Щербаков Евгений Алексеевич
Одним из ярких представителей нижегородской композиторской школы является канадский композитор и дирижер российского происхождения Евгений Алексеевич Щербаков, родившийся в 1958 году в г. Горьком. Уже в девять лет он овладевает несколькими инструментами духового оркестра и сочиняет свою первую пьесу «Минутки» для фортепиано. Первоначально его интересы были связаны с дирижерской профессией, которую он постиг в Дзержинском музыкальном училище в классе оркестрового дирижирования А. В. Губарькова, а затем в Самарском институте культуры в классе хорового профессора А. В. Глаголевой. Целеустремленный молодой человек не останавливается на достигнутом и получает профессиональное композиторское образование, закончив Нижегородскую консерваторию (1989) и ассистентуру-стажировку (1991) по классу композиции профессора Б. С. Гецелева. Параллельно проходит факультатив-специализацию по симфоническому дирижированию (класс профессора М. А. Саморуковой). С 1991 по 2008 годы он преподавал на кафедре композиции и инструментовки в должности доцента, а также являлся ассистентом дирижера симфонического оркестра студентов Нижегородской консерватории. За годы работы в консерватории он активно выступал и как дирижер, и как композитор, что подтверждается лауреатскими званиями Всероссийского конкурса и международных фестивалей, а также воспитал несколько талантливых учеников, которые неоднократно становились лауреатами престижных конкурсов различного уровня.
С 2008 года Евгений Щербаков проживает в Канаде, не прекращая активную творческую и исполнительскую деятельность. Расширяется география гастрольных поездок: концерты, мастер-классы по дирижированию, семинары по композиции проводятся в Украине, Германии, Швейцарии, Бельгии, Канаде, Македонии, США, Франции. В разные годы Евгений Щербаков занимал должности художественного руководителя и дирижера Vancouver Waldorf High School Choir (2008 – 2018), Old Barn Community Centre Choir (2008–2011), Waldorf Community Choir (2012–2015), North American Waldorf Conference Choir (2013–2015), в настоящее время он является членом Канадского музыкального центра (Союз композиторов Канады) и Канадской Лиги композиторов.
Список сочинений композитора достаточно внушителен и включает более семидесяти произведений. Заметное место занимают крупные симфонические и хоровые жанры. Две симфонии демонстрируют уверенное владение секретами оркестрового письма; композитор умело использует выразительные возможности каждого инструмента, последовательно и продуманно выстраивает оркестровую фактуру. Симфонические сочинения отмечены целенаправленным поиском новых выразительных средств и новых форм изложения музыкального материала, желанием уйти от традиционных схем и штампов. Это подтверждает одно из оркестровых сочинений – «Quasi balletto», не укладывающееся в какие-либо привычные жанровые рамки.
Е. Щербаков не оставляет без внимания и другие оркестровые составы. В частности, им написано Скерцо для духового оркестра и Концертино – для струнного. Композитор проявляет немало выдумки и фантазии, раскрывая слушателю игровую природу этих жанров. Особенно впечатляет Концертино «В сияньи венских грез» – наполненное широким и сильным дыханием, эмоционально яркими контрастами, оно очень выигрышно звучит в оркестрово-струнном воплощении.
Неотъемлемой частью творческого облика композитора являются сочинения для хора. В выборе текстов отдается предпочтение русским поэтам Серебряного века, которые созвучны автору своей исповедальностью, «скорбью души». В хоровом концерте «Душа моя, печальница» Е. Щербаков совмещает стихи К. Бальмонта, Б. Пастернака, А. Блока с каноническими текстами литургии, словно невидимой нитью связывая свои партитуры с традициями русской духовной музыки. Соединение строгости письма и эмоционального накала характерно для хоровых кантат «Нежнее нежного», «Всего дороже», «Мой ангел», «Степенна». Композитор хорошо знает специфику хора, умеет грамотно и вместе с тем свободно распорядиться всеми выразительными возможностями этого «многоголосного инструмента». Одно из последних крупных произведений – концерт-кантата «Памяти Бориса Немцова: Кyrie» для поющего виолончелиста, смешанного хора и симфонического оркестра. Мировая премьера опуса состоялась в 2017 году во Львове под управлением автора, в качестве солиста выступил известный виолончелист Эмиль Ровнер, с которым композитора связывает личная и профессиональная дружба. Сочинение наполнено напряженным драматизмом, серьезностью и глубиной высказывания, где индивидуальные переживания поднимаются до уровня общечеловеческих ценностей. Масштаб мышления, продуманная драматургия, мастерская работа с большим исполнительским составом – все это позволяет обозначить концерт-кантату как безусловную вершину творчества Евгения Щербакова.
Камерная музыка Е. Щербакова представлена как инструментальными, так и вокальными сочинениями. Несмотря на более скромные возможности камерных составов, автор и здесь продолжает поиск новых выразительных приемов, о чем свидетельствуют неожиданные инструментальные составы и сами названия сочинений: «О чем рассказала кукушка» для гобоя и органа, «Непредсказуемый Клод: воспоминание о будущем» для фортепиано, «Автограф» для баяна.
Композитор находится в неустанном поиске, тем не менее, можно обозначить комплекс средств, устоявшихся в его творчестве: соединение современной линеарности со знаменным распевом, народной подголосочности – с элементами додекафонной техники. Узнаваем и строй музыки Е. Щербакова: напряженно-серьезный, подчиненный глубоким содержательным задачам, пронизанный неким нравственным императивом. Музыка композитора востребована, она исполняется во многих городах России (Нижний Новгород, Москва, Санкт–Петербург, Архангельск, Белорецк, Самара, Саратов, Волгоград) и за рубежом (Украина, Канада, Швейцария, Франция, Германия).
Основные сочинения
- Для симфонического оркестра: две симфонии (1989, 1991); Quasi balletto (1994), концерты для виолончели с оркестром (1996, 2006), для трех флейт с оркестром (1999).
- Для струнного оркестра: В сияньи венских грез, концертино (1993); Настроение для скрипки и оркестра (1997); Фантазия на корейскую тему (2003); Памяти Гоце Коларовски. Музыка для струнных (2008).
- Для духового оркестра: Скоморох, скерцо (1986).
- Вокально-оркестровые и хоровые: кантаты Нежнее нежного (1993), Всего дороже (1994), Мой ангел (1995), концерт для хора Душа моя, печальница (1990); Степенна для смешанного хора и оркестра (2010); концерт-кантата Памяти Бориса Немцова: Kyrie для поющего виолончелиста, смешанного хора и симфонического оркестра (2016).
- Камерно-инструментальные: Фортепианный квинтет (1987); Мечта фламенко для кларнета, виолончели и фортепиано (2001); О чем рассказала кукушка» для гобоя и органа (1994); Ноктюрн для флейты и фортепиано (2001); Непредсказуемый Клод: воспоминание о будущем (1995); Тока слез моих не отвратися для фортепиано (2001); Автограф для баяна (1998); The Engadine Divine Light для флейты, виолончели и фортепиано (2005).
- Камерно-вокальные: романсы на стихи М. Лермонтова (1983), Пять духовных песнопений на русские православные тексты для голоса и инструментального ансамбля (2000); Верю для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано на стихи А. Блока (2001).
Музыковедческие работы
Заметки об оркестровом письме Р. Щедрина // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 2. Н. Новгород, 2001; Тембровая драматургия в «Новелетте» Витольда Лютославского // Вопросы композиции и оркестровки. Н. Новгород, 2000.
Литература
Щербаков Евгений Алексеевич // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 2. Нижний Новгород, 2000; Щербаков Евгений Алексеевич // Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 2001; Щербаков Евгений Алексеевич // Кто есть кто в России. Москва, 2006; Evgeny Shcherbakov, Russian-Сanadian composer and conductor // сайт Канадского музыкального центра: https://collections.cmccanada.org/final/Portal/Composer-Showcase.aspx?lang=en-CA