Кобекин Владимир Александрович
Родился 22 июля 1947 г. в г. Березники Пермской области. С детства проявлял склонность к сочинению музыки. Окончил музыкальную школу в г. Березники и Березниковское музыкальное училище как пианист (1965). Последующие три года обучался на фортепианном отделении Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (класс М.Г. Богомаз). После ряда успешных выступлений с собственными сочинениями в Свердловске и Ленинграде в 1968 г. перевелся в Ленинградскую консерваторию на композиторское отделение в класс С.М. Слонимского. По окончании консерватории (1971) возвратился на Урал и начал преподавательскую деятельность в Уральской консерватории на кафедре композиции (1971–1980; 1992–2010), с 2008 г. – профессор этой кафедры. Для студентов-композиторов им разработан курс «Основы мелодики». Среди учеников В.А. Кобекина – лауреат Всероссийского фестиваля молодых композиторов «Опус первый», конкурса Мариинского театра на сочинение оперы по произведениям Н.В. Гоголя А. Беспалова (2006); руководитель молодежной секции Уральского отделения Союза композиторов России А. Жемчужников (2003).
В творчестве композитора центральное место занимают произведения для музыкального театра. В.А. Кобекин является автором значительного числа опер, большинство которых увидели свет рампы в театрах России и Германии. «Лебединая песнь», «Дневник сумасшедшего» (1980) и «Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана» (1989) шли на сцене Московского камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского, «Сапожки» (1982) ставились на Свердловском телевидении (реж. И. Ширяева, дир. Е. Бражник), «Пугачев» (1983) – в Ленинградском академическом малом театре оперы и балета (реж. С. Гаудасинский, дир. В. Кожин). Значительным достижением отечественного музыкального театра стал спектакль Свердловского академического театра оперы и балета им. А. Луначарского «Пророк» (1987), получивший Государственную премию СССР (реж. А. Титель, дир. Е. Бражник). Позднее этот же театр обратился к партитурам опер «Шут и король», «Счастливый принц» (1991 г. – режиссерские дебюты композитора) и «Колдовская сказка» (1992). На фестивале «Сакро-арт» (Локкум, Фрайбург, Германия) была поставлена одноактная опера «Н.Ф.Б.» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» (1995, реж. К. Гинкас, дир. А. Чистяков), прозвучали оперы «Молодой Давид» и «Моисей» (1997; 1999, дир. Е. Бражник). «Молодой Давид» стал серьезным успехом Новосибирского академического театра оперы и балета (1998, реж. А. Черняков, дир. А. Людмилин, премия «Золотая маска» за 2000 г.). Моноопера «Моисей» (1999) вошла в репертуар московской «Геликон-оперы» (реж. Д. Бертман). За оперу «Маргарита», поставленную в Саратовском академическом театре оперы и балета (2007, дир. Ю. Кочнев, реж. Д. Исаичев), В.А. Кобекин получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа композитора» (2008). В декабре 2007 г. в Москве были впервые показаны две оперы – «Александр Македонский» и «Кудангса Великий», написанные по заказу якутского театра по мотивам рассказов основоположника якутской литературы Платона Ойунского. Совсем недавно Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил созданную еще в 2001 г. оперу «Гамлет (датский) (российская) комедия» (ноябрь 2008, дир. Ф. Коробов, реж. А. Титель; «Золотая маска», 2010). В музыкальном театре имени Н. Сац прошла премьера оперы «Принцесса и свинопас» (март 2011, дир. К. Хватынец, реж. В. Меркулов).
Симфоническую инструментальную музыку В.А. Кобекина отличает масштабность замыслов и сложная ассоциативность образов, нередко связанных с сюжетами Священного Писания и различными явлениями мировой культуры. Помимо многочисленных фестивалей в городах России, его произведения исполнялись в Англии, Германии, Канаде, Финляндии, Франции, Чехии, занимали призовые места на престижных конкурсах: Каприччио для фортепиано «В красном и синем» (III премия, II международный конкурс имени С. Прокофьева, С.-Петербург, 1995); симфоническая картина «Золотые купола» (III премия, конкурс композиторов имени А. Петрова, С.-Петербург, 2007); фортепианный концерт (III премия, V междунар. конкурс имени С. Прокофьева), «Сказка про репку» (I премия, Второй открытый Всероссийский конкурса композиторов на создание симфонических произведений для детей и юношества «Петя и Волк-2010», Екатеринбург, 2010). В.А. Кобекин неоднократно избирался в правление Уральской организации Союза композиторов России, был заместителем председателя (1984–1988), председателем (1992–1995) и сопредседателем (2001–2006, совместно с Л.И. Гуревичем) этого творческого содружества. В настоящее время входит в секретариат Союза композиторов России (куратор региона Урала и Зауралья). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
Произведения для музыкального театра
- 1978 «Лебединая песня», оп. в 1 д. по одноим. драм. этюду А. Чехова, либр. комп.
- 1980 «Дневник сумасшедшего», оп. в 1 д. по одноим. повести Лу Синя, либр.комп.
- 1981 «Сапожки», оп. в 1 д. по расск. В. Шукшина, либр. комп.
- 1982 «Пугачев», оп. в 2 д. по поэме С. Есенина, либр. комп.
- 1983 «Пророк», оп. триптих по трагедиям А. Пушкина
- 1984 «Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана», оп. в 2 д. по поэме С. Кирсанова, либр. комп.
- 1988 «Крещение Руси», оп. в 2 д., либр. комп. по мотивам летописей и нар. сказаний
- 1989 «Шут и король», оп. в 1 д. по пьесе М. де Гельдероде «Эскориал», либр. комп.
- 1991 «Счастливый принц», оп. в 1 д. по сказке О. Уайльда, либр. А. Парина
- 1992 «Колдовская сказка», оп. для детей в 2 д., либр. комп.
- 1995 «Н.Ф.Б.», оп. по роману «Идиот» Ф.Достоевского, либр. А. Парина
- 1997 «Молодой Давид», оп. в 2 д., либр. А. Парина по Ветхому Завету
- 1999 «Моисей», оп. в 1 д. для баса и фп, либр. А. Парина по Ветхому Завету
- 2001 «Гамлет (датский) (российская) комедия», оп. в 2 д. по пьесе А. Застырца «Гамлет», либр. комп.
- 2003 «Холстомер», оп. в 2 д. по одноим. расск. Л. Толстого, либр. комп.
- 2005 «Маргарита», оп.-мюзикл в 2 д., либр. Е. Фридмана по мотивам нем. нар. легенд о докторе Фаусте
- 2006 «Александр Македонский», оп. в 1 д. по одноим. расск. П. Ойунского, либр. А. Застырца
- 2007 «Кудангса Великий», оп. в 1 д. по одноим. расск. П. Ойунского, либр. А. Застырца
- 2007 «Арденский лес», оп. в 2 д. по комед. У. Шекспира «Как вам это понравится», либр. комп.; др. назв. «Ну как вам это нравится!»
- 2008 «Ах, наш милый Андерсен, Андерсен, Андерсен», оп. в 2 д. по мотивам сказок Г.Х. Андерсена, либр. Р. Сац и В. Рябова (др. название «Принцесса и свинопас»)
- б/д «Интермедия о Дон Гуане», либр. В. Кобекина по «Каменному гостю» Пушкина: версия для камер. состава орк.
Симфонические произведения
- 1979 Симфония с тремя сол. для больш. симф. орк. в 2 ч.
- 1985 Вариации на тему Ф.Г.Лорки для фп с орк.
- 1985 «Благовест» для 2 фп с орк.
- 1986 Симфония в 3 песнях для больш. симф. орк.
- 1986 Концерт для гобоя с орк. в 3 ч.
- 1988 «Языческие песни», конц. для виолонч. с орк.
- 1991 «Несение Креста» для стр., 2 фп и литавр
- 1997 Концерт для виолонч. и стр. орк.
- 1998 «Голгофа», симф. для камер. орк.
- 2001 «Токката камней («Время собирать камни и время разбрасывать камни»)» для стр. орк. и альт-сакс. ad libitum
- 2001 «Кортеж трех царей» для больш. симф. орк.
- 2002 Концерт для виолонч. с орк. № 2
- 2002 Короткие пьесы для стр. орк.: «Ночь», «Недотыкомка», «Dolcissimo», «Драма», «Misterioso», «Немножко нервно», «Феникс и голубка»
- 2003 «Всадник» для больш. симф. орк.
- 2005 Концертная фантазия для виолонч. и стр. орк. на тему рус. нар. песни «То не пава» 10'
- 2006 «Из Моцарта нам что-нибудь» для стр. орк. 4'
- 2006 «Бесы. Седьмое сентября» для больш. симф. орк. 16'
- 2006 «Новые приключения отважного колобка» для больш. симф. орк. и чтеца 29'
- 2007 «Золотые купола» для больш. симф. орк. 14'
- 2009 Бурлеска («Вакханки») для виолонч. и симф. орк. 6’
- 2010 «Сказка про Репку», инстр. театр для 7 музыкантов и орк.
Хоровые произведения
- 1979 «Панта рей», семь изречений Гераклита Эфесского для хора а’ cappella
- 1989 «Аника-воин и смерть» для хора а’ cappella на ст. С. Кирсанова
- 1997 «Екатеринбург», кант для сол., чтеца, дет. и смеш. хоров и симф. орк. на ст. А. Застырца.
- 1998 «Екатеринбургские элегии». Тетр.3 для хора а’ cappella в 4 ч. на ст. А. Застырца: «Над городом», «Весенний сонет»
- б/д «Баня», муз. буффон. по расск. М. Зощенко для сол. и хора
- б/д «Из истории Пугачева», пять симф. карт. для чтеца, меццо-сопр. и большого симф. орк.
- б/д «К друзьям», застол. песни на ст. А. Пушкина для сол., хора и орк.
Камерно-инструментальные произведения
- 1974 Двойные вариации для скр. и подвешенной тарелки
- 1976 15 казах. песен для фп
- 1980 «Деревенская тетрадь», прелюдии для фп
- 1982 Вариации на тему Даргомыжского для фп
- 1983 Двенадцать пьес для детей для фп
- 1988 Три элегии для стр. кварт.
- 1988 Соната для скр. и фп
- 1989 «Из первых летописей», девять пьес для фп: «Призыв», «Дружина Святослава», «Лодьи на рассвете», «Куря – князь печенежский», «Византийцы», «Хоровод», «Монахи- воины», «Всадники в степи», «Ночь»
- 1989 «Соната памяти Павла Флоренского (Соловки)» для скр. соло 12'
- 1989 «Уход и возвращение», соната для скр.и фп 12'
- 1989 Праздник-соната для фп 17'
- 1990 Пастораль-соната для фагота и фп
- 1991 «Шут, Плут и Дурак», соната для двух фп 13'
- 1991 «Феофан Грек», соната для фп 12'
- 1991 «Песнь кифареда» для флейты соло 3'
- 1991 Вариации на тему Генделя для двух фп
- 1991 «Большой хоровод», концерт для
- фп в 4 руки и ударн.
- 1992 «Три античных напева» для скр. соло (tamburino) 6'
- 1993 «Лесными тропами» для флейты соло 9'
- 1993 Три сонаты Нового Завета: «Соната пастухов», «Соната пустыни», «Соната Крестного пути» для фп 35'
- 1993 «Колокольчики», фантазия для флейты и фп
- 1993 «Праздник», фантазия для двух фп
- 1994 «Екатеринбургские элегии». Тетр. 1 для флейты и фп в 4 ч.: «Вечерний путь», «У мостиков в парке», «Ветер и птицы», «Утро на верхнем пруду» 27'
- 1994 «Веле! Веле!». Игра для фп в 4 руки и чтеца на ст. В. Хлебникова; вар. для двух фп 13'
- 1994 «Праздник для двоих» для баяна и ударн. 9'
- 1994 Рапсодия для виолонч. соло
- 1995 Фортепианный альбом для детей: Семь пьес [цикл]: «Хоровод», «Всадник» «Ария», «Странники», «Вечерняя музыка», «Вечное движение», «Музыка ночи». Три фуги [цикл]: «Набат», «Лесная поляна», «Радуйтеся!». Пять этюдов [цикл]: «Вьюга за окнами», «Репетиции», «Назойливая муха», «Световые переливы», «Юла». Вариации на тему И. Гайдна, Сонатина 27'
- 1995 «Дамаскин-соната» для виолонч. и фп 14'
- 1996 «В красном и синем», каприч. для фп в 2 ч. 10'
- 1996 Из сюиты для фп «В арденском лесу»: «Волынка», «Игры», «Раненый олень»
- 1998 «При свете пламени», концерт. фантазия для фп 12'
- 2000 «Стрижи», концерт. фантазия для фп 7'
- 2000 Четыре прелюдии для фп: «Рассвет», «Всадники», «Мелодия», «Снежная пляска»
- 2000 Пьесы для фп в 4 руки: «Гренадеры», «Хоровод осенних листьев», «Тихая обитель», «Скифы» 15'
- 2000 «Н.Ф.Б.-сюита» для стр. кварт. и фагота 22'
- 2001 «В магическом круге». 1-я версия для виолонч. соло; 2- я версия для скр. соло 7'
- 2001 «Nomos» для стр. кварт. 10'
- 2001 Шесть коротких пьес для стр. кварт. 6'
- 2002 «Сафо I» для альт-сакс. соло
- «Сафо II» для виолонч. и фп 6'5'
- 2002 «Мир Велемира», муз. извлеч. из творений В. Хлебникова для декламатора и 5 сакс. 20'
- 2002 «Плач Иеремии» для альт-сакс. соло и ноты ре в записи 10'
- 2002 «Песня слепого лирника» и «Русский танец» для виолонч. и фп
- 2003 Три пьесы для кварт. сакс.: «Феникс и голубка», «Немного нервно», «Маленькая ночная серенада» 4'
- 2003 «Вверх по спирали», 1-я версия для альт-сакс. и фп; 2-я версия для скр. и фп 6'
- 2003 «Романтический эскиз» для альт-сакс. и фп 6'
- 2003 «Над вечным покоем» для альт-сакс. и фп 6'
- 2003 «Городской романс» для альт-сакс. и фп 4'?'
- 2003 «Токката для Даниила Хармса» для альт-сакс. и фп 6'
- 2003 «И жизнь хороша! И жить хорошо!», регтайм для фп 5'
- 2003 «…Ни о чем никогда никому…», блюз для фп 4'
- 2004 «С Востока на Запад», концерт-фантаз. для фп 6'
- 2004 Четыре концертных этюда для виолонч. соло 15'
- 2007 Гальярда для виолонч. соло (tamburino) 3'
- 2007 «Романтическая музыка» для виолонч. и фп
- б/д «Пять мимолетных картинок для баяна» (исп. ред. Ю. Клюкина)
- б/д «Постой! Здесь хорошо!» для фп
- б/д Две элегии из цикла «Екатеринбургские элегии» для фп в 2 и 4 руки
- б/д Вариации на петровский кант для фп
- б/д «Античные напевы I» для скр.:
- «Плач Орфея (Эпибат)»; «Песня флейты»;
- «Вакханки (Бакхий)»
- б/д Ария для виолонч. и фп
Камерно-вокальные произведения
- 1975 Элегия в 5 ч. на ст. Н. Рериха. 1-я версия для баритона, виолонч. и фп; 2-я версия для баса, виолонч. и фп
- 1993 «Иду в неведомый мне путь», элегия для тенора, виолонч.и фп на ст. А. Толстого
- 1995 «Екатеринбургские элегии». Тетр. 2 для муж. сопр., меццо-сопр., флейты, фагота и фп в 8 ч. на ст. А. Фета.
- 1996 «Песнь Песней» для муж. сопр., двух сопр. и инстр. анс. в 7 ч.