Шамсутдинова Масхуда Исламовна
Композитор, исследователь фольклора – родилась 1 июля 1955 года в деревне Кшлау-Елга Аскинского района Башкирской АССР. В 1966 году семья переезжает в г. Караганда, где Шамсутдинова учится в Детской музыкальной школе-интернат. В 1974 г. она поступает в Казанскую государственную консерваторию на теоретико-композиторский факультет в класс композиции А.Б.Луппова.
После окончания консерватории (1979), М.Шамсутдинова работала звукорежиссером на Казанской студии телевидения, затем заведующей музыкальной частью в Казанском государственном театре кукол (1980 – 1985), музыкальным редактором телевидения (1985 – 1991), заведующим кабинетом музыки народов Поволжья Казанской государственной консерватории (1991 – 1994). В 1996-97 гг. она обучалась в Королевском колледже музыки в Стокгольме в департаменте фольклорной музыки. С осени 2002 г. проживает в г. Сиэтле (США), но связи с Россией не теряет, часто приезжая в Казань для организации исполнения своих новых сочинений.
В творчестве композитора можно выделить два важных направления – этнос и религия, которые являются не только источником вдохновения, но и типом мышления. Им подчинены характерные черты формы и стиля. Её произведениям свойственны жанровая оригинальность, неизменная связь с татарским фольклором. Академическое мастерство наиболее ярко проявляется в симфонических произведениях.
В период возрождения национальных и религиозных обычаев М.Шамсутдинова одна из первых обращается в своем творчестве к теме Корана. Например, кантата «Әдәм балалары» (Дети Адама), успешно исполнявшаяся камерным хором под управлением А.Булдаковой в Швеции, Финляндии, Германии. Композитор возрождает не только утерянные мусульманские обряды и праздники (мистерия «Корбан бәйрәм» - «Праздник Курбан»; оратория-балет «Кәдер кич» или «Рамазан» - «Ночь предопределения»), а также языческие – «Карга боткасы» («Грачиная каша»). Большое место в её творчестве занимают исторические сюжеты, связанные с легендами, мифами – рок-фольк сюита «Магди», баит «Кысса – и – Сљембикә” (Повест о Сююмбике), поэма “Дастан”, симфонии “Ибн-Фадлан”, “Чингиз хан” и др. Все эти произведения отличаются непривычностью форм, тем, сюжетов, манеры исполнения.
Особенно плодотворной областью творчества Шамсутдиновой является музыка для театра. Более 20 драматических, комедийных, детских спектаклей с её музыкой поставлены в театрах Татарстана и Башкортостана. Многие произведения созданы композитором по заказу исполнительских коллективов, работающих в фольклорном направлении. Большое внимание уделяет автор вокальной лирике. Это – циклы на стихи Г.Тукая, Р.Файзуллина. В этой области она явилась основоположником совершенно новых жанров, таких как вокально-фольклорный цикл “Мәхәббәтнамә» (Сказания о любви) или вокальные сцены на темы татарских народных свадебных обрядов «Нуру Судур».
Шамсутдинова неоднократно завоевывала звания лауреата различных конкурсов и фестивалей – детской песни (1994), тюркских театров «Науруз» (Казань, 2002) и «Арт-Орда» (Бишкек, 2003).
Композитор постоянно изучает фольклор народов мира, интересуется проблемами философии и религии. Её деятельность не замыкается рамками музыкального творчества, она пишет статьи, принимает участие в научных и методических конференциях. В Швеции ею был подготовлен цикл радиопередач о татарской музыке на английском языке. Определенным итогом научной работы является её диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Маулид-байрам у мусульман Среднего Поволжья», которое она успешно защитила (2001). Изучение исламских традиций соответствовали содержанию её творчества.
За свою разностороннюю деятельность М.Шамсутдинова была удостоена звания заслуженного деятеля искусств РТ (1993).
- Музыкально-сценические: оперетта «Коза и баран» по мотивам сказки Г.Тукая (1980); балет «Көмеш кашык болытта» - «Серебряная ложка в облаках» (1994); оратори-балет «Кәдер кич» - «Ночь предопределения» (2000);
- Музыка к дараматическим спектаклям: «Волшебная поляна» Р.Хариса; «Волшебные сны Апуша» Р.Бухараева; «Зулейха» Г.Исхаки; «Ак калфак» М.Файзи; «Сак-Сок» Р.Батуллы; «Ќирән чичән белән карачәч сылу» Н.Исанбет и др.
- Симфонические: симфонии: «Дастан» (1999); «Ибн Фадлан» (2001); «Чигиз хан» (2004); сюита «Сказки Тукая» (1987); концерт для скрипки с оркестром (1979);
- Вокально-симфонические: рок-фольк сюита «Магди» (1989); «Корбан бәйрәм» (1992); кантата «Әдәм балалары» (1993); кантата «Фатима и соловей» на стихи Г.Тукая (2001);
- Для оркестра народных инструментов: «Карга боткасы» (1998); «Степные вариации» (1999);
- Камерно-инструментальные: сюита «Деревенское детство мое» (1988); баит для флейты соло (1990);
- Вокальные: циклы: «Мөхәббәт ќырлары» на стихи Г.Тукая (1986), «Тик язлар кабатлана» на стихи Р.Файзуллина; «Мәхәббәтнамә» на народные слова (1987); «Нуры Судур» - вокальные сцены на темы татарских свадебных обрядов для голоса, альта, вибрафона, колокольчиков и там-тама (1988); баит «Сююмбика» для голоса , рубаба, альта, колокольчиков и саксофона (1991); хоры «Брачные танцы гусей» (2000);
- Литература: Сайфуллина Г. Потребность души / Советская музыка, 1989, № 11; Сайфуллина Г. Возвращение / Советская музыка, 1990, № 1; Муратов Г. там, где минарет / Идель, 1990, № 1; Яхонтова Е. Йөрәк яктысы / Татарстан, 1991, № 10; Сафиуллин Ю. Дала Кызы Мәсгүдә / Чәчәкләр һәм кыз яшьләре. Казан, 1999; Бородовская Л. Исламские символы в современной татарской музыке (На примере кантаты «Дети Адама» М.Шамсутдиновой) / Музыкальная культура народов России и зарубежных стран. Страницы истории. Казань, 2003.