Барыкина Лариса Владимировна
Родилась 29 апреля 1958 года в г. Перми. С отличием окончила Пермское музыкальное училище (1977) и Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского по специальности «Музыковедение» (1983, класс В.М. Мезриной). В консерваторские годы стала лауреатом Всесоюзного конкурса музыковедов (Ереван, 1981). В 1990–1994 гг. обучалась в аспирантуре Всесоюзного НИИ искусствознания в Москве (диссертация по проблемам взаимодействия музыки и хореографии в балете; науч. рук. – проф. М.Е. Тараканов). В разные годы преподавала в Уральской консерватории, Екатеринбургском театральном институте, Екатеринбургской архитектурной академии, Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского, Школе-лицее при УГК, Школе-студии при Муниципальном театре балета «Щелкунчик». В 1994–1995 Л.В. Барыкина – арт-менеджер театра «Провинциальные танцы». С 1995 по 2005 г. – руководитель музыкально-литературного отдела Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, автор более 70 буклетов и программ к спектаклям этого театра, ведущая вечеров и концертов. В настоящее время является советником по имиджевым проектам Свердловской государственной филармонии (c 2005 г.), научным руководителем Школы театральной критики при СО СТД (c 2008 г.), куратором раздела «Современный танец» на Международном фестивале «Дягилевские сезоны» (Пермь), консультантом ЕО «Альянс Франсез» по вопросам современного танца; арт-директором фестиваля современного танца «На грани» (Екатеринбург, 2008, 2010).
C 1991 г. Л.В. Барыкина является членом двух творческих союзов: СТД России и Союза композиторов СССР. Как музыкальный и театральный критик печатается с 1984 г., автор более пятисот публикаций в местной, центральной и зарубежной печати. Главные темы – современный музыкальный театр, а также современная академическая музыка и исполнительство. Регулярно приглашается в жюри многих хореографических и театральных конкурсов, проходящих в России и за рубежом. Входит в состав экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», а также в число 132 балетных критиков мира, определяющих номинантов «Nijinsky Dance Awards» (Монако) – так называемого «балетного Оскара». С 1999 г. является членом Директората Российского отделения «Всемирного Танцевального Альянса» (WDA). С докладами о российском современном танце выступает в международных научных симпозиумах и конференциях. Стипендиат Президента РФ (1994); Фонда Сороса (1999); губернатора Свердловской области (2002); Союза театральных деятелей РФ (2004).
Статьи и разделы в книгах: Вариации на балетную тему // Театральный Свердловск. Свердловск, 1989; 17 очерков о екатеринбургском балете, об артистах, композиторах и т.д. // Русский балет: Энциклопедия. М. 1997; Елена Николаевна Самарина; Валентин Дмитриевич Барыкин // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998; 90 театральных сезонов: Альбом. Екатеринбург, 2003; // Екатеринбург. Листая страницы столетий. Екатеринбург, 2003; О Человеке и Мастере // Звезда и смерть Евгения Панфилова. Пермь, 2005; Евгений Панфилов; Ускоренный курс (интервью с М. Романовской) // Российский современный танец. Диалоги. М., 2005.
Интервью, отзывы: Суета у пьедестала (интервью Ларисе Петровой об итогах «Золотой маски-97»)// Витта. 1997. №13. июль-август; На легких играх Терпсихоры (о балете и не только), беседу вела Ирина Клепикова // Областная газета. 1998. 11 июля; Энергия единиц (о российском современном танце): интервью Людмиле Зубановой // Автограф.Челябинск-арт. 2004. №3; Тоска по «Тоске» (итоги екатеринбургского музыкально-театрального сезона в интервью Наталье Подкорытовой) // Областная газета. 2007. 31 июля; Лариса Барыкина: история нужна для того, чтобы предвидеть (о проблемах современного танца): беседовал Алексей Вдовин // Театральный сезон. 2007. №9 сент.; Яма (интервью Наталье Денисовой оситуации в Екатеринбургском оперном театре) // Эксперт-Урал. 2007. № 40. 29 окт.; Лариса Барыкина: «Современный танец – это современное мышление»: беседу ведет Алексей Еньшин // Петербургский театральный журнал. 2009. №1 (55); Лариса Барыкина: «Золотая маска не только фиксирует достижения, но и задает тренды» // Новый компаньон. 2009. 15 дек. №48 (582); Лариса Барыкина: Хороший спектакль — это спектакль, не паразитирующий на традициях, Театр после Аватара // Русский репортер. 2010. №9. 11 марта; Бантик (Интервью Глебу Жоге) // Эксперт-Урал. 2010. 6-13 сент. № 35; Одиссея на ветру (О II фестивале «На грани» ): текст М. Романовой // Эксперт-Урал. 2011. №2-3. 24 янв.
Рецензии: Две встречи с Рождественским (концерты ГСО под упр. дирижера в Свердловской филармонии) //Уральский рабочий. 1986. 25 марта; Поэзия танца (балет «Сильфида» в Свердловском театре)//Веч. Свердл. 1986. 25 марта; Вечный свет («Реквием» Моцарта в Свердловской филармонии) // Уральский рабочий. 1986. 12 дек.; Интерпретация или пересказ? (балет «Двенадцать стульев» в Свердловском театре) //Веч. Свердл. 1987. 4 апр.; Праздник возрождения («Бенефис балета» в Свердловском театре) //Советский балет. 1988. №6; Дюрренматт с АккорДИОНом (Цюрихский балет в Москве) //Экран и сцена. 1991. 27 июня; «Золушка» в зеркале русско-французских связей (балет Прокофьева в постанове В. Васильева) //Советский балет. 1991. №6; Театр одного дирижера («Тоска» в Екатеринбурге) //Московский наблюдатель. 1993. №10; «Весна священная»: Панфилов в интерьере Мариинского театра // Балет. 1997. ноябрь-дек.; Австрийская опера на уральской земле (мюзикл «Энергия» в Свердловской Музкомедии)// Уральский рабочий. 1998. дек.; И грянул бой, полтавский бой («Мазепа» в Екатеринбурге)//Труд 2000. 16 фев.; Полеты тел и странных мыслей («Полеты во время чаепития» Татьяны Багановой) // Российская газета. 2003. апр.; Танцующие в темноте («Выход» в Эксцентрик-балете Сергея Смирнова) // Российская газета. 2003. 2 апр.; Баланчин в Перми (Ballett Imperial в Пермском оперном) // Российская газета. 2003. 5 марта; Смотрящие в бесконечность (Премьера в Челябинском театре современного танца) // Российская газета. 2003. 22 марта; Коран на сцене (балет «Сказание об Йусуфе» в Казани) //Труд. 2003. 7 июня; С мыслями о нем («Выход» Сергея Смирнова и «Смотрящие в бесконечность» Ольги Поны) // Петербургский театральный журнал. 2003. №33; Дальняя дорога одной премьеры («Травиата» в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко) // Музыкальная жизнь. 2005. №10; «Кармен» с точки зрения гендерной психологии (премьера в Пермском оперном) // Петербургский театральный журнал. 2005. №3 (41); Женщины на грани нервного срыва («Csajok» Пала Френака в Екатеринбургском институте танца) // Российская газета. 2006. 25 янв.; Наш современник Бетховен (Сольный концерт Михаила Плетнева) // Российская газета. 2006. 8 февр.; Москвич из Кремоны (первый сольный концерт Сергея Крылова в России) // Культура. 2006. №14; Безумный день, или «Фигаро»: перезагрузка // Российская газета. 2006.10 марта; Помолодеть на 400 лет («Орфей» Монтеверди в Пермской опере) // Российская газета. 2007. 23 ноября; Родом из Большого («Жизель» в Екатеринбургском оперном) // Российская газета. 2009. 11 февр.; «Крещение» цыганским табором («Цыганская любовь» в Свердловской Музкомедии) // Театральный сезон. 2009. №3; Моноопера по телефону («Человеческий голос» на «Золотой маске» 2009) // Российская газета. 2009. 3 апр.; Как по нотам («Золушка» Россини театра «Зазеркалье» на ЗМ-2009) // Российская газета. 2009. 7 апр.; Тени прошлого (новосибирская «Баядерка» и пермский «Корсар» на ЗМ-2009), Российская газета. 2009. 8 апр.; Оранжево поют («Любовь к трем апельсинам!» в Геликон-опере) // Российская газета. 2009. 26 окт.; Гоголь-моголь («Мертвые души» в Музкомедии) // Российская газета. 2009. 11 ноября; Один день и целая жизнь («Иван Денисович» в Пермском театре оперы и балета)//Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59); Бесстрастная история («Анна Каренина» в Мариинском) // Российская газета. 2010. 20 апр.; Опера строгого режима («Фиделио» в пермской зоне) // Российская газета. 2010. 8 июля; Перемена участи (Сила судьбы в Музтеатре Станиславского и Н-Д) Российская газета. 2010. 11 окт.; Лишний билет на Вагнера (челябинский «Лоэнгрин» на «Золотой маске»-2011) // Российская газета. 2011. 2 марта; Восстание масс («Любовь к трем апельсинам» в Екатеринбургском оперном) // Российская газета. 2011. 4 мая; «Троянцы» в Екатеринбурге (Концерт X Пасхального фестиваля в Екатеринбурге) // Российская газета. 2011. 5 мая.
Обзоры, аналитика, анонсы: Будущее – в настоящем (Свердловскому балету – 70) // На смену!. 1984. 1 марта; Мажорная, тревожная, победная (фестиваль и пленум Союза композиторов) // На смену!. 1985. 16 мая; Богатства классики (филармоническое обозрение) // Уральский рабочий. 1985. 7 ноября; Театр юных мастеров (гастроли пермского балета в Свердловске) // Веч. Свердловск. 1988. 27 апр.; Пять вечеров с молдавским балетом (гастроли в Свердловске) // На смену!. 1988. 29 июля; Через семь лет молчания (фестиваль «Молодые композиторы Урала») // На смену!. 1990.12 дек. (под псевд. Л. Шляпникова); Пять дней с Сергеем Прокофьевым (фестиваль в Минске) // Советский балет. 1990. №2; День рождения (театр «Пируэт»), Уральский рабочий. 1990. 22 ноября; Эксперимент «Эксперимента» (театр танца модерн под руководством Е.Панфилова) // Экран и сцена. 1991. 25 июля; В гостях – артисты Цюриха (современный танец) // Правда. 1991. 25 июня; Уральские арабески (балетный конкурс «Арабеск-92») // Культура. 1992. 4 июля; Новосибирские перекрестки: профессионалы и дилетанты (фестиваль современной хореографии) // Балет. 1992. №5-6; Юбилей оперного театра (90-летие Екатеринбургского оперного) // Музыкальное обозрение. 1993. №2 (88); Витебская встреча: с разных точек зрения (фестиваль IFMC-93) // Балет. 1994. №2-3; Волгоград: тернистый путь от замысла к воплощению (международный фестиваль «Новое движение») // Балет. 1994. №6; Имя дерзкое – «Провинциальные танцы» (портрет театра) //Балет. 1995. №3; Музыка – это вибрация вселенной (фестиваль памяти Авета Тертеряна в Екатеринбурге) // Труд. 1995. 7 февр.; «Ирина Архипова представляет…» Штрихи к портрету на фоне юбилейных торжеств // Урал. 1995. №2; Театр на все времена (портрет Екатеринбургской оперы) // Витта. 1998. №17 (март-апрель); Витебск – территория свободного движения (О международном фестивале современной хореографии) // Музыкальная жизнь. 2000. №8; Танцевальный калейдоскоп (обзор фестивалей танца) // Музыкальная жизнь. 2000. №9; Танцуют все! И всюду…(на фестивалях современного танца) // Петербургский театральный журнал. 2001. №23; Прививка от «комплекса полноценности» (английская труппа CandoCo Dance Company в России)// Балет. 2001. июль-авг./сент.-окт.; «Арабеск» как зеркало российской балетной действительности // Пермский пресс-центр. 2002 (осень); Умирать не страшно (последние фестивали Евгения Панфилова) // Петербургский театральный журнал. 2002. №29; Театр в режиме ожидания (10 лет Челябинскому театру современного танца) // Российская газета. 2002. 5 ноября; «Щелкунчик» под дождем (проблемы детского театра балета) // Российская газета. 2003. 21 мая; «HOI!» (О международном фестивале Global Dance 2002 в Дюссельдорфе) // Балет. 2003 (март-апрель); Так любил импресарио (Первый международный фестиваль «Дягилевские сезоны») // Российская газета. 2003. 5 июня; Дягилевские сезоны: пермский микст (Первый международный фестиваль «Дягилевские сезоны») // Эксперт-Урал. 2003. №21. 9 июня ; Два театра под одной вывеской (Челябинский театр современного танца Ольги Пона) // Автограф.Челябинск-арт. 2004. №3; Театр из сказки (15 лет театру «Щелкунчик») // Музыкальная жизнь. 2004; Пароль оперного счастья (О гастролях ММАМТа в Екатеринбурге, интервью с А.Тителем) // Эксперт-Урал. 2005. №13. 4 апр.; Пермский эксклюзив (Второй международный Дягилевский фестиваль) // Российская газета. 2005. 14 июня; Опера взахлеб (О московских «Детях Розенталя», новосибирской «Аиде» и пермской «Кармен») // Компаньон magazine. 2005. №1; Пермские сезоны (о премьерах в Пермском оперном) // Музыкальная жизнь. 2006. №1; Театр военных действий (Ситуация в Екатеринбургском оперном театре) // Эксперт-Урал. 2006. №26. 10 июля; Петя и волк – 2006 (Конкурс композиторов) // Культура. 2006. №39; Мечтать не вредно (О проекте «Культурная столица» в Перми) // Эксперт-Урал. 2006. №43. 20 ноября; Танцтрест (Екатеринбург как лидер contemporary dance) // Российская газета. 2006. 22 марта; Проснись и пой! (Конкурс артистов оперетты и музкомедии им. Курочкина) // Театр. 2006. №4; Сезон грустных сказок (Пермская опера) // Музыкальная жизнь. 2007. №1; Гармония и алгебра (70 лет свердловской филармонии) // Эксперт-Урал. 2006. №38; Искусство принадлежит народу (Фестиваль La Folle Journee) // Эксперт-Урал. 2007. №9; Профессия дирижера – интеллект (Концерт и интервью Дмитрия Китаенко). Российская газета. 2007. 17 апреля; Музыкальное сумасшествие (Фестиваль La Folle Journee в Нанте, Бильбао и Токио) // Культура. 2007. № 23; Возвращение домой (Итоги 3-го Дягилевского фестиваля в Перми) // Культура. 2007. №22; Наследники Дягилева (о Пермском оперном театре и Дягилевском фестивале) // Музыкальная академия. 2007. №4; Новое поколение выбирает классику (итоги 3-го Crescendo) // Российская газета. 2007. 3 окт.; Однажды играли в карты (К премьере «Пиковой дамы» в Большом, интервью с Михаилом Плетневым) // Российская газета. 2007. 5 окт.; Сердца четырех (О проекте «Короли танца» в Перми) // Эксперт-Урал. 2007. №44; Оммаж великому скрипачу (фестиваль памяти Д.Ойстраха в Екатеринбурге) // Российская газета. 2007. 18 дек.; Оперы о великих героях (Якутский театр представляет в Москве оперы В. Кобекина) // Российская газета. 2007. 7 дек.; Пермяки высадились на Манхеттене // Ведомости. 2008. 25 янв.; Двойной портрет в интерьере Карнеги-холла // Культура. 2008. 7-13 февр.; Урал услышали в Альпах (гастроли УАФО в Швейцарии) // Российская газета. 2008. 3 апр.; Знакомые все лица (современный танец, «Золотая маска-2008) // Российская газета. 2008. 8 апр.; После вовлеченности (Итоги Золотой маски-2008, раздел хореография) // Российская газета. 2008. 17 апр.; Иногда они возвращаются (О завершении сезона и планах СГАФ) // Независимая газета. 2008. 23 июня; Во французской стороне, на чужой планете (летние европейские музыкальные фестивали) // Российская газета. 2008. 1 авг.; Шаман-река (Этнофутуристический фестиваль КАМВА) // Российская газета. 2008. 22 авг.; Силиконовая Сильва (Международный конгресс муз театра в Екатеринбурге) // Эксперт-Урал. 2008. 24 ноября; Столичная гастроль (выступление УАФО в Москве)// Эксперт-Урал. 2009. 9 марта; Валерий Гергиев – фирменный скорый (Пасхальный фестиваль) // Эксперт-Урал. 2009. 18 мая; «Маску» сделать былью (Итоги 15-й «Золотой маски») // Эксперт-Урал. 2009. 18 мая; Сто часов искусства и общения (4-й Дягилевский фестиваль в Перми) // Эксперт-Урал. 2009. №23. 15 июня; Поклон прошлому или взгляд в будущее? (4-й Дягилевский фестиваль в Перми) // Культура. 2009. №21; Музыка on-line: уральский вариант (Открытие первого сезона Виртуального концертного зала) // Независимая газета. 2009. 28 сент.; И корабль плывет («Бронзовый фавн» в Лодзи) // Линия. 2010. №2; Магия круглых дат (Завершился XI Арабеск в Перми) // Культура. 2010.17 мая; Балет Евгения Панфилова – с «Масками» и без // Культура. 2010. №18 (7731) 20-26 мая; Новая генерация (III Международный конкурс артистов оперетты и мюзикла) // Культура. 2010. №20 (7733). 3-9 июня; «Каменный цветок» в букете (УАФО на французских фестивалях) // Российская газета. 2010. 19 авг.; Жаркая зима в Сочи (Открытие фестиваля Башмета) // Российская газета. 2011. 7 февр.; Олимпиада от Башмета (О фестивале в Сочи) // Российская газета. 2011. 15 февр.; Культурный миф и его перспективы (о пермском балете) // Соль. 2011. март; Случай Курентзиса // Эксперт-Урал. 2011. № 13; Даешь русский мюзикл (В недрах Свердловской музкомедии вызревает новый жанр) // Журнал Эксперт-Урал. 2011. №19;
Портреты, интервью: Преодоление (танцовщик Андрей Парышев) // Веч. Свердловск. 1985. 23 мая; Созвучий мощных красота (органист Владимир Игнатенко) // Уральский рабочий. 1985.15 окт.; Струнный квартет (концерт квартета им. Мясковского) // Уральский рабочий. 1986. 23 дек.; Несколько монологов на одну тему (молодые композиторы Свердловска) // Уральский университет. 1989. 22 ноября; Лилия Воробьева (творческий портрет балерины) // Советский балет. 1990. №1; Музыка молодых (интервью с композитором Олегом Ниренбургом) // Уральский рабочий. 1990. 12 дек.; Газета «Леванте»: надо быть гениально одаренным… (пианист Александр Чернов) // Веч. Екатеринбург. 1992. 3 дек.; Разговор со счастливым человеком (педагог балета Клавдия Черменская) // Веч. Екатеринбург. 1994. 12 ноября; О человеке и мастере (Евгений Панфилов) // Автограф. Челябинск-арт 2003. №3; Дети Паганини (скрипач Сергей Крылов) // Российская газета. 2006. 31 марта; Искусство управлять (дирижер Дмитрий Лисс) // Эксперт-Урал. 2006. №23; Мы не занимаемся шоу-бизнесом (директор СГАФ Александр Колотурский в рубрике «актуальное интервью») // Культура. 2006. №22; Объяснить на пальцах (пианистка Элисо Вирсаладзе о музыке, гениях и жизни) // Российская газета. 2006. 26 окт.; Фигаро здесь (Директор Свердловского театра музкомедии Михаил Сафронов) // Эксперт-Урал. 2006. 18 дек.; Дмитрий Лисс: «Без музыки человечество перестанет быть самим собой» // Муз. академия. 2006. №4; Ралли на рояле (пианист Денис Мацуев) // Эксперт-Урал. 2007. №7; Мне нравится это сумасшествие (Денис Мацуев) // Российская газета. 2007. 14 марта; Борис Березовский: «Мой путь был неровным, как российские дороги» // Культура. 2007. №20; Дмитрий Китаенко: «Такого концерта у меня еще долго не будет» // Театральный сезон 2007. №6; С появлением искусственных алмазов настоящие подорожали (композитор Владимир Кобекин) // Эксперт-Урал. 2007. № 48; Владимир Кобекин: «Музыка – это то, что происходит в головах слушателей» // Культура. 2008. №3; Куда примчит двойная упряжка (Георгий Исаакян) // Эксперт-Урал. 2008. №16; Сыграть для всех, но главное – для мамы (скрипач Вадим Репин) // Эксперт-Урал. 2008. №49; Приключения итальянца в России (дирижер Фабио Мастранжело) // Эксперт-Урал. 2009. № 36; Шаровая молния (к юбилею Михаила Сафронова) //Культура. 2009. № 15; По главной улице с оркестром (Секреты Свердловской филармонии раскрывает лауреат Госпремии Дмитрий Лисс) // Российская газета. 2009. 1 июля; Магия места необъяснима (В Иркутске стартовали «Звезды на Байкале» интервью с Мацуевым) // Российская газета. 2009. 10 сент.; После музыки – ничего (Геннадий Рождественский) // Российская газета. 2009. 15 окт.; Секрет его успеха (Интервью с Колотурским) // Эксперт Урал. 2009. №49-50; Гранты как по нотам (Дм. Лисс) // Российская газета. 2010. 29 марта; Репетиция оркестров (Колотурский) // Российская газета. 2010. 9 апр.; Есть о чем танцевать (Сергей Смирнов) // Эксперт Урал. 2010. №23; Скоро играть будет некому (Г. Исаакян, интервью) // Российская газета. 2010. 30 июня; Наш приезд реально спас фестиваль (Дм. Лисс о гастролях в Японии). Openspace.
Публикации в зарубежной прессе: Der Ungekammte (Panfilows «Sacre» in St. Petersburg) // Ballet international/ Tanz aktuell. 1997. №12; Siege in Witebsk (10 Jahre Modern Dance in Russland) //Ballet international/ Tanz aktuell. 1998. №3; Ja, das ist Arbeit (Das Portrat Ludmila Zakharowa) // Ballet international/ Tanz aktuell. 1998. № 12; Auf dem Weg zu sich selbst (Perm: Zwei neue Stucke von Evgueni Panfilov) // Ballet international/ Tanz aktuell. 2001. № 10; Der Fuchs hat gute Chancen (Der nationale Ballettwettbewerb in Saransk) // Ballet international/ Tanz aktuell. 2001. № 10; Балет Евгения Панфилова (анонс гастролей на фестивале “New Baltiс Dance”) // Вильнюсский вестник. май 2001; Klischiert: Betrunkene mit Birkenreisig (“Unterwegs” in Jekaterinburg) // Europe’s leadings dance magazine Ballettanz. 2002. №3; Evgeni Panfilov (Das Portrat) // Europe’s leadings dance magazine Ballettanz. das Jahrbuch 2002; Internationale Kritikerumfrage-2002 // Europe’s leadings dance magazine Ballettanz. das Jahrbuch 2002; Fluege der Provinciais (“Fluege waerend der Teestunde” in Jekaterinburg) // Europe’s leadings dance magazine Ballettanz. 2003. №2; In memoriam Evgeni Panfilov (“Blick in die Unendlichkeit” und “Ausgang”in Tsgheljabinsk) // Europe’s leadings dance magazine Ballettanz. 2003. №6; Sergei Smirnov (Das Portrat). Europe’s leadings dance magazine Ballettanz. das Jahrbuch 2003; Internationale Kritikerumfrage-2003 // Europe’s leadings dance magazine Ballettanz. das Jahrbuch 2003.