Сиднева Татьяна Борисовна
Родилась в 1959 году в городе Лукоянове Горьковской области. После окончания в 1978 году теоретического отделения Арзамасского музыкального училища поступила в Горьковскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки на историко-теоретико-композиторский факультет. Будучи студенткой, была ответственной за шефскую концертную работу студентов консерватории. В 1982 г. стала лауреатом I степени Всесоюзного конкурса студенческих научных работ по музыковедению. После окончания Горьковской консерватории (класс профессора Т. Н. Левой) начала работать в консерватории в качестве преподавателя кафедры теории музыки. В том же году поступила в аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии по специальности «эстетика». В 1988 г. в Ленинградском государственном университете защитила кандидатскую диссертацию на тему «Произведение искусства как нравственно-эстетическая целостность» (научный руководитель – профессор Г. А. Праздников). После защиты стала работать на кафедре философии и социально-гуманитарных дисциплин Горьковской консерватории. С 1994 г. по настоящее время является заведующей этой кафедрой (в 2008 г. переименована в кафедру философии и эстетики). С 1997 г. работает в должности проректора по научной работе. В 2009 ей присвоено ученое звание профессора.
По кафедре истории музыки осуществляет научное руководство студентами-музыковедами и аспирантами. Среди её учеников 4 студента стали лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса научных работ, 11 аспирантов и соискателей защитили кандидатские диссертации.
Весьма продуктивна научно-педагогическая деятельность Т. Б. Сидневой. Ею создано 20 учебных пособий, из которых 4 рекомендовано Минобрнауки РФ и УМО для вузовского учебного процесса, является автором неоднократно переиздававшегося учебника «Эстетика».
В 2014 году Т.Б. Сиднева защитила в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена докторскую диссертацию на тему «Категория границы в музыке: смена культурных парадигм» (научный консультант, профессор Ю. М. Шор).
Полученное весьма основательное образование, позволяет ей целостно охватывать изучаемые проблемы, способствует успешной научной работе на стыке гуманитарных дисциплин. в настоящее время исследователей ждёт. Сочетание музыкознания, эстетики и философии позволяет ей открывать новые перспективы в исследовании музыкального искусства. В круге научных интересов Т. Б. Сидневой – изучение философских проблем границы в музыке, теории и истории культуры России, исследование современного музыкального творчества. Ряд статей посвящен нижегородской композиторской школе, творчеству композиторов Б. Гецелева, Э. Фертельмейстера, Л. Панкратова. Имеет более 200 публикаций, является редактором-составителем более 80 научных и учебно-методических изданий ННГК.
Является председателем диссертационного совета при Нижегородской консерватории (с 2016), главным редактором журнала «Актуальные проблемы высшего музыкального образования», включенного в 2011 г. в Перечень рецензируемых изданий ВАК Минобрнауки РФ, работает в составе редсоветов журналов «Проблемы музыкальной науки», «Южный Российский музыкальный альманах» и др.
Важная часть деятельности Татьяны Борисовны – участие в организации научных проектов и мероприятий. Она является координатором и научным руководителем Всероссийской олимпиады учащихся музыкальных колледжей, проводимой в Нижегородской консерватории с 2009 г. под эгидой Российского союза ректоров; Международной музыкальной олимпиады.
Т. Б. Сиднева – один из руководителей научно-художественных проектов, среди которых – «Искусство ХХ века»: «Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений» (1999), «Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры» (2001), «Искусство ХХ века: элита и массы» (2003), «Искусство ХХ века как искусство интерпретации», а также междисциплинарных конференций «Гармония и дисгармония в искусстве» (2005), «Музыка в ее параллелях и взаимосвязях» (2011), ежегодной всероссийской конференции «Биография как предмет междисциплинарного исследования», международной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций» (2016, 2021).
Один из организаторов межвузовских творческих проектов, осуществленных совместно с НГЛУ им. Н. И. Добролюбова, с НИУ Высшая Школа Экономики-Нижний Новгород. Среди них: «Свое и чужое в европейской культурной традиции» (2000), Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки» (2004), «Моцарт в России» (2006), «Традиции И. С. Баха в современной культуре Запада и Востока: музыка, литература, живопись, кино» (2008), «Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках» (2009–2011), «Сердцем слушая Францию» (2010), «Образы Италии в истории и культуре» (2011), «Традиции Бетховена в России: музыка, живопись, литература» (2020), «Поверил я алгеброй гармонию» (2021). Принимала участие в международных конференциях в Москве, в Санкт-Петербурге, Афинах, Хельсинки, Даугавпилсе, Белграде, Сицилии. Регулярно выступает с докладами на Российском философском конгрессе, Всемирном философском конгрессе, Российском культурологическом конгрессе, Международных Лихачевских научных чтениях (2003–2019), Всероссийском эстетическом конгрессе, Конгрессе Общества теории музыки. В ряде конференций и конгрессов была научным руководителем секций. Выступала с открытыми лекциями в Институте философии РАН, ежегодно принимает участие в научных семинарах и круглых столах, публикуется в периодических изданиях Института философии РАН.
Монография «Диалектика границы в музыке» (2014) и учебник «Эстетика для студентов творческих вузов» (2016) отмечены дипломами «Лучшая научная книга» в номинации «Гуманитарные науки» (Фонд развития отечественного образования).
Ежегодно работает в жюри Нижегородской областной Сессии молодых ученых, с 2016 г. является председателем жюри ежегодного Всероссийского конкурса «П. И. Чайковский в зеркале мировой культуры» (Нижний Новгород).
Награждена знаком «За достижения в культуре» (2003), имеет почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2008), грамоты и дипломы городской и областной администрации.
Основные научные труды
Монографии:
- Искусство как метафора бытия. М.: Прогресс-Традиция, 2013;
- Диалектика границы в музыке. М.: ABCdesign, 2014;
- учебник «Эстетика для творческих вузов» (М.: Прообраз, 2012; Н. Новгород: ННГК, 2016);
статьи:
- «Межпарадигмальность как состояние современной музыкальной культуры»// Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. Материалы Международной научной конференции 27–30 октября 2020 года / Ред.-сост. Т.И. Науменко. М.: Издательство «Россий- ская академия музыки имени Гнесиных», 2020. 706 с. С. 24-33.;
- «О границах метафизического и рукотворного в музыке» // Философия творчества. Ежегодник РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Вып. 3: Творчество и жизненный мир человека. – М.: ИИнтеЛЛ, 2017. – С.303-311;
- Граница как пространство взаимодействия культур и ее значение для современной культурологии (в диалоге с М. С. Каганом)» // XVIII Международные Лихачевские научные чтения «Контуры будущего в контексте мирового культурного развития». СПб.: СПбГУП, 2018. С. 446-448;
- «The Role Of Cultural Studies In Contemporary Art Education» // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Volume LIII, January, 2019. P. 740-747;
- Московская и Нижегородская консерватории: вехи музыковедческого диалога // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. / ред.сост. К.В.Зенкин, Н.О.Власова, Г.А.Моисеев. М.: МГК, 2018;
- От регионального отделения ИРМО к консерватории: становление профессионального музыкального образования в Нижнем Новгороде (в соавторстве с Куклевым А.В.) // Проблемы музыкальной науки. 2018, №4. 173-179;
- Границы слова и музыки в творчестве Франца Кафки (в соавторстве с В.Г.Зусманом) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования №4 (50) 2018, с. 79-85;
- Диалектика границы как ключевой фактор понимания музыки // Южно-Российский музыкальный альманах №4, с. 15-20;
- Литература и музыка как пограничные коды культуры» (в соавторстве с В.Г.Зусманом) // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 2;
- Когнитивные и социокультурные параметры музыкального слуха композитора // Человек в современном мире: кризис и глобализация. Международная междисциплинарная коллективная монография. Ницца–Сицилия–Москва: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 90-99;
- Слух Прокофьева как феномен его биографии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №4 (58). 2020. С. 99-108;
- Когнитивный статус пограничности в музыкальном творчестве // Философия творчества. Вып. 7: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. М.: Голос, 2021. С.158-173.
Литература
Кто есть кто в Нижегородской области. Н.Новгород: Комс.правда–Форпост, 2000. С. 256; Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки.
URL: https://nnovcons.ru/struktura/person/sidneva-tatjana-borisovna-2195.