподаватель как субъект и объект информационно-обра¬зовательной среды вуза», Самара, февраль 2016 г. [Текст] / М-во культуры РФ; ФГБОУ ВО «СГИК»; под ред. О.А. Корниловой. – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2016. С. 191-195.
36. Дятлов, Д.А. О художественном преломлении образов Данте и Гёте в сонате си минор Ф. Листа. Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: Сборник научных статей / МГИМ имени А. Г. Шнитке. М., 2017. С. 60-79.
37. Дятлов, Д.А. Последние прелюдии А.Н. Скрябина: предел бытия [Текст] / Ученые записки. Вып. 9. Книга 1. – М., Мемориальный музей А.Н. Скрябина, – Москва, 2018. С. 114-124.
38. Дятлов, Д.А. Музыкальные моменты [Текст] / Piano-Форум. Ежеквартальный журнал: все о мире фортепиано. – Москва, 2018. – №1 (33). С. 40-46.
39. Дятлов, Д.А. Серенада С.В. Рахманинова: две редакции – два подхода к музыкальному образу // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы VI международной научно-практической конференции, 17–18 мая 2018 года: посвящается 145-й годовщине со дня рождения С.В. Рахманинова / Упр. Культуры и арх. дела Тамб. обл., Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И.Н. Вановская. – Тамбов: Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», 2018. – С. 92-103.
40. Дятлов Д.А. Самарские акценты [Текст] / Piano-Форум. Ежеквартальный журнал: все о мире фортепиано. – Москва, 2019. – №1 (37). С. 64-69.
41. Дятлов, Д.А. «Играть для меня – все равно что дышать…» [Текст] / Piano-Форум. Ежеквартальный журнал: все о мире фортепиано. – Москва, 2020. – №1 (41). С. 26-28.
42. Дятлов, Д.А. Современная картина мира и гармония спектра в творчестве композитора Тристана Мюрая // Современное искусство: развитие, образование, среда: материалы II международной научно-практической конференции, 15-18 сентября 2020 / под. ред. Н.Г. Кочетовой, Л.Е. Калининой, Д.В. Иванова, Д.А. Дятлова и др. – Самара: СГСПУ, 2020. С. 38-50
ПУБЛИКАЦИИ О КОМПОЗИТОРАХ
«Возвращение в жизнь…» (24 прелюдии и фуги Всеволода Задерацкого) СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 20 (67) • декабрь 2014
Дьёрдь Куртаг – величайший из ныне живущих
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 4 (92) • март 2016
Пьер Булез: «Я хотел изменить мир музыки»
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 5 (93) • март 2016
Лионский «Нос» Дмитрия Шостаковича
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 7 (95) • апрель 2016
Пионер четвертитоновой музыки (ИВАН ВЫШНЕГРАДСКИЙ)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 9 (97) • май 2016
«Собачье сердце» Александра Раскатова
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 15–16 (103–104) • сентябрь 2016
«Заводы» музыкального авангарда (Александр Мосолов, Всеволод Задерацкий)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 1-2 (109-110) • январь 2017
Маэстро Чесноков
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 9 (117) • май 2017
Алла ВИНОГРАДОВА: «В моем белорусском сознании Волги как бы не существовало»
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 11 (119) • июнь 2017
Печать чистых мыслей Александра Локшина
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 16 (124) • октябрь 2017
Феномен чистого звука (Джачинто Шельси)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 19 (127) • ноябрь 2017
Преступление, наказание… (Карло Джезуальдо)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 20 (128) • декабрь 2017
Путешествие русского авангарда в Самару
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 21 (129) • декабрь 2017
Концерт для органа с оркестром (Тьерри Эскеш)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 2 (131) • февраль 2018
«Экзотические птицы» Оливье Мессиана
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 4 (133) • март 2018
Джону Корильяно – 80
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 5 (134) • апрель 2018
Слава и светило музыки (Джон Данстейбл)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 9 (138) • июнь 2018
Бернстайну – 100!
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 12-13 (141-142) сентябрь 2018
Послания Николая Корндорфа
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 14 (143) • октябрь 2018
Алексей Станчинский: «Как широко, как мощно на Руси. Как люблю тебя, матушка Россия»
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 15-16 (144-145) • октябрь 2018
«Симферопольский отшельник» (Алемдар Караманов)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 18 (147) • ноябрь 2018
Музыка как проповедь (Юрий Буцко)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 19-20 (148-149) • декабрь 2018
Никогда не повторяться (Андрей Волконский)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 3 (153) • февраль 2019
Вдвоем с Богом (Николай Каретников)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 5 (155) • март 2019
Тихие песни Валентина Сильвестрова
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 8 (158) • апрель 2019
«Визитная карточка русского авангарда» (Гавриил Попов)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 15–16 (165–166) • август 2019
Светлая печаль Гии Канчели
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 22 (172) • декабрь 2019
Ее волновала лишь суть (Галина Уствольская)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 4 (177) • февраль 2020
Рыцарь ордена Белого Орла (Кшиштов Пендерецкий)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 8-9 (181-182) • май 2020
«Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Фридрих Ницше)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 10 (183) • май 2020
«Разум, погруженный в сердце» (Джон Тавенер)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 11 (184) • июнь 2020
Гармония спектра (Тристан Мюрай)
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 13-14 (186-187) • июль 2020
Витольд Лютославский и его «Книга»
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА. КУЛЬТУРА • № 15–16 (188–189) • август 2020