Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Бендицкий Александр Семенович

Бендицкий Александр Семенович

Бендицкий Александр Семенович

Композитор
Нижегородская региональная организация Союза композиторов России

Родился в 1932 году в Москве. С 1934 по 1954 год жил и учился в Свердловске, с 1950 года – в Уральской консерватории; затем, с переездом в Горький, в Горьковской консерватории, которую окончил по классу фортепиано профессора Б. С. Маранц в 1955 году и где на протяжении многих лет вел педагогическую работу, будучи доцентом, а затем профессором кафедры камерного ансамбля.

Бендицкий завоевал большой авторитет в нашем городе, прежде всего как концертирующий музыкант – чуткий ансамблист и концертмейстер, постоянный участник программ, посвященных современной музыке. Он же – автор интересных транскрипций, например, Скерцо из Пятой симфонии Шостаковича для фортепиано. Репертуар Бендицкого, при большой широте и разнообразии, отличается особым пристрастием к музыке великих новаторов – Бетховена, Мусоргского, Шостаковича, а также исполнением новых или малоизвестных произведений, редко звучащих на эстраде.

На путь композиторского творчества Бендицкий вступил не сразу, хотя увлекался сочинением музыки с ранней юности. В Уральской консерватории он консультировался у В. Н. Трамбицкого. В ранние годы его привлекали разнородные жанры: наряду с Концертом для фортепиано и «Сонетами Шекспира» он писал песни, марши для духового оркестра, хоры. Сочинению последней жанровой группы способствовала служба автора в Советской армии, где он занимался разнообразной музыкальной деятельностью – от сольных выступлений пианиста до дирижирования духовым оркестром.

Начиная с 60-х годов, благодаря обогащению собственного опыта, а также регулярным занятиям по композиции с профессором А. А. Нестеровым, определился основной круг творческих интересов Бендицкого, связанный, главным образом, с серьезной инструментальной музыкой.

Его перу принадлежат симфонические произведения – увертюры, симфония «Нижегородский кремль». В этой симфонии автор выражает свои впечатления от замечательной архитектуры Нижегородского кремля, размышляет о прошлом Руси. Программа определяет общий тонус и колорит симфонии: национальный, сурово эпический и вместе с тем по-современному динамичный, лишенный отпечатка архаики.

Но главную, центральную линию творчества Бендицкого составляет камерно-инструментальная музыка – область, наиболее органичная для него как музыканта-исполнителя. Им написан ряд сонат, фортепианных и ансамблевых, а также сюиты для скрипки и фортепиано, для домры и фортепиано. Среди фортепианных сонат выделяется Третья благодаря углубленно-психологической трактовке жанра и своеобразию технической задачи: она написана для левой руки. Вторая соната для скрипки и фортепиано, носящая авторский подзаголовок «В старовенском стиле», содержит изящную стилизацию венского классицизма и в то же время проникнута непосредственным лирическим обаянием.

Во всех этих произведениях чувствуется тонкое ощущение природы различных инструментов, стремление к характерному тематизму, творческое отношение к форме при сохранении классически ясных ее очертаний. В музыкальном стиле Бендицкого сказывается плодотворное воздействие Шостаковича: в линеарном развитии прозрачно-графической фактуры, в активной роли полифонии, гармонической диссонантности.

Другая излюбленная область творчества – романс. Выбор текстов здесь разнообразен: Шекспир, русская поэтическая классика – Пушкин, Ахматова, Цветаева, современные поэты – Иосиф Бродский, Юрий Адрианов. Но при всем контрасте этих первоисточников заметна тенденция композитора к акцентированию углубленно-психологической, философской или гражданской проблематики. Жанр романса нередко трактуется в духе сосредоточенного монолога при сквозном полифоническом развитии вокальной и фортепианной партий в сложных ладотональных условиях.

Новыми творческими поисками отмечены произведения 1990–2000-х годов. Проявившийся в это время интерес к полистилистике сопутствует расширению образно-художественного диапазона музыки. Фортепианная сюита «Отцы и дети» охватывает широкий стилистический спектр от позднего романтизма до современности, включая ассоциации с нововенской школой и преломление бытовых жанров ХХ века (регтайм). Образы характеристические или окрашенные юмором (пьесы для фортепиано, романс «Патефон» на слова Дриза) соседствуют со сказочным эпосом, драматической обработкой народной песни («Выпадали белы снежки» в фортепианной Фантазии). Колоритными контрастами и выигрышной партией солиста отличается Сюита для домры с оркестром народных инструментов. Остроумен по замыслу и воплощению симфонический Каприс «Воспоминание о Дон Кихоте». Эта пьеса, приуроченная к возвращению в Россию М. Л. Ростроповича, соткана из цитат и аллюзий на темы излюбленных произведений виолончельного репертуара, исполнявшихся знаменитым артистом в нашем городе.

В эти годы композитор впервые обращается и к музыкальному театру. В балете «Грезы» на сюжет повести Гоголя «Невский проспект» сквозное симфоническое развитие сочетается с претворением традиционных балетных форм и жанров романтического балета.

Заслуженный деятель искусств России, музыкант широкого профиля, А. С. Бендицкий – неутомимый пропагандист музыки, всегда готовый поделиться своими мыслями о ней. Он выступает с музыкально-просветительскими докладами, проводит беседы в музыкальных училищах и школах. Ему принадлежит оригинальное исследование «О Пятой симфонии Шостаковича», содержащее свежую, неожиданную трактовку этого хрестоматийного шедевра. Проживая в настоящее время в Германии, он не порывает творческой связи с городом, в котором в полную силу развернулось его музыкальное дарование.


Лауреат 1-го международного конкурса композиторов в Дармштадте (2 премия)

Основные сочинения

  • Музыкально-театральные: балет Грезы (1988).
  • Для симфонического оркестра: симфония Нижегородский кремль (1973), две увертюры (1965, 1994), Концерт для фортепиано с оркестром (1952), Каприс Воспоминания о Дон Кихоте (1998), Маленькая приветственная симфония (2001).
  • Для духового и эстрадного оркестров: Симфониетта на русские темы, марши и др. пьесы.
  • Для оркестра народных инструментов: Сюита для домры с оркестром.
  • Хоровые: хоры на стихи О. Мандельштама, Э. Успенского, Китахара Хакусю и др.
  • Камерно-инструментальные: три сонаты (1961, 1967, 1977), Фантазия, Скерцо, прелюдии, сюита Отцы и дети, Пьесы для детей для фортепиано, две сонаты (1966, 1982), сюита, пьесы для скрипки и фортепиано, две сонаты, Детские пьесы для флейты и фортепиано, Рапсодия для двух кларнетов, скрипки и фортепиано, Тирольское рондо, Прелюд Антон для фортепиано.
  • Камерно-вокальные: Сонеты Шекспира, романсы на стихи Пушкина, Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Кибирова, Адрианова и др., песни.

Литература

  • Бунин Р. Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь. 1971. № 16;
  • Бунин Р. Композиторы Верхней Волги // Музыкальная жизнь. 1972. № 15;
  • Коллар В. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького. Горький, 1976;
  • Беляков В., Блинова В., Бордюг Н. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде-Горьком. Горький, 1980;
  • Леонова Л. В творческих организациях РСФСР. Горький // Музыка России. Вып. 3. М., 1980;
  • Елисеев И. Подвиг народа в музыке горьковчан. Горький. 1985;
  • Бендицкий Александр Семенович // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1. Н. Новгород, 1998