Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Казанцева Людмила Павловна

Казанцева Людмила Павловна

Казанцева Людмила Павловна

Музыковед
Астраханское региональное отделение Союза композиторов России
Член союза композиторов России

Людмила Павловна Казанцева. Действительный член (академик) Международной академии информатизации и Российской академии естествознания. Состоит в Научном комитете Общества теории музыки России. Заслуженный деятель науки и образования. Обладатель Почетного звания «Основатель научной школы».

Родилась 1 июня 1952 г. в г. Днепропетровске (Украина) в семье служащих. Окончила теоретическое отделение Днепропетровского музыкального училища имени М.И. Глинки (1967–1971), затем ГМПИ имени Гнесиных (1971–1976) по специальности «музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин» и аспирантуру (1977–1981).

С 1975 г. начала работать концертмейстером клуба Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы, с 1976 – преподавателем в консерватории г. Астрахани, куда приехала по распределению. В 1982–1988 гг. работала старшим преподавателем, затем доцентом Красноярского государственного института искусств. Защитила кандидатскую диссертацию «О содержательных особенностях музыкальных произведений с тематическими заимствованиями» (1985).

В 1988 г. вернулась в г. Астрахань и продолжила работать доцентом кафедры теории и истории музыки в консерватории. Защитила докторскую диссертацию «Автор в музыкальном содержании» (1999). В настоящее время профессор Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры, заведующий Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания (г. Волгоград).

Дипломант Всероссийского конкурса научных работ (1999). Победитель Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (Сочи, 2006) и лауреат того же конкурса (Сочи, 2010, 2012, 2013). Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2013».

Автор книг и статей о полистилистике в музыке XX века, учебных программ, посвященных теории музыкального содержания.

• Действительный член (академик) Международной академии информатизации и Российской академии естествознания.

• Состоит в Научном комитете Общества теории музыки России.

• Заслуженный деятель науки и образования.

• Обладатель Почетного звания «Основатель научной школы».

• Награждена Почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации (2009), Администрации Астраханской области (2002), Администрации г. Астрахани (1999), Министерства культуры Астраханской области (2012), Комитета по культуре Администрации Волгоградской области (2013), Губернатора Астраханской области (2017).

• Дипломант Всероссийского конкурса научных работ (Министерство культуры РФ, 1999). Победитель Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (Сочи, 2006) и лауреат того же конкурса (Сочи, 2010, 2012, 2013). Лауреат Всероссийской выставки (Сочи, 2011). Обладатель Национального сертификата качества (2011). Лауреат премии Губернатора Астраханской области по науке и технике (2003) и музыкальной премии им. Артура Каппа (Астрахань, 2004). Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2013» (Вятка, 2013).

  • Дипломант Всероссийского конкурса научных работ (Москва, Министерство культуры РФ, 1999). Победитель Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (Сочи, 2006) и лауреат того же конкурса (Сочи, 2010, 2012, 2013). Лауреат Всероссийской выставки (Сочи, 2011). Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2013» (Вятка, 2013).
  • Выступает с докладами на международных, всесоюзных, всероссийских и других научных конференциях в Москве (1992, 1998, 2000, 2001, 2010, 2011, 2015), Санкт-Петербурге (1979, 2006, 2013), Белграде (2012), Афинах (2013), Салониках (Греция, 2015), Лондоне (2013), Дареме (Великобритания, 2011), Элените и Плевене (Болгария, 2014), Левене (Бельгия, 2014), Лукке (Италия, 2014), Страсбурге (Франция, 2017), Праге (2016), Тбилиси (2016, 2017), Риге (1978), Даугавпилсе (Латвия, 2012, 2013), Вильнюсе (2012, 2015), Киеве (1997), Астрахани (1979, 1993 – 1995, 1997 – 1999, 2001 – 2010, 2013), Волгограде (2002 – 2004, 2006 – 2016), Красноярске (1984, 1986, 2003), Ростове-на-Дону (1996, 2003, 2006), Казани (1991, 2003, 2010), Новороссийске (1994, 1995), Перми (1991, 1997), Тамбове (1996, 2008, 2013), Воронеже (2005), Екатеринбурге (1991), Нижнем Новгороде (1993), Петрозаводске (2000), Салавате (2008), Саратове (1977), Сочи (2006, 2010 – 2012), Уфе (2004), Курске (2014), Волжском (2010).

Книги и брошюры

  • Полистилистика в музыке ХХ века / КГИИ. – Красноярск, 1986. 32 с.
  • Методологические вопросы анализа музыкальных произведений / КГИИ. – Красноярск, 1987. 42 с.
  • Полистилистика в музыке (лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений»). – Казань: Казанс. гос. консерватория, 1991. 35 с.
  • Стилистическое обновление классических форм в современной музыке. – Астрахань: АГК, 1991. 31 с.
  • Музыкальный портрет. – М: НТЦ «Консерватория», 1995. 124 с.
  • «Музыка начинается там, где кончается слово…». – Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, П.С. Волковой, В.И. Шаховским). 458 с.
  • Автор в музыкальном содержании / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998. 348 с.
  • Музыкальная интонация: (лекция по курсу «Музыкальное содержание»). – Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 1999. 40 с.
  • Основы теории музыкального содержания. – Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001; 2-е изд. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. 368 с.
  • Анализ музыкального содержания. – Астрахань: АГК, 2002. 128 с.
  • Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни. – Астрахань: АГК, 2004. 127 с.; 2 изд. СПб.: Лань, Планета музыка, 2017. 188 с.
  • Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2005. 111 с.
  • Хрестоматия по теории музыкального содержания. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2006. 544 с. + МР3
  • Музыкальное содержание в контексте культуры. – Астрахань: Волга, 2009. 360 с.
  • Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения: Уч. пособие. – Астрахань: Волга, 2011. 130 с.

Статьи

  • Коллаж в современной советской музыке // Отражение современности в музыке: Уч.-методич. пособие / Метод. кабинет уч. заведений. – Рига, 1980. С. 40-63.
  • О семантическом значении классической гармонии // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Тр. / ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1982. Вып. 63. С. 60-70.
  • Тема Сибири в музыке красноярских композиторов // Культурное развитие Красноярского края: Сб. ст. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. С. 91-108.
  • Система семантических функций музыкально-тематического материала // Выразительные средства музыки: Межвуз. сб. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. С. 27-42.
  • Коммуникативная направленность музыки с тематическими заимствованиями // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: Межвуз. сб. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. С. 110-128.
  • От редактора-составителя // Овсянкина Г. и др. Некоторые вопросы обучения игре на фортепиано музыкантов разных специальностей: Методич. рекомендации / АГК. – Астрахань, 1990. Вып. 1. С. 3-5.
  • От редактора // Фортепианные пьесы Г. Белова: Методич. рекомендации / АГК. – Астрахань, 1990. С. 3-4.
  • От редактора-составителя // Бесценная М., Волкова Г. Сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена в классе камерного ансамбля: Методич. рекомендации / АГК. – Астрахань, 1991. С. 3.
  • Фактурные предпосылки воплощения авторского начала // Фактура в системе музыкально-выразительных средств: Межвуз. сб. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. С. 47-65.
  • Образ автора в музыке: эмоциональный аспект // Искусство и эмоции: Материалы Междунар. науч. симпозиума. – Пермь: Перм. гос. ин-т культуры, 1991. С. 122-130.
  • The author’s appearance in music: an emotional aspect // Art and Emotions: Proceedings of the International Symposium. – Perm: The Perm State Institut of Culture, 1991. Р. 117-126.
  • Поиски Красноярского музыкального // Музыка России: Альманах. – М.: Сов. композитор, 1991. Вып. 9. С. 165-180 (в соавторстве с Л. Лаврушевой).
  • О драматургическом своеобразии музыки с тематическими заимствованиями // Вопросы музыкальной драматургии: Сб. ст. – Екатеринбург, 1991.
  • От редактора // Овсянкина Г., Буракова Р. Произведения Бориса Чайковского в классе фортепиано: Методич. рекомендации / АГК. – Астрахань, 1992. С. 3-4.
  • Образ автора в зеркале диалога культур // Моцарт - Прокофьев: Тезисы Всесоюз. науч. конференции. – Ростов н/Д: РГМПИ, 1992. С. 34-36.
  • Сравнительный анализ музыкальных произведений: вопросы методики // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1993. Вып. 125. С. 111-127.
  • Уроки музыки – уроки творчества (Развитие творческого начала у младших школьников) // Проблемы детского музыкального воспитания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1994. Вып. 131. С. 31-47 (в соавторстве с П.С. Волковой).
  • Эволюция авторского начала в вариациях // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр / НГК. – Новосибирск, 1994.С. 200-220.
  • «... Портрет души и сердца своего». Путешествие по залам музыкальной галереи // Музыкальная жизнь. 1994. № 2. С. 27-28.
  • Художественное «я» как феномен культуры // Музыкальная культура: история и современность: Межвуз. сб. – Астрахань: Самарск. кн. изд-во, 1995. Вып. 1. С. 5-19.
  • «Композиторское я» в свете проблемы взаимодействия Востока и Запада: методологический аспект // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад: Материалы Междунар. науч. конференции. – Владивосток: ДГИИ, 1995. Вып. 2. Ч. 2. С. 271-274.
  • Образ автора в музыке: психологический аспект // Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1996. Вып. 136. С. 57-79.
  • От ответственного редактора // Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1996. Вып. 136. С. 3-4.
  • Личностное начало в музыке и ситуация в современной культуре // Музыкальная культура: история и современность: Межвуз. сб. – Астрахань: Самарск. кн. изд-во, 1996. Вып. 2. С. 38-57.
  • Творческий потенциал анализа содержания в музыкальном произведении // Разработка и внедрение программы многоуровневой подготовки специалистов сферы культуры и искусства: Опыт, проблемы, перспективы: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. – Тамбов: ТГУ, 1996. С. 95-97.
  • Методологическое значение авторского начала для изучения творчества «двойных дарований» // Парадигмы антропоцентризма: Тексты пленарных докладов и тезисы сообщений II Междунар. симпозиума «Человек: язык, культура. Познание». – Кривой Рог: Библиотека «Саксагань», МИЦ ЧЯКП, 1997. С. 116-117.
  • «Он был в душе поэтом...» // Музыкальная жизнь. 1997. № 3. С. 40-42.
  • Н.П. Огарев – поэт и композитор (к вопросу о единстве творческой личности) // Язык и культура. Пятая Междунар. науч. конференция. – Киев: Collegium, 1997. Т. IV. «Язык и художественное творчество». С. 56-62.
  • Авторское начало в творчестве композитора-литератора // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции / АОИУУ. – Астрахань, 1997. С. 14-29.
  • Представления слушателя о композиторе: мифологизация или информатизация? // Искусство в контексте информационной культуры. – М.: Смысл, 1997 (Проблемы информационной культуры, вып. 4). С. 77-87.
  • Личность композитора в системе музыкального образования // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии / РАМ им. Гнесиных. – М., 1997. С. 227-236.
  • Хлебников и его окружение: о творческом универсализме Михаила Кузмина // Велимир Хлебников и художественный авангард ХХ века. VI Междунар. Хлебниковские чтения: Науч. доклады. Статьи. Тезисы. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 1998. С. 121-126.
  • Литературное и музыкальное творчество Н.П.Огарева (к вопросу о единстве личности) // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы Междунар. науч. конференций. – Ростов н/Д.: РГК, 1998. С. 35-38.
  • Един в нескольких лицах // Проблема человека: мультидисциплинарный подход: Материалы науч. конференции / Ин-т микроэкономики, Ин-т человека РАН. – М., 1998. С. 102-104.
  • Литературное и музыкальное творчество М. Кузмина (К вопросу о единстве творческой личности) // Искусство на рубеже веков: Материалы Междунар. науч. конференции. – Ростов н/Д.: РГК, Изд-во «Гефест», 1999. С. 265-269.
  • Образ автора как критерий «адекватной» слушательской интерпретации музыки // Hermeneutics in Russia / Герменевтика в России. 1999. № 1. URL: http: //www. tversu. ru /science /hermeneutics.
  • Творческий потенциал анализа музыкального содержания // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Науч.-практич. конференция / РАМ им. Гнесиных. – М., 1999. С. 85-91.
  • Представления слушателя о композиторе: мифологизация или информатизация? // Культурология: Дайджест. 1999. № 3.
  • К вопросу о понятии «тема» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы науч.-практич. конференции / РАМ им. Гнесиных. – М., 2000. С. 169-176.
  • «Пиковая дама» Пушкина – Чайковского: столетие спустя // Музыкальный Миллениум: искусство истории – история искусства: Сб. науч. ст. / ПГК. – Петрозаводск: Периодика, 2000. С. 108-121.
  • О «двойных дарованиях» в искусстве // Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвуз. сб. науч. тр. / ЧВМУ(В). – Челябинск, 2000. С. 14-28.
  • Авторское начало в поликультурном пространстве музыкального произведения // Феномен культуры: проблемы теории и истории: Сб. науч. тр. – Челябинск: ЧВМУ(В). 2000. С. 68-80.
  • Коллективное творчество – путь постижения музыкального содержания // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. С. 276-278.
  • Педагогика творчества на занятиях по «Теории музыкального содержания» // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Междунар. науч. конгресса: В 2 т. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. Т. 1. С. 384-387.
  • Звуковые миры рубежа тысячелетий // Культурные коды двух тысячелетий: Сб. науч. материалов / ПГК. – Петрозаводск, 2000. Вып. 2. Музыкально-исторический миллениум. С. 56-60.
  • «Он был в душе поэтом…» // Франц Шуберт и художественная культура романтизма: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Красноярск: КГИИ, 2000. С. 24-26.
  • Gontsov, Yury (Petrovich) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. – L., N.Y.: McMillan, 2001. Vol. 10. Р. 138-139.
  • Курс теории музыкального содержания и самостоятельное мышление студента // Музыкальное творчество на рубеже III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конференции. – Астрахань: АГК, 2001. С. 144-147.
  • Музыкальное содержание: от науки – к педагогике // Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования: Материалы докл. науч.-практич. конференции. – Челябинск: ЧВМУ(В). 2001. Ч. I. С. 74-76.
  • Тема как категория музыкального содержания // Музыкальная академия. 2002. № 1. С. 131-139.
  • Анализ музыкального содержания: вопросы методологии (в споре с гипотетическими оппонентами) // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Астрахань: Волга, 2002. С. 20-28.
  • Почему нужно преподавать «Музыкальное содержание»? // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы I Российской науч. конф. – М.-Уфа: РИЦ УГИИ. 2002. С. 76-83.
  • Заголовок как словесный атрибут музыкального текста // Текст художественный: в поисках утраченного: Сб. науч. материалов. – Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2002. С. 132-140.
  • Полисемантичность музыкальной интонации // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования: Материалы науч.-практич. конференции / РАМ им. Гнесиных. – М., 2002. С. 217-225.
  • Заголовок как словесный атрибут музыкального текста // Наука и художественное образование: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции / КГАМиТ. – Красноярск, 2003. С. 49-57.
  • Homo musicus и современное музыкальное образование // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конференции. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 196-203.
  • Семантические особенности тональности в музыке С.В. Рахманинова // Творчество С.В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже ХХ – XХI веков: Материалы III Междунар. науч.-практич. конференции. – Тамбов-Ивановка: Изд-во ТГУ, 2003. С. 77-79.
  • Полисемантичность музыкальной интонации // Семантика музыкального языка: Материалы науч. конференции / РАМ им. Гнесиных. – М., 2004. С. 17-25.
  • Понятие музыкального восприятия // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конгресса. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Т. 1. С. 323-329.
  • Понятие слушательского восприятия // М.А. Этингер: ученый и педагог: Сб. науч. ст. – Ростов н/Д.: Фолиант, 2004. С. 67-75.
  • О понятии и источниках программности // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность: Сб. ст. – Ростов н/Д.: Фолиант, 2004. С. 62-71.
  • Словесный текст и его музыкальное «прочтение» // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Иваново: Изд-во ИГУ, 2005. С. 156-165.
  • Теория музыкального содержания как научно-педагогическое направление Астраханской консерватории // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. С. 17-25.
  • Понятие исполнительской интерпретации // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. С. 149-156.
  • Велимир Хлебников и семантика слова в современной музыке // Творчество Велимира Хлебникова и русская литература: Материалы IX Междунар. Хлебниковских чтений. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2005. С. 223-229.
  • Анализ музыкального содержания: вопросы методологии (в споре с гипотетическими оппонентами) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. С. 3-9.
  • Семантика тональности в творчестве Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность: Сб ст. – Ростов н/Д.: Изд-во РГК, 2005. С. 347-365.
  • «Музыка – это стенография чувств»? // Композитор и фольклор: Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Воронеж: ВГАИ, 2005. С. 19-27.
  • Личность композитора в музыкальном образовании // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Междунар. Лихачевские научные чтения. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. С. 103.
  • Теория музыкального содержания – насущная потребность современного музыкального образования // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XI Междунар. науч.-практич. конференции. – СПб.: СПбГУП, 2006. С. 186-187.
  • Музыкальное произведение в современной аудиовизуальной среде: личностный аспект // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: III Всерос. науч.-практич. конференция. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С. 35-43.
  • Музыкальное произведение в современной аудиовизуальной среде: личностный аспект // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы II Междунар. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. С. 120-128.
  • Семантика тональности: методология исследования // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст.: В 2 ч. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. Ч. 1. С. 113-122.
  • Род как архетип музыкального содержания // Южно-Российский музыкальный альманах-2005. Ростов н/Д.: РГК, 2006. С. 78-85.
  • Семантика тональности: вопросы методологии исследования // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сб. науч. ст. – Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2006. С. 117-135.
  • Музыкальный образ: понятие и свойства // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «IV Серебряковские чтения». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. Кн. I. Музыковедение. Философия искусства. С. 169-173.
  • О тембровых метаморфозах композиторского опуса // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы II Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2007. С. 14-24.
  • Словесный текст и его музыкальное «прочтение» // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007. С. 132-141.
  • Теория музыкального содержания в Астраханской консерватории // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 25-30.
  • [О М.И. Гордон] // Медведникова Т. Мариам Гордон / Днепропетровская консерватория им. М.И. Глинки. – Днепропетровск, 2008.С. 76-80.
  • Образ автора в романсах Рахманинова // Рахманинов – национальная память России: Материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции / ТГМИ им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2008. С. 58-64.
  • Резонансы поэзии В. Хлебникова в «Осени» Э. Денисова // Творчество Велимира Хлебникова и русская литературы ХХ века: поэтика, текстология, традиции: Материалы Х Междунар. Хлебниковских чтений. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. С. 135-138 (в соавторстве с О.В. Шепшелевой).
  • «Пограничные жанры»: за и против // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2). С. 26-31.
  • Музыка в отблесках других искусств // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008.С. 31-38.
  • Полисемантичность музыкальной интонации // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 73-77.
  • О понятии стиля в музыке // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы IV Междунар. науч. конгресса. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. С. 3-10.
  • Синестезийность музыкального содержания // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. С. 160-165.
  • Наблюдения над семантикой тональности в музыке М.И. Глинки // Новоспасский сборник. Эпоха М.И. Глинки: Музыка. Поэзия. Театр: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. ¬¬– Смоленск: Смоленск. городс. типография, 2008. Вып. 5. С. 142-147.
  • Жанр как компонент музыкального содержания // Музыкальное искусство: История и современность: Сб. науч. ст. к 40-летию АГК. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 86-89.
  • Подтекстовые смыслы в музыке // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 11-22.
  • Имидж композитора в музыкальном образовании // Образование и искусство: История, проблемы, перспективы: Сб. науч. ст. (по материалам Всерос. науч.-практич. конференции). – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 248-252.
  • Имидж композитора в музыкальном образовании // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. С. 196-201.
  • Симфоническое и вокально-симфоническое творчество: на пути к Китежу // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алексей Ларин. Материалы к творческой биографии. – М.: Композитор, 2009. С. 10-61.
  • Тайны содержания музыки в российской педагогике // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 22-28 (в соавторстве с В.Н. Холоповой).
  • Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие // Современные проблемы науки и образования. – М., 2009. № 1. С. 16.
  • Научные чтения по музыкальному содержанию // Камертон. 2009. Вып. 7. С. 62-64.
  • Southern Russia readings on musical content // European journal of natural history. 2010. № 1. Р. 63-64.
  • Образно-художественный анализ хорового произведения // Музыкальное образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2010. С. 8-15.
  • Автор в композиции музыкального произведения // Анализ и интерпретация художественного произведения: Материалы XXXII Зональной конференции литературоведов Поволжья. – Астрахань: АГУ, 2010. С. 120-122.
  • Синестезийные основы музыкального содержания // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции («Прометей»-2010). – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2010. С. 278-282.
  • Алексей Ларин: оркестровые портреты России // Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. Вып. 3. С. 29-45.
  • Музыкально-образовательный процесс: в поисках проблем // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 3-10.
  • Творческое начало на уроках музыки // Как учить музыке одаренных детей. – М.: Классика-XXI, 2010. С. 130-149.
  • От науки – к педагогике // Камертон. 2010. Вып. 8. С. 53-54.
  • Человек в музыке, музыковедении и музыкальном образовании // Успехи современного естествознания. 2011. № 2. С. 20-23.
  • Современные педагогические технологии освоения художественного мира музыки // Использование современных педагогических технологий как одно из условий формирования профессиональных компетенций будущих специалистов: Сб. ст. и тезисов / АГПК. – Астрахань, 2011. С. 42-45 (в соавторстве с О.В. Шепшелевой).
  • Предисловие // Ларин А.Л. «Посвящение EFG» для симфонического оркестра: Партитура. – М.: Композитор, 2011. С. 2-3.
  • Проблемная ситуация как стимул творчества в музыкально-образовательном процессе // Фундаментальные исследования. 2011. № 12. С. 296-297.
  • «Русские страсти» Алексея Ларина: к проблеме жанра // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2 (9). С. 132-135.
  • Лаборатория музыкального содержания Волгоградского института искусств и культуры // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы V Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2011. С. 3-14.
  • Paper as an Art Element of Music Work // Music and Paper. Music and Screen. Belgrade: Department of Musicology University of Art, Ministry of Education and Science of the Republic of Serbia, 2012. P. 17.
  • Соmposer’s Reflection in His Music // Theses of 7th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils: Daugavpils Universitāte Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2012. P. 9-10.
  • Komponista atspoguļojums viņa mūzikā // Theses of 7th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils: Daugavpils Universitāte Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2012. Lpp. 58-59.
  • Образ автора в русской музыке в фокусе межкультурных взаимодействий // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. – М.: Книга по Требованию, 2012. С. 164-170.
  • Автор художественный в поликультурном пространстве современности // Актуальные проблемы современного культурологического знания: глобальный мир в культурологическом измерении. – Люберцы: Гуманитарно-социальный институт, 2012. С. 178-184.
  • Жанровые корни содержания музыкального произведения // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры: Сб. ст. – Астрахань: АГК, 2012. С. 56-63.
  • От редактора-составителя // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 5-8.
  • Музыка о музыке // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 9-25.
  • The musical Portrait // 12th International Music Theory Conference “Principles of Music Composing: Links between Music and Visual Arts” / 12-oji tarptautinė muzikos teorijos konferencija “Muzikos komponavimo principal: muzikos ir vaizduojamujų sąsajos”. – Vilnius: Lithuanian composers’ union; Lithuanian academy of music and theatre, 2012. Р. 42-43.
  • Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес // Природное и культурное наследие: Междисциплинарное исследование, сохранение и развитие: Материалы международной науч.-практич. конференции / РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: Астерион, 2012. С. 162-166.
  • Сознательное и бессознательное присутствие автора в музыкальном содержании: постановка вопроса // Процессы музыкального творчества. Вып. 12: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 2012. Вып. 185. С. 6-25.
  • Образно-художественный анализ вокального произведения // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: Сб. науч. тр. – М.: Ритм, 2012. С. 30-35.
  • “The Russian Passion” by Alexey Larin: concerning the issue of genre // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 181-184.
  • «Russian» in music as an other-national // The National Element in Music: International musicological conference. Athens: Faculty of Music Studies of the University of Athens, Music Library of Greece “Lilian Voudouri”, 2013. Р. 35.
  • Композитор в зеркале своей музыки // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. V Zinātnisco rakstu krājums. – Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. Lpp. 217-227.
  • Discipline Theory of Musical Content in the Modern Conservatoire // Abstracts of 8th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. Lpp. 5-6.
  • Mūzdienu augstskolas kurss Mūzikas satura teoria // Abstracts of 8th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. Lpp. 46-47.
  • Музыкальная интонация в творчестве С.В. Рахманинова // С.В. Рахманинов и мировая культура: Тезисы V международной науч.-практич. конференции. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013. С. 69-71.
  • Академическое музыкальное искусство в современной отечественной культуре // Фундаментальные исследования. 2013. № 8. Ч. 6. С. 1471-1475.
  • Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес URL: http://www.pedagogika-cultura.ru/poisk-po-avtoram/...
  • Образно-смысловые свойства музыкальной интонации URL: http://www.pedagogika-cultura.ru/poisk-po-avtoram/...
  • Бумага как художественный элемент музыкального произведения // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы VI Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. С. 3-23.
  • The Musical Portrait // Principles of Music Composing: Links between Music and Visual Arts: 12th International Music Theory Conference. – Vilnius: Lietuvos muzicos ir teatro akademija, 2012. P. 149-153.
  • Лист в зеркале собственной музыки // Ференц Лист. По прочтении гения: Сб ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 74-81.
  • Курс «Теория музыкального содержания» в современном вузе // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VI. Zinātnisco rakstu krājums. – Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. Lpp. 288-296.
  • Русское в музыке как инонациональное // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы VII Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2013. С. 13-27.
  • “Russianness” in music as an other-national // The National Element in Music: Conference Proceedings / Ed. N. Maliaris. – Athens: University of Athens, 2014. Р. 356-364.
  • Studying of the semantic principle of music in the modern higher educational institution // Educational Alternatives, 2014, Vol. 12. З. 192-202.
  • The theory of musical content as a pedagogic tool // EuroMAC2014. Eighth European Music Analysis Conference: Abstracts. – Leuven, 2014. Р.171.
  • Interaction of painting and music in the works of Mikalojus Konstantinas Čiurlionis // International Conference «Music and Figurative Arts in the Twentieth Century». – Lucca: Complesso Monumentale di San Micheletto, 2014. Р. 27-28.
  • Художественный образ: параллели живописи и музыки М.К. Чюрлёниса // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Материалы Междунар. конференции. – Астрахань: АИПКиП, 2014. С. 47-52.
  • Полина Станиславовна Волкова // Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории. – Астрахань: Волга, 2014. С. 767-771.
  • Aesthetic Functions of Soundless in Musical Work // Аbstracts of the 10th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils: Daugavpils University Academic Press “Saule”, 2015. Р. 5-6.
  • The figurative and imaginative world in the pictorial art and music of M.K. Čiurlionis // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 3 (20). С. 63-72.
  • http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.063-07...
  • Русское начало в творчестве западноевропейских композиторов: к постановке вопроса // Измерение музыки. Памяти Ю.Н. Рагса (1926-2012): Сб. науч. ст. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 114-129.
  • Русская православная культура в творчестве западноевропейских композиторов // Православный ученый в современном мире. Ценности православного мира и современное общество: Материалы IV междунар. науч.-практич. конференции. –Воронеж: Истоки, 2015. Ч. 1. С. 279-284.
  • Russian Orthodox culture in the Oeuvre of the West-European Composers // Orthodox Scientist in Modern World. Values of Orthodox World and Contemporary Society. Materials of the IV International Conference. – Voronezh: Istoki, 2015. Part 2. P. 279-283.
  • Melody and Intonation // 15th International Music Theory Conference “Principles of Music Composing: Phenomenon of Melody” / 15-oji tarptautinė muzikos teorijos konferencija “Muzikos komponavimo principal: melodijos fenomenas”. – Vilnius: Lithuanian composers’ union; Lithuanian academy of music and theatre, 2015. Р. 16-17.
  • Музыка С.В. Рахманинова в вузовском курсе «Теория музыкального содержания» // Наследие Рахманинова в культурном универсуме: сб. статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 325-331.
  • Мелодия и интонация // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 1 (22). С. 6-12.
  • http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.1.006-01...
  • Melody and Intonation // 15th International Music Theory Conference “Principles of Music Composing: Phenomenon of Melody” / 15-oji tarptautinė muzikos teorijos konferencija “Muzikos komponavimo principal: melodijos fenomenas”. – Vilnius: Lithuanian academy of music and theatre, 2015. Р. 36-41.
  • От редактора-составителя // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 3-8.
  • Образно-художественный мир творчества М.К. Чюрлёниса // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 120-142.
  • Стилевые черты русской музыки в творчестве западноевропейских композиторов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2016. № 2 (40). С. 21-26.
  • Russianness in the Works of European Composers // International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2016) http://www.atlantis-press.com/php/pub.php?publicat...
  • Сoncept of intonation in polyphonic music // The 8th International Symposium on Traditional Polyphony. Tbilisi, 2016. P. 29. http://symposium.polyphony.ge/wp-content/uploads/2...
  • Semantics of the Bass Register in European Music // European Journal Of Natural History. № 4 2016. Р. 133-135. http://world-science.ru/en/article/view?id=33619
  • Понятие интонации в полифонической музыке // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 4 (25). С. 6-12.
  • Русское начало в западноевропейской музыке как предмет освоения в учебных дисциплинах музыкально-исторического цикла // Музыкальное искусство и образование: Вестник кафедры ЮНЕСКО. 2016. № 2 (14). С. 83-94.
  • http://мпгу.рф/wp-content/uploads/2014/10/Music2-2...
  • Tonality: semantic aspect // The 9th European Music Analysis Conference (EuroMAC 9) // Strasbourg: LabEx GREAM, 2017. Р. 409.
  • The theory of musical content in contemporary pedagogy // Musicology and Cultural Science. 2017. № 2(16). С. 82-87 http://gesj.internet-academy.org.ge/download.php?i...
  • Синестетичность как константный фактор музыкального восприятия: к постановке проблемы // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сб. науч. ст. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. Вып. 2. С. 35-40 (в соавт. со С.А. Мозгот).
  • Дж. Тавенер. Монодрама «Смерть Ивана Ильича»: к вопросу об интерпретации одноименной повести Л.Н. Толстого // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 1 (34). С. 106-114 (в соавт. с П.Ш. Шамхаловой) http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/1...
  • The Connotations of “Russian” in Music of Foreign Composers on “a Russian Theme” // Proceedings of the 4th International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2020). Vol. 416. Advances in Social Science, Education and Humanities Reserch. Pp. 488-492. (в соавт. с П.С. Волковой) https://www.atlantis-press.com/proceedings/iccese-...
  • Национально-историческая баллада в музыкальном искусстве романтизма: к постановке проблемы // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 4. C. 205-215. (в соавт. c О.В. Бегичевой).
  • Творчество Ивана Бунина в пространстве кинематографа: интерпретация и реинтерпретация // Философские науки. 2020. № 63 (6). С. 96-109.
  • Русская тема в творчестве неаполитанских композиторов // Музыкальная культура современной России: науч. Монограф. Курск: Планета+, 2020. С. 15-35.
  • Русская тема в творчестве Дж. Тавенера // Музыкальная культура современной России: науч. Монограф. Курск: Планета+, 2020. С. 44-55. (в соавт. c П.Ш. Шамхаловой).
  • Вокально-симфоническое творчество Алексея Ларина: дорога честная // Музыкальная культура современной России: науч. монограф. Курск: Планета+, 2020. С. 94-104.

Учебные программы

  • Теория музыкального содержания: Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. – Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001. 32 с.
  • Теория музыкального содержания: Программа для музыкальных училищ. – Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001. 8 с.
  • Музыкальное содержание: Программа для ДМШ и детских школ искусств. – Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001 (совместно с В.С. Максаковой). 11 с.
  • Теория музыкального содержания: Методич. рекомендации для студентов специальности 070111 «Музыковедение». Астрахань: АГК, 2009. 22 с.
  • Теория музыкального содержания: Методич. рекомендации для студентов. Астрахань: АГК, 2011. 22 с.
  • г) публикации в центральной прессе
  • Ценное издание // Сов. музыка. 1975. № 10. С. 98-99 (в соавторстве с И. Куликовской, Е. Новиковой, Н. Тавельской).
  • Дни музыки в Хакасии // Сов. музыка. 1985. № 3. С. 122.
  • Конференции, семинары, встречи // Сов. музыка. 1985. № 6. С. 126.
  • Найти своего слушателя // Сов. музыка. 1985. № 7. С. 26-28.
  • Новое имя – Сергей Найко // Сов. музыка. 1986. № 1. С. 141.
  • Нам пишут (об авторском вечере О. Меремкулова) // Сов. музыка. 1986. № 6. С. 117.
  • Современность в музыке // Сов. музыка. 1987. № 3. С. 133-134.
  • Праздник и будни красноярской оперы // Сов. музыка. 1987. № 6. С. 61-66 (в соавторстве с Л. Лаврушевой).
  • Когда играют студенты // Сов. музыка. 1988. № 12. С. 122.
  • Создана секция критики // Информбюллетень Секретариата Правления Союза композиторов СССР. 1984. Вып. 5. С. 34.
  • К юбилею Асафьева // Информбюллетень Секретариата Правления Союза композиторов СССР. 1984. Вып. 9-10. С.15.
  • У музыкантов Хакасии // Информбюллетень Секретариата Правления Союза композиторов СССР. 1985. Вып.1-2. С.15.
  • Красноярск (о двух концертах красноярских композиторов к XXVII съезду КПСС) // Информбюллетень Секретариата Правления Союза композиторов СССР. 1986. Вып. 4-5. С. 33.
  • Олег Меремкулов: Рекламный проспект. – М.: ВААП-Информ, 1987. 4 с.
  • Oleg Meremkulov. – M.: VAAP-Inform,1987. 4 р.
  • Старейший музыкант Астрахани // Всерос. музыкальное общество. Информация. М., 1992. № 4 (20) (в соавторстве с Е. Семеновой). С. 33-35.
  • Эмоции, творчество, искусство // Музыкальное обозрение. 1997. № 11. С. 17.
  • Междунар. культурная акция «Дельта Волги – дельта Миссисипи»: взаимодействие искусств и дельтовых территорий // Музыкальное обозрение. 1997. № 12 (в соавторстве с М. Хрущевой). С. 4.
  • Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры // Музыкальное обозрение. 2000. № 1. С. 20.