Сыров Валерий Николаевич
Родился в 1947 году в городе Чапаевск Куйбышевской области. Музыкальное образование получил в Куйбышевском музыкальном училище, которое окончил в 1965 году как баянист (класс В. А. Макарова). В дальнейшем продолжил обучение на композиторско-музыковедческом факультете Горьковской консерватории, успешно окончив ее в 1971 году. В годы учебы в консерватории сильнейшее влияние на профессиональное и личностное становление В. Н. Сырова оказало общение с наставником, Владимиром Михайловичем Цендровским. Учитель рано стал отмечать в своем ученике те ценные качества, без которых невозможно формирование истинного музыковеда: стремление как можно глубже постичь музыку различных стилей и эпох, самостоятельность в определении тематики исследований и круга научных проблем, серьезный и ответственный подход к работе. Итогом творческого и профессионального общения (сначала – в классе по специальности «музыковедение», затем – в аспирантуре) стала кандидатская диссертация «Симфоническое творчество Бориса Тищенко», защищенная В. Сыровым в 1982 году в Ленинградской консерватории. Диссертация, написанная на основе материала, полученного, в том числе, благодаря личному общению с композитором, стала первой крупной научно-исследовательской работой, посвященной личности Тищенко, и была высоко оценена в музыковедческих кругах. Ценность многих высказанных в работе идей неоспорима и сегодня.
«Открывать в музыке новое» – таков профессиональный девиз В. Сырова, успешно воплощаемый им в жизнь на нивах музыкальной науки и педагогики. В научном багаже В. Н. Сырова – более 100 публикаций в региональных и центральных научных сборниках и монографиях, журналах (в том числе из перечня ВАК) и в современных электронных изданиях. Его работы известны в авторитетных научных кругах, активно цитируются музыковедами (около 500 ссылок в системе РИНЦ). Является постоянным участником международных и российских научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам музыкального искусства (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Саратов, Астрахань, Воронеж, Самара, Пенза и др.).
Круг вопросов, рассматриваемых В. Сыровым в публикациях и докладах, довольно широк. Его интересует как сугубо теоретическая (анализ гармонии Бетховена и Дунаевского, ладовое мышление и ритмическое своеобразие джаза и рок-музыки, категория стиля в музыке), так и историческая проблематика. Далекий от увлечения авангардной эстетикой, Сыров обращается к творчеству композиторов прошлого (Бах, Моцарт, Чайковский, Римский-Корсаков) и XX-XXI веков (Рахманинов, Шостакович, Тищенко, произведениям композиторов-нижегородцев), стремясь найти ту связующую нить, которая проходит сквозь века и соединяет различные стили, школы, композиторские техники в единый феномен, называемый Музыкой.
Ключевое значение в научной деятельности В. Н. Сырова имеет изучение музыки «третьего пласта». Анализируя негритянский блюз и джаз, феномен рока во всем его многообразии (от музыки Beatles и психоделического рока 1960-х гг. до арт-рока и современного progressive rock), музыковед делает особый акцент на жанрово-стилевом диалоге массовых жанров и музыки академической традиции. Высшей точкой избранного направления исследований является монография «Стилевые метаморфозы рока», написанная по следам докторской диссертации (защита состоялась 26 февраля 1998 года в Государственном институте искусствознания, Москва), в обновленном и расширенном виде выдержавшая уже три издания. В 2020 году в свет вышла новая работа «Музыка третьего пласта в жанрово-стилевых диалогах», в которой анализируются различные социокультурные и музыкально-теоретические аспекты явлений массовой культуры.
Научные изыскания В. Н. Сырова, как в зеркале, отражаются и в его педагогической деятельности. Он – автор спецкурса по гармонии для студентов-музыковедов, на котором большое внимание уделяется типологическому стилевому подходу к изучению и интерпретации гармонических явлений. Благодаря ему в программу курсов композиторско-музыковедческого факультета Нижегородской консерватории были введены дисциплины «Массовые музыкальные жанры» и «Массовая музыкальная культура», на которых студентам прививается уважительное отношение ко всем видам музыки вне каких-либо жанрово-стилевых границ. Под его научным руководством успешно пишутся курсовые и дипломные работы, защищаются кандидатские диссертации, затрагивающие широкий круг проблем музыкального искусства.
Независимая точка зрения, культура ведения научной дискуссии, творческое и исследовательское горение, стремление открывать новые пути в науке о музыке – вот те качества, которые стремится взращивать в своих учениках В. Н. Сыров. Его воспитанники активно публикуются в научных и публицистических изданиях, регулярно становятся победителями и призерами престижных конкурсов музыковедческих работ. Среди более 60 выпускников класса по специальности – кандидаты наук, педагоги вузов, музыкальных училищ и школ, музыкальные журналисты, лекторы филармоний и деятели шоу-бизнеса.
Как ведущий педагог кафедры теории музыки, участвует в организации и проведении ежегодной Всероссийской олимпиады учащихся музыкальных колледжей. Поддерживает контакты с теоретическими отделениями Нижегородского, Арзамасского, Дзержинского, Владимирского, Пензенского и Ярославского училищ, выступает на их базе с лекциями и мастер-классами.
В. Н. Сыров возглавляет жюри джаз- и рок-фестивалей, консультирует самодеятельные коллективы, является членом Российской Ассоциации джазовых журналистов.
Основные труды
Книги и учебные пособия:
- Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Н. Новгород, 1997;
- Стилевые метаморфозы рока. Обновленное и расширенное издание. СПб: «Композитор», 2008. 312 с.;
- Стилевые метаморфозы рока. Учебное пособие. Издание третье, дополненное. СПб: «Планета музыки». 296 с.;
- Гармония Бетховена на фоне венского классицизма. Н. Новгород: ННГК, 2003;
- Мелодии для гармонизации и музыкальные диктанты. Учебное пособие. Н. Новгород, 2008.;
- Музыка третьего пласта в жанрово-стилевых диалогах. Учебное пособие. СПб: «Планета музыки», 2020.
Статьи:
- Борис Тищенко и его симфонии // Композиторы союзных республик. Вып.1. М., 1976. С. 3-47;
- О стиле Бориса Тищенко // Проблемы музыки ХХ века. Горький, 1977. С. 158-178;
- Стиль композитора в связи с идейной концепцией творчества // Советская музыка 70-80х годов. Стиль и стилевые диалоги. ГМПИ, Вып. 82. Москва, 1985. С. 123-143;
- Борис Тищенко. Эскиз к портрету // Музыкальная жизнь. 1989, № 5;
- Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 60-70-х. Ростов-на-Дону, 1995. С. 53-70;
- Негритянский блюз и ладовое мышление рока // Музыкальная академия. 1996, № 3-4. С. 153-157;
- Музыка Beatles и расширение жанрово-стилевой системы рока // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону, 1996. С. 197-211;
- Рок и проблемы культурно-стилевой интеграции // Искусство ХХ века. Уходящая эпоха? Т. 2, Н. Новгород, 1997. С. 101-118;
- Рок-музыка: на пути к обогащению инструментальных и тембровых ресурсов // Вопросы инструментоведения. Вып. 3. РИИИ, СПб, 1997;
- Рок и классическая музыка // Музыкальная академия. 1997, №2; Музыкальный шедевр в изменяющемся мире. Диалог или потребление // Искусство ХХ века. Диалог эпох и поколений. Т. 2. Н. Новгород, 1999. С. 205-221;
- Джаз на рубеже столетий // Искусство на рубежах столетий. Ростов-на-Дону, 1999. С. 401-418;
- Шостакович и музыка быта. Размышления об открытости стиля // Шостакович: между мгновением и вечностью (документы, материалы, статьи), СПб: «Композитор», 2000;
- Европейский контекст в джазе // «Свое» и «чужое» в европейской культурной традиции. Нижний Новгород, 2000. С. 340-346;
- Парадоксальные миры Джона Леннона // Искусство ХХ века: Парадоксы смеховой культуры. Нижний Новгород, 2001. С. 186-197;
- Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство ХХ века: Элита и массы. Н. Новгород, 2004. С. 280-289;
- Старые и новые реалии массовой культуры // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. СПб: Композитор, 2005. С. 514-540;
- Борис Тищенко // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. СПб: Композитор, 2005. С. 139-156;
- Об одной антиномии рок-культуры // Гармония и дисгармония в искусстве. Нижний Новгород, 2007. С. 208-217;
- Испанские мотивы в музыке Шостаковича (из опыта слухового общения) // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. Астрахань, 2007. С. 131-138;
- Гармония Дунаевского: к вопросу о трансформации песенного стереотипа // Отечественная музыка от Глинки до постмодерна. Н. Новгород, 2007. С.145-160;
- Джаз и европейская традиция //Проблемы музыкальной науки. 2007. №1. С. 159-167;
- Психология музыкального шедевра и шлягера // «Музыкальная психология и психотерапия». М., 2008. С. 89-99;
- От развлечения – к искусству или новые коммуникативные контексты рока // Развлечение и искусство. ГИИ. М., 2008. С. 470-482;
- Бах в музыке «третьего» пласта» // Бах в современной культуре Запада и Востока. Н. Новгород, 2008. С.152-157;
- О многообразии «музыкально-творческих видов» // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Саратов, 2009. С. 298-302;
- Рифф как элемент музыкальной структуры // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Нижний Новгород, 2011. С. 499-504;
- Джаз как искусство // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №1 (22). С. 51-55;
- Чайковский и Моцарт: по следам одной параллели // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №3 (24). С. 28-31;
- Испанские реминисценции в музыке Рахманинова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №3 (24). С. 31-34;
- Категория музыкального произведения в джазе // Современный джаз в музыкальной культуре. СПб: «Композитор», 2013. С. 20-27;
- «Испанский» интертекст в русской музыке ХХ века // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М., 2014. С. 536-548;
- Британский рок как национальное явление // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2014. №3 (14). С. 62-71;
- К изучению истоков джазового свинга // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М., 2015. С. 481-491;
- Композиторский стиль как динамическая система // Musiqi Dünyasi. 2015. № 1 (62). С. 44-53;
- Историографические аспекты джаза // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре. Краснодар, 2016. С. 50-55;
- Современный джаз как стилевой феномен // Музыка. Искусство, наука, практика. 2016. №2 (14). С. 41-47;
- Лейтмотив Шемаханской царицы как интонационный архетип // Музыка в диалоге культур и цивилизаций. Н. Новгород, 2017. С. 25-33;
- Коммуникативно-стилевые аспекты арт-рока // Проблемы музыкальной науки. 2017. №2. С. 27-34;
- Массовая музыка наших дней: к вопросу идентификации // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017. №1. С. 54-59;
- Арт-рок в зеркале стилевых диалогов // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. М., 2017.
- Джаз на рубеже столетий // http://www.jazz.ru/94;
- Умер ли джаз? // http://www.jazz.ru/mag/99;
- В поисках «корней блюза» // http://www.jazz.ru/mag/106;
- За что я люблю джаз // http://www.jazz.ru/mag/110;
- Главы из книги «Стилевые метаморфозы рока» // http: //www.progressor.net – вып. №2/10,2/15; Умер ли джаз. «Полный джаз» / http://www.jazz.ru/mag/99;
- В поисках «корней» блюза. «Полный джаз» / http://www.jazz.ru/mag/107.