Альмеева Наиля Юнисовна
Родилась в 1955 г. Этномузыколог, кандидат искусствоведения. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.
С 1991 года член Татарстана (СК СССР), с 2008 года член Союза композиторов Санкт-Петербурга.
С юных лет проявляла интерес к татарской народной песне, который унаследован в семье, к этнической музыке разных народов мира. Окончила музыкальную школу №7 в Казани (1970), Казанское музыкальное училище (теория музыки, 1974), Казанскую государственную консерваторию (музыковедение, 1979), аспирантуру сектора фольклора Ленинградского гос. института театра, музыки и кинематографии (1984).
Защитила кандидатскую диссертацию «Песенная культура татар-кряшен: жанровая система и многоголосие» (1986, научный руководитель – доктор искусствоведения И. И. Земцовский).
С 1984 по 1993 гг. – старший научный сотрудник в отделе искусствоведения ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана.
Впервые в Казанской гос. Консерватории и одна из первых в России разработала и читала курс лекций о фольклоре и традиционной музыке Азии, Африки, Америки, Австралии (1990-1993).
С 1994 года является старшим научным сотрудником сектора фольклора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург).
Читала курс лекций «Музыкальный фольклор народов России» (2007-2014 гг.) в Санкт-Петербургском Гос. Университете Культуры и Искусств (кафедра русского народного певческого искусства).
С 1978 года и по настоящее время совершает ежегодные полевые экспедиции в регион Среднего Поволжья с целью аудио- и видеофиксации аутентичного пения тюркских и финноугорских народов региона и уникальных этнологических сведений об обстоятельствах традиционного пения.
Опубликовала два тома задуманной ею многотомной антологии песенного фольклора кряшен со звуковым приложением (CD, DVD) на основе собственных записей и исследований.
Участница многочисленных Всероссийских и Международных научных форумов, член жюри фольклорных фестивалей.
Автор работ о фольклоре татар и других народов Поволжья.
Основная сфера исследовательских интересов – архаические пласты фольклора как звуко-историческая информация об этносах; межэтнические связи в фольклоре; проблемы изучения фольклорной традиции в полиэтническом и поликонфессиональном контекстах; претворение фольклора в творчестве композиторов.
Научные статьи
1. Проблема музыкального фольклора татар-кряшен // Артес популярес. Будапешт. 1985 г. № 14. С. 134–170. с нот.
2. Жырлап ачыла кунел (С песней расцветает душа) (О гостевом ритуале кряшен) // Казан утлары. 1985, № 9. на татар. яз.
3. Ритмические клише и мелодическая заменяемость в песнях татар-кряшен // Народная песня: история и типология. Л., 1989. С. 157–165.
4. К определению жанровой системы и стилевых пластов в песенной традиции татар-кряшен // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: вопросы теории и истории. Сб. ст. памяти Султана Габяши. Казань. 1989. С.5–21.
5. Традиция гостевого общения у татар-кряшен // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Л., 1990. С.180–191.
6. Календарное пение татар-кряшен и его роль в этнокультурологических реконструкциях // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции (июнь 1992 года) в 3-х томах. Казань, 1997. Том 2, с.187–190.
7. Гетерофонная фактура (опыт анализа архаического многоголосного пения татар-кряшен) // Судьбы народной культуры. Сб. статей и материалов. С-Петербург: РИИИ. 1998. С.195–219.
8. «Симха» – ансамбль еврейской музыки в Казани // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. Материалы Международной конференции. Санкт-Петербург, 1999. С. 98–99.
9. Евразийство – ключевой аспект татарской этномузыкологии // Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития: Тезисы докладов международной научной конференции (14-15 сентября 2000 г.). Уфа, Восточный университет. – 2000. – С. 84.
10. Речитация Корана у исторических татар Речи Посполитой (на примере Северной Белосточчины) // Петербургская музыкальная полонистика. Вып. 1. СПб., 2001. С. 46–50.
11. «Культурные слои» традиционного музыкального сознания (исламо-христианское пограничье в Среднем Поволжье и татарский песенный фольклор) // Записки восточного отделения российского археологического общества (ЗВОРАО). Новая серия. Том I (XXVI). СПб., 2002. С. 25–34.
12. О музыкальном воплощении татарского баита (введение в изучение проблем) // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. Сб. научных трудов. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, 2002. С.17–52.
13. Жанровая система и этномузыкальный диалект. К проблеме классификации явлений татарской музыки устной традиции // Искусство устной традиции. Историческая морфология. СПб: РИИИ, 2002. С.132–146.
14. Татарский фольклор. Традиционное интонирование на фоне смены музыкальных формаций // Механизм передачи фольклорной традиции. Сб. науч. статей. СПб, 2004. С.143–153.
16. Традиционное пение кряшен как фактор этнокультурной самоидентификации // Современное кряшеноведение. Состояние, перспективы. Материалы научной конференции. Казань, 2005. С. 103–110.
17. Звуковой реликт Среднего Поволжья // Голос в культуре: артикуляция и тембр. Санкт-Петербург, 2007. С. 52–63.
18. Многоголосие татар-кряшен в этнокультурном контексте Волго-Камского региона (обрядовое пение, гетерофония). Тарту: Эстонский Литературный Музей, Эстонская Академия Музыки и Театра. С.79–93. Резюме на английском и эстонском языках, 2008.
19. Обрядовые напевы татар-мишарей (к вопросу об историческом контексте ритма) // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. С. 254–269.
20. Татарский песенный фольклор: проблемы вхождения в традиционное исполнительство / Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия. Казань, 2009. С. 307–320.
21. «Паска» у татар-кряшен в Татарстане // Временник Зубовского института. Вып. 3. Пасха: Многообразие культурных традиций. СПб., 2009. С. 110–117.
22. Татарская музыка устной традиции в контексте исламо–христианского пограничья в Среднем Поволжье / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальная культура в исламо-христианском контексте». Казань, 2009. С. 5–20.
23. Обрядовый мелос народов Волго-Камья как исторический источник: реальное и эфемерное // Фольклор и мы: Традиционная культура в зеркале ее восприятий / Сборник научных статей, посвященный 70-летию И. И. Земцовского / [Сост. Н. Ю. Альмеева]. Часть I. СПб.: Российский институт истории искусств. 2010. С. 112–129.
24. Песенные культуры тюрков и финноугров Среднего Поволжья:
аспекты изучения // Отечественная этномузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития: Материалы Международной науч. конф. СПб., 2011. Т. 1. С. 303–319.
25. Проблемы этнической идентичности обрядового мелоса в контактной зоне Волго-Камья (финно-угры и тюрки) / От Конгресса к Конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докладов. Том 3. – М.: Гос. респ. центр русского фольклора. 2011. С. 215–222.
26. На пути к сущности татарского баита / Классический фольклор сегодня. СПб., 2011 г. C. 437–452.
27. Песенный фольклор и этническая история // Казанская государственная консерватория: 65 лет творческого пути. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань. 2011. - С. 231–238.
28. Песенные традиции волго-уральских татар в XXI веке: к вопросу о передаче исторических стилей интонирования. // Res Musica, журнал Эстонской Академии музыки и театра, № 4. Таллин, 2012, с. 117-124.)
29. Формирование вертикали в фактуре коллективного пения
крещёных народов Волго-Камья (татары-кряшены, марийцы, чуваши // Шестой Международный Симпозиум по Традиционному многоголосию, проходивший в Тбилиси, Грузия, 24-28 сентября 2012). На англ. яз. С. 75-86: с нот., карта.
30. Летние хороводы татар-кряшен в контексте Средневолжского региона (к вопросу о календарном сознании) // Фольклор: историческая традиция и современные полевые исследования. М.: Московская консерватория. 2012 г. – С. 198-206.
31. Вопросы этнической специфики в фольклоре тюрков и финно-угров Волго-Камья (о мелодических аргументах в изучении истории) // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир. Материалы Международной научной конференции. - Казань, 2013. - С. 106-114.
32. Песенная традиция молькеевских кряшен: к вопросу о динамичном татарско-чувашском пограничье в свете этнической истории // PAX SONORIS / Научный журнал. Вып. VII. Астрахань. 2013. 226 с. – С. 165-172: с нот., фотоилл.
33. Татарский музыкальный фольклор: аспекты этнической идентичности // Фольклор и этнокультурная идентичность: Материалы IV Международной Школы молодых фольклористов. Раздел I "Лекции". РИИИ. СПб., 2014. – С. 97-110.
34. Услышьте! // Звуковое пространство композиторов Татарстана: Очерки. Интервью. Воспоминания. – Казань, 2014. - 296.: илл. С. 75-81.
35. Мелодико-ритмические структуры фольклора кряшен в финно-угорском контексте Волго-Уральского региона // Сборник тезисов / XII Международный Финноугорский Конгресс. Университет Оулу, 2015. – С. 451). На англ. яз.
36. Песенный фольклор кряшен Поволжья как фактор самоидентификации этнического сообщества (к вопросу о региональной специфике тюркоязычной культуры) / 43-я Всемирная конференция ICTM Астана, Казахстан. 16-22 июля 2015 г. Тезисы. С. 7-8.)
37. Игра на гармонике у татар Среднего Поволжья: национальная идея новейшего времени // ВОСТОК и ЗАПАД: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур / Материалы III Международного научного этномузыкологического конгресса в рамках V международного этнофестиваля-конкурса «Голоса Золотой степи». Астрахань, Россия, 15.09.2015-17.09.2015. – Астрахань, 2015. – С. 33.: на рус. и англ яз.
38. Об изучении песенных традиций кряшен: прошлое, настоящее, будущее / Кряшенское историческое обозрение / Научный журнал. 2015, №1. – 192 с. – С. 131-145.
39. Вопросы изучения межэтнических связей в фольклоре народов Поволжья и Приуралья // Межэтнические связи в фольклоре: Материалы V Международной Школы молодых фольклористов / Сост. Н.Н. Глазунова. РИИИ, СПб, 2016. – 238 с. Раздел 2. Лекции. – С. 80-98.
40. Песенный фольклор нагайбаков Южного Урала и народов Среднего Поволжья: родство ритмических структур / Научный журнал «Кряшенское историческое обозрение». 2016, №1. – 223 с. – С. 202-208.
41. О песенном наследии кряшен / Историко-культурное наследие кряшен Волго-Уральского региона. Актуальные вопросы и перспективы изучения: Материалы Всероссийской научно-практических конференций. Казань, 2016. – 188 с. +12 с. вкл. - С. 23-30.
42. Миссия этномузыкологии в изучении этнокультурного взаимодействия в Волго-Камье // XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Москва-Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН, 2017. – 512 с. - С. 359-360.
43. Песенные традиции волго-уральских татар в XXI веке: вопросы передачи исторических стилей интонирования // III Всероссийский конгресс фольклористов. Т. 1: Актуальные проблемы российской фольклористики. М., 2017. — 400 c., илл. — С. 75–84.
44. Финны, угры, тюрки: Вопросы этнической идентичности фольклорных мелодий в волго-камском регионе // Ежегодник финно-угорских исследований. Том 11, вып. 2. – Ижевск, 2017. – С. 161-168.
45. Песенная культура и традиционные праздники / История и культура татар-кряшен (XVI-XX вв.): коллективная монография. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. – 960 с. – С. 631-640.
46. «Если вы человек с сердцем …» Вклад В. А. Мошкова в музыкальную тюркологию Волго-Уральского региона // Временник Зубовского института. Вып. 3 (22). 2018. С. 32-54.
47. Мини-трехчастные ритмическое клише в песенных традициях елабужских мари и татар-кряшен // Ежегодник финноугорских исследований. Том 13, вып. 1. – Ижевск, 2019. – С. 130-134.
48. «Ах, пролился бы дождь!» Празднование Троицы у кряшен Поволжья (по записям 2013-2015 гг.) / Календарный песенно-обрядовый комплекс: исторические корни и полиэтнический контекст. СПб, Рос. ин-т истории искусств, 2019. – 238 с. – с. 57-100: нот., ил.
Книги
Песни татар-кряшен. Выпуск 1. Пестречинская (примёшинская) группа. Под общей ред. И.И. Земцовского. Полевые звукозаписи, нотировки, вступительная статья, комментарии, переводы текстов песен и рассказов этнофоров Н.Ю. Альмеевой. Санкт-Петербург–Казань, 2007. – 316 с. + 1 CD.
Песни татар-кряшен. Вып. 2: Молькeeвская группа / Под общ. ред. И. И. Земцовского. – СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 2012. – 472 с. + 1 DVD с аудио- и видеозаписями.
Мошков В. А. Мелодии Волго-Камья (под ред. М. Кондратьева и Н. Альмеевой). Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2011. Вступ. статья к разделам II и III «В.А. Мошков и его материалы для характеристики музыкального творчества татар, ногайцев и казахов». С. 164-176; Авторская редактура нотировок Мошкова и комментарии: с. 247-278; с. 320–354.