Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Любовский Леонид Зиновьевич (1937–2021)

Любовский Леонид Зиновьевич (1937–2021)

Любовский Леонид Зиновьевич (1937–2021)

Композитор
Союз композиторов Республики Татарстан

Композитор, педагог, писатель – родился 24 февраля 1937 года в г. Каменка (Украина). Профессиональное образование получил в Львовском музыкальном училище (1961) и Казанской консерватории (класс композиции А.С.Лемана), по окончании которой (1966) остается преподавать на кафедре композиции.

Композитор успешно и плодотворно работает практически во всех жанрах. Особенно привлекают его масштабные циклические композиции (симфонии, оратории, инструментальные, вокальные и хоровые циклы, а также театральная музыка).

Л.Любовский остро и напряженно чувствует современность, её живой, динамичный пульс, стремительное течение жизни. Какой бы темы или жанра он не касался – это всегда музыка, преломленная через сегодняшнее восприятие. Такова его Симфония-оратория на стихи И.Франко, а также 3-я, 4-я, 5-я симфонии, пронизанные тревогой напряженного мира, трагический пафос которых наполнен философскими раздумиями о прошлом, настоящем и будущим. Часто неожиданные в своих решениях симфонии содержат всевозможные ассоциации, воплощенные в аллюзиях и ритмах нашего быстротекущего времени.

Ближе к симфониям по своей концепции Виолончельный и Скрипичный концерты. Подкупающий суровой, сдержанной лирикой Виолончельный концерт посвящен отцу композитора, умершему от фронтовых ран. Хорошо известен Фортепианный концерт Любовского, много и успешно исполнявшийся и вызвавший большой интерес, а также Концерт для фортепиано в четыре руки, наполненный светлым, оптимистическим мироощущением. В них намечаются новые неоклассические и неоромантические тенденции в творчестве композитора.

Особое место в творчестве Л.Любовского заняли вокально-симфонические произведения: лирическая сюита «Из Моабитских тетрадей», музыка к трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра», явившиеся резельтатом сотрудничества с драматическими театрами.

Широкое распространение получили вокальные циклы композитора, исполнявшиеся во многих городах известными исполнителями.

Высокую оценку получили его сочинения для хора. В вокально-симфонической кантате «Немую боль в слова облечь…» по поэме А.Твардовского «По праву памяти» воплощены гражданские мотивы, связанные с осмыслением трагических событий недавнего прошлого, а в кантате «Предчувствие весны» для детского хора с симфоническим оркестром в четырех частях (четыре времени года) – светлые и радостные настроения. Известны также его хоровые циклы «Мир природы» на слова Ф.Тютчева и «Мысли» для мужского хора без сопровождения на слова Р.Хариса.

С конца 80-х гг. начинается особенно плодотворный период творчества Любовского. Создаются лучшие его произведения. Их исполняют в разных городах России и за рубежом. Усиливается интерес композитора к нетрадиционным ансамблям. Здесь следует назвать Brass Quintet, премьера которого состоялась в 1987 г. в г. Анаполисе (США) и затем вошедшего в репертуар многих российских и зарубежных Брасс-квинтетов; «Триптих Босха» для четырех тромбонов, фортепиано и ударных (по алтарю Босха «Вом сена»), исполненного впервые на Первом международном фестивале духовой музики (Саратов), а затем в Ленинграде и в Варшаве. В 1988 г. композитор написал Passionsmusik – одно из самых выдающихся своих произведений. Премьера сочинения состоялась в Большом зале Ленинградской филармонии им. Д.Шостаковича в 1990 г., затем в Казани, в Москве и за рубежом. Возможно, это известное единственное воплощение Страстей, существующее в мире, где известная циклическая форма излагается инструментальными средствами. Здесь же следует отметить его «Четыре классические фуги для четырех ударников», впервые прозвучавшие на Международном фестивале «Европа-Азия» в 2000 году.

1990 год отмечен началом работы над Пятой симфонией для большого симфонического оркестра с органом, которую композитор закончил почти через десять лет. В этом же году написана Lakrimosa памяти Сахарова. Эта небольшая пьеса – едва ли не лучшее из симфонических сочинений композитора.

В 1992 году по заказу известного фортепианного дуэта А.Бахчиева и Е.Сорокиной появляется оригинальный Концерт для фортепиано в четыре руки и струнного оркестра, тепло принятый слушателями.

В 1996 году композитор начинает работать над балетом «Сказание о Йосуфе», явившемся большим событием в творческой биографии Любовского. Поставленный в Казани в Татарском академическом театре оперы и балета в 2001 году, балет имел необычайный успех и сохранился в репертуаре театра до сих пор. За это произведение композитор был удостоен звания лауреата Государственной премии РФ.

Особенно показательными для Любовского-композитора являются его авторские (симфонические и камерные) концерты, в которых видна широта его мышления, размах и серьезность его творческих заявок.

Для Любовского характерна постоянная творческая, гражданская общественная активность, неослабевающая энергия. Он – автор более 80-ти крупных сочинений, многие из которых входят в концертный и педагогический репертуар исполнителей. Он известен как дирижер собственных сочинений, как автор книг о музыке, как пианист-ансамблист и, конечно же, как педагог, вот уже 40 лет преподающий в Казанской консерватории.

Сегодня Любовский – большой мастер, владеющий почти всеми известными техниками и системами композиции со своим индивидуальным творческим лицом. Он вполне самостоятелен в своих пристрастиях, независим, свободен от профессиональных всевозможных предпочтений и предрассудков. За свою многогранную деятельность композитор был удостоен званий – заслуженный деятель искусств ТАССР (1983), РФ (1996), Лауреат Государственной премии РФ (2005).

  • Музыкально-сценические: оперы: «Праздник святого Йоргена» (1967); «Плащ командора» (1972); балет «Сказание о Йусуфе» (2001);
  • Симфонические: шесть симфоний (1965, 1976, 1979, 1983, 1990, 2004); Маленькие классические вариации (1970); Lacrimosa (1992); «Салонная музыка» (1997); Симфониетта (1964); Litania (2000); «Музыкальный букет Сары Садыковой» (2007); Концерты: для фортепиано (1968); для виолончели (1972); для скрипки (1985); для фортепиано в 4 руки (1993);
  • Вокально-симфонические: Симфония-оратория на слова И.Франко (1970); кантаты: «Предчувствие весны» (1982); «Немую боль в слова облечь…» для чтеца на слова А.Твардовского (1987); сюиты: «Из Моабитских татрадей» (1969); музыка к трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» (1989);
  • Хоровые: «Мир природы» на слова Ф.Тютчева (1971); «Мысли» на слова Р.Хариса (1980); «Всенощная» на канонический текст (2005);
  • Камерно-инструментальные: Струнные квартеты - № 1 (1962); № 2 (2003); Дивертисмент (для кларнета, фагота, фортепиано и ударных (1967); Брасс-квинтет для двух труб, валторны, тромбона и тубы (1985); «Триптих Босха» (1979); Passiоnsmusik (1988); Четыре фуги для четырех ударников (1995); Сонаты с фортепиано: для флейты, гобоя, трубы, тромбона, скрипки, баяна, вибрафона и литавр; «Театральная сюита» для баяна; «Гендель-сюита» для фагота и фортепиано; Речитатив и токката для тубы и фортепиано, Logos для тромбона и органа; для фортепиано: соната № 1, № 2; полифонические вариации на тему ВАСН; Богатели; «Игра стилей» - 12 прелюдий и фуг от 12 хроматических тонов (2000); «Путешествие в Булгары» (1988); «Мотивы старинных булгар» (1999);
  • Вокальные: циклы для голоса и фортепиано: «Новый век» (1962); «Военные ветры» (1967); «Страна журавлиная» (1969); «Из корейской классической поэзии» (1974); «Радость» (1983); песни.