Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Артемов Вячеслав Петрович

Артемов Вячеслав Петрович

Артемов Вячеслав Петрович

Композитор

Жизнь Вячеслава Артёмова в условиях непризнания, официальных поношений и лишения средств существования и — что не менее важно — духовного одиночества преисполнена подлинного героизма, а музыка, созданная им в тоталитарной стране, является подвигом.

Как сказал профессор Московской консерватории Михаил Тараканов: “Мастер музыки, десятилетиями окружённый ореолом непризнания, Артёмов доказал собою, что для истинного художника в советской России непризнание – это патент на благородство, высоту чувств и глубину переживаний и одновременно это важнейшее свидетельство духовного безразличия, атрофии нравственного и религиозного чувства и катастрофического опошления нравов в обществе, пережившем многолетнее господство атеизма. В этом смысле можно сказать, что Артёмов намного опередил своё время.”

Aртёмов занимался физикой и математикой, готовясь к научной карьере, и одновременно музыкой. Но в решающий момент жизни его музыкальные занятия подчинили все его интересы. Он окончил композиторское отделение музыкального училища при Московской консерватории (класс А. И. Пирумова), а затем перешёл в Московскую консерваторию, которую закончил в 1968 году по классу композиции Николая Сидельникова и по классу фортепиано Товия Логовинского.

Будучи молодым композитором проявил глубокий интерес последовательно к русскому фольклору, традиционной восточной музыке, произведениям Прокофьева, Стравинского, Мессиана, польскому авангарду. Однако сочинения Эдгара Вареза, Литургическая симфония Артюра Онеггера и Симфония Лючано Берио произвели на него наибольшее и наиболее длительное впечатление.

В 1975 вместе с композиторами Софьей Губайдулиной и Виктором Суслиным он составил импровизационную группу “Астрея”, чья задача была импровизировать на неоркестровых и экзотических инструментах, большей частью из его личной коллекции. “Астрея” довольно успешно выступала перед группами интеллигенции, произвела студийные записи, а также участвовала в записи музыки к фильму Элема Климова “Прощание”.

Многие годы условия в России препятствовали постоянному исполнению его сочинений, особенно после 1979, когда его сочинения стали частью крупных европейских фестивалей – в Париже, Кёльне, Венеции, Варшаве, Лондоне. Он попал в чёрный список “хренниковской семёрки” на Шестом конгрессе Союза композиторов за несанкционированное участие в фестивалях на западе. Тон осуждения напоминал Первый конгресс 1948 года, на котором Прокофьев, Шостакович, Мясковский и другие композиторы подверглись преследованию. Немедленно после этого Артёмов был лишён всех исполнений, публикаций и заработков. (Девятью годами позже Тихон Хренников, глава Союза композиторов, на премьере Реквиема Артёмова изменил своё мнение о его музыке, сказав журналистам: ”Артёмов – выдающийся композитор. Его Реквием поднял русскую музыку на недосягаемую прежде высоту. Я уверен, что благодаря именно Артёмову мы не только достигли европейского уровня в этом жанре, но превзошли его наивысшие достижения – Реквиемы Моцарта и Верди”).

Тем не менее, несмотря на неослабевающее сопротивление советской бюрократии, в начале 80-х Артёмов начал свою музыкальную “перестройку” и с помощью и участием своей жены поэтессы Валерии Любецкой он сумел организовать в 1981-1986 серию исполнений своей музыки, привлекая самых лучших советских исполнителей — Олега Крысу, Лиану Исакадзе, Дмитрия Алексеева, Саулюса Сондецкиса и многих других. Эти исполнения были весьма успешны, некоторые были записаны для Всесоюзного радио. В то же время Артёмов провёл серию записей своей музыки с этими и другими прекрасными музыкантами – Дмитрием Китаенко, Тимуром Мынбаевым, Татьяной Гринденко.

Артёмов участвовал во многих европейских фестивалях с 1979 года. Авторские фестивали: «Фестиваль премьер» (1994, Москва), «Артёмов-фестиваль» (1997, Амстердам).

Его музыку также исполняли дирижёры – Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Теодор Курентзис, Валентин Кожин, Фёдор Глущенко, Вирко Балей, пианисты – Станислав Бунин, Филип Копачевский, РикардоДескальцо, Андрей Диев, Михаил Мунтян, скрипачи Владислав Иголинский, Иван Почекин, виолончелисты – Александр Рудин, Александр Бузлов, органисты – Олег Янченко, Алексей Семёнов,певицы – Лидия Давыдова, Лариса Пятигорская, Марина Мещерякова, Нелли Ли, Елена Брылёва, Любовь Петрова, многие замечательные духовики и ударники.

Произведения Артёмова выдвигались на госпремии в России и престижные премии в США. Они вышли на более чем 30 компакт-дисках в США, Англии, Германии и России.

Компания “DivineArtGroup” выпускает серию дисков с записью музыки Вячеслава Артёмова. К настоящему времени (2019) “DivineArt” выпустила три новых диска с записями оркестровых сочинений Артёмова в исполнении лучших московских оркестров под руководством Теодора Курентзиса, Владимира Ашкенази, Владимира Понькина и Валентина Урюпина, а такжесемь дисков с записями музыки Артёмова, ранее выпущенных “Мелодией” и ”Bohème”. Серия продолжается.

О музыке Артёмова снято и показано по Российскому телевидению около 15 фильмов и телепрограмм, включая трёхсерийный фильм о Реквиеме (автор В.Артёмов, РТР, 1994).

Ему посвящены исследование “Артёмов. Очерк творчества” проф. М.Тараканова (Москва, 1994), книга “На пути к новой духовности” М.Йона (Берлин, 1996), очерк “Музыка Вячеслава Артёмова” Роберта Матью-Вокера (СэинтОстелл, 1997), книга “Русский композитор Вячеслав Артёмов” А.Клота (Ессен, 2009), книга стихов Валерии Любецкой “Книга Сияний” (Москва, 2000).

Произведения Артёмова выходили в издательствах «Музыка», «Советский композитор», C.F.Peters (Frankfurt). В Москве выходит собрание сочинений Артёмова в 17 томах (вышло 8 томов).

Артёмов – действительный член Российской академии естественных наук, президент Фонда духовного творчества, член Ассоциации современной музыки, кавалер Ордена Дружбы (2010), лауреат премии “Человек года – 2016”.

Музыка

Сочинения Артёмова выявляют его интерес как к архаическим (Заклинания, Totem) и христианским мотивам (Requiem, Латинские гимны), так и к восточной медитации (Пробуждение, Симфония элегий, Сны при лунном свете). Оба цикла симфоний – тетралогия Симфония Пути и трилогия Звезда исхода написаны в новом значительном, возвышенном и сладостном стиле – stilenuòvogrande, sùblime e soave.

Несмотря на то, что он испытал самые разнообразные влияния, Артёмов считает себя приверженцем романтической традиции. Он предпочитает не называть свою музыку неопределённым словом «современная», а использует особый термин для обозначения её включённости в традицию – “musicaperennis” (мусикапэрэннис – вечная музыка). Эта музыкальная традиция, которая в своём явственном проявлении существует немногим более четырёхсот лет, имеет своим предметом прежде всего остроту переживаний человека, самую потаённую глубину его существования.

Внимание Артёмова сосредоточено на мире переживаний не ради них самих, но для достижения сверхреального бытия. Все элементы музыкального языка служат одной главной цели – проникновению в самые глубинные уровни внутреннего мира, открытию “Иного мира” в себе. Процесс обретения знания этого мира может быть взаимным нравственным совершенствованием как композитора так и слушателя. Артёмов верит в преображение тварного мира посредством музыки. Как говорит композитор, «музыка – это единственный истинный путь познания смысла существования».

Артёмов считает музыку наукой – концентрацией душевного опыта и – наряду с астрофизикой – одной из двух главнейших фундаментальных наук: астрофизика расширяет горизонт познания Вселенной, музыка раскрывает глубину и силу духа человека, взаимосвязь его с Мировой Душой (AnimaMundi).

Музыка – наивысшее достижение человеческого духа, “посредник между Богом и человеком”, “сгусток духовной энергии, призванной пробудить в человеке нравственное сознание и очистить его душу”. “Музыка – особая наука: космология духа. Она не требует спекуляций и логических описаний. Она несёт озарение, и этот опыт передаётся непосредственно звуками”. “Музыка выражает тайну душевной жизни и через неё – тайну вселенского Бытия. Посредством индивидуальной творческой души раскрывается несказанная тайна Творения, тайна Мировой души”. “Творение музыки есть ответ человека Богу, высший акт любви и покаяния. Истина – в красоте. Красота оправдывает человека, она есть раскрытие его божественной природы” (цит. по В.Артёмов. Основание философии музыки).

Музыка – величайшее достижение человеческого гения. И она – единственное явление культуры, которое способствует через переживание выработке в людях высоких нравственных качеств.

Серьёзная музыка создаётся духом и для Духа. Музыка – это концентрат человеческого духа, это – проводник Божьего духа в бренный мир. Музыка – это истинное воплощение Св. Духа. И поэтому она – высочайшая в иерархии ценностей – и единственная.


Список сочинений Артёмова включает около 70 названий. В него не входит несколько десятков пьес для разных инструментов и оркестров, написанных по разным поводам, а также музыка для кино и театра.

Его основные произведения:

Грандиозный “Requiem”, посвящённый “Мученикам многострадальной России”, для шести солистов, двух хоров, большого оркестра с органом (премьера – 1988, Москва);

Tетралогия “Симфония Пути” для большого оркестра с органом, включающая четыре симфонии: “Путь к Олимпу” (посвящённую поэтессе Валерии Любецкой, премьера – 1986, Москва), “На пороге светлого мира” (посвящённую Национальной Симфонии в Вашингтоне и её музыкальному руководителю Мстиславу Ростроповичу, премьера – 1990, Вашингтон), “Тихое веянье” (окончательная версия посвящена Владимиру Спивакову, премьера – 2010, Москва), “Денница воссияет”, посвящённую Лондонской Симфонии, премьера – 1993, Лондон);

Цикл симфоний “Звезда исхода” с солистами и большим оркестром, состоящую из трёх произведений: “InMemoriam” (1984) со скрипкой соло, “InSpe” (2014) со скрипкой и виолончелью соло и “InGloriam” (в работе) с хором и двумя роялями соло.

Ему принадлежат сочинения для оркестра с солистами: “Концерт 13-ти” (1967),“TempoCostante” (1980), “Симфония элегий” (1977), “Гурийский гимн” (1986), “Гирлянда речитаций” (1981),

“Tristia I” (1983), “Tristia II” (1998, ред.2011), “Pietà” (1996),“AveAtqueVale” (1997),“В царстве Никты” (2019), “Латинские гимны” (2003) для сопрано, хора и оркестра, а также произведения для камерных ансамблей “Звёздный ветер” (1981), “Гимны внезапных дуновений” (1983), “Заклинания” (1981), “Сны при лунном свете” (1982), “Северные песни” (1966), “Totem” (1976), “Сцены” (1971), “Соната размышлений” (1978), “Маттинаты” (1981).

Артёмов — автор балета “Ожидание” (одноактный, по картинам Антуана Ватто) и балета - реквиема “SolaFide” (“Только верой”, трёхактный, по трилогии А.Толстого “Хождение по мукам”, либретто Никиты Долгушина, Валерии Любецкой и Вячеслава Артёмова).Балет “SolaFide” включает пять сюит: “Поэт”, “Даша”, “Катя”, “Грозные дни”, “Катастрофа”, исполняемые солистами, хором и оркестром.