Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Зорюкова Светлана Владимировна

Зорюкова Светлана Владимировна

Зорюкова Светлана Владимировна

Композитор
Союз композиторов Республики Татарстан

Родилась в 1971 году в Казани. Уже в период обучения в детской музыкальной школе №4 по классу фортепиано проявила способности к импровизации и сочинению музыки. Азы композиторского ремесла осваивала под руководством Ф.К.Шарифуллина. В 1988 году Зорюкова становится лауреатом республиканского конкурса «Юный композитор», в 1989 – победителем конкурса «Россия – Родина моя».

С 1986 по 1990 гг. Зорюкова обучалась в Казанском музыкальном училище на отделении теории музыки. Одновременно открывала для себя мир джаза, играя на фортепиано и синтезаторе в составе женского джазового оркестра «Фантазия». В 1995 году окончила Казанскую консерваторию по специальности композиция (класс А.М.Руденко), в 1995 – 1997 гг. прошла ассистентуру-стажировку в Московской консерватории (класс А.С.Лемана).

По возвращении в Казань Зорюкова руководит молодежным клубом при СК РТ, организует совместные творческие встречи казанских композиторов и поэтов. С увлечением занимается педагогической работой: ведет класс композиции и импровизации в детских музыкальных школах и в музыкальном училище. Её воспитанники неоднократно становились лауреатами республиканского конкурса «Юный композитор». С 2005 года преподает в Казанской консерватории им. Н.Жиганова.

Многие сочинения С.Зорюковой имеют ориентальный колорит. Восток в творчестве композитора – это причудливый микст татарских, турецких, арабских интонаций, магия томного длительного развертывания, первозданно-обрядовая энергетика несимметричных метров. В её музыке находят применение и пентатонные структуры, и гармонические лады, воспринятые сквозь призму современных композиционных приемов. Как утверждает автор – это не стилизация, а способ чувствования, желание прикоснуться к своим истокам, ощутить уходящие в глубь веков мусульманские корни. Тема путешествия во времени становится сквозной для Зорюковой. Образы странника, отправляющегося в далекое прошлое, и каравана, бредущего сквозь столетия, неоднократно возникают в её произведениях. Показательна в этом отношении поэма «Кљнчыгышка» («На восток…») для струнного оркестра и ударных. В этом же ряду находится и «Гњзђл ќырым» («Прекрасная песня») для сопрано, смешанного хора, флейты, скрипки и фортепиано.

Композитора привлекает поэтическая лирика Востока. Поэзия Золотой Орды в переводе Р.Бухараева послужила программой для вокально-симфонических фресок «Небесная Казань». Произведение воскрешает изменчивые лики Казани в потоке веков, смене различных исторических эпох. Тексты японских поэтов положены в основу вокального цикла для сопрано, флейты, альта и фортепиано. В детском хоровом цикле «Сон земли», состоящем из четырех песен, использованы стихи Г.Тукая, а драматическая сцена для меццо-сопрано, баритона и фортепиано «Ана бђйрђме» (Праздник матери) написана по поэме М.Джалиля.

К религиозной проблематике обращается С.Зорюкова в «Ялвару», где традиционный текст мусульманской молитвы сплетается с католическим «Kyrie eleison». Тем самым проводится мысль о родстве духовных устремлений людей разных конфессий, их общности на пути к постижению единого мирового порядка. Татарский национальный колорит имеет струнный квартет.

. Важное место в творчестве Зорюковой занимают вокально-хоровые и камерно-инструментальные произведения. Ей удается создавать рельефные, запоминающиеся темы. Композитор обращается также к жанрам концертной и симфонической музыки, осуществляет музыкальное оформление спектаклей кукольного театра, осваивает стилистику мюзикла. Значимая область творчества Зорюковой – «виватная» музыка. Песня «Юный Татарстан» сопровождает развлекательные мероприятия, организуемые в Казани под открытым небом в День города. В канун 1000-летнего юбилея столицы Татарстана были написаны «Гимн к 1000-летию Казани» и песня «Небесная Казань». Создание Праздничной увертюры для симфонического оркестра композитор приурочила к 60-летию Казанской консерватории.

Произведения С.Зорюковой исполнялись на Международных музыкальных фестивалях в России, Франции, Голландии, Швейцарии. Композитор – участник фестивалей в Германии и Хорватии, организованных Ассоциацией современной мировой музыки (ISCM).

  • Музыка к театральным спектаклям: «Мистер Никто» (2001), «Алмазная гора» (2002) Б.Вайнера; мюзикл «Рапсодия дождя» на либретто А.Ахмадуллина (2004).
  • Симфонические: «Кљнчыгышка» («На Восток…») для струнного оркестра и ударных (1993); Концерт для скрипки с оркестром (1995); Концерт-симфония для трех флейт, валторны, ударных, челесты, арфы, фортепиано и струнного оркестра (1997); сказка «Алтын каурый» (Золотое перо) для оркестра (1999); «Праздничная увертюра» (2005);
  • Вокально-симфонические: Гимн к 1000-летию Казани» для солистов, хора и оркестра на стихи Р.Хариса (2005); вокально-симфонические фрески «Небесная Казань» на стихи Р.Бухараева (2005);
  • Камерно-инструментальные: Струнный квартет (1992), фортепианные пьесы для детей; «Пантеистическая прелюдия» для кларнета, фортепиано и струнного оркестра (2003); фортепианные пьесы для детей.
  • Вокальные: цикл «Сон земли» на стихи Г.Тукая (1992); хоровой цикл «Музыкаль табышмаклар» («Музыкальные загадки») - 1992; «Гњзђл ќырым» (Прекрасная песня) для сопрано, смешанного хора, флейты, скрипки и фортепиано (1993); «Ана бђйрђме» (Праздник матери) по поэме М.Джалиля (1995); цикл на стихи японских поэтов для сопрано, флейты, альта и фортепиано (1996); поэма «Азгынга — гадел хљкем» (Возмездие) для солистов, хора и инструментального квинтета (2003); «Ялвару» для хора, флейты, контрабаса, ударных и фортепиано (2004); песни для детей на стихи М.Джалиля, Б.Рахимовой, М.Ахметжанова, А.Ахмадуллина.