Ларин Алексей Львович (1954–2023)
Композитор, педагог, музыкально – общественный деятель, член Союза композиторов России.
Родился в 1954 г. в г. Саратове. В 1971 г. окончил Московскую капеллу мальчиков, в 1976 г. – ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных (класс композиции профессора Н.И. Пейко), в 1979 г. там же ассистентуру-стажировку.
С 1978 г. преподает композицию, инструментовку, чтение партитур, историю оркестровых стилей, основы хорового письма в ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных, с 1990 г. – доцент, с 1998 г. – профессор, с 2018 г. – зав. кафедрой композиции.
За годы работы в РАМ им. Гнесиных у А.Л. Ларина занималось более 400 студентов, среди них десятки лауреатов международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, доценты и профессора, композиторы В. Беляева, Т. Ибрагимова (Россия – Германия), В. Магдалиц, Л. Мичева, П. Тураби (Таджикистан), Данг Хонг Ань (Вьетнам – Польша).
А.Л. Ларин – лауреат международных конкурсов композиторов: «Musica Mundi» (Германия, 1997), «Классическое наследие» (Россия, 1999), «Jihlava» (Чехия, 2000), «Klang der Welt» (Германия, 2007), «Роман Сладкопевец» (Россия, 2012), лауреат Международного конкурса композиторов и аранжировщиков им. И. Дунаевского. (Россия, Москва, 2018).
Почетный профессор Университета Кореи в Сеуле (с 2005).
Важнейшая область творчества композитора А.Л. Ларина, высоко ценимая исполнителями, – хоровая музыка. В.Н. Минин: «Среди композиторов среднего поколения немного найдется творцов, которые бы столь плодотворно и целеустремленно сочиняли в жанре хоровой музыки, жанре, важном для слушателей, жанре, традиционно национальном». («Российская музыкальная газета», №5–6, 2000). В.А. Чернушенко: «Всегда привлекало в его композиторской направленности родниковое присутствие народно-песенного начала, не прилепленное сбоку, а этакая нутряная жилка, естественно сродненная с оригинальной музыкальной речью. Мало кто из современных композиторов столь разнообразно и масштабно проявил себя в исконно национальной для России сфере хоровой музыки. Алексей Ларин занимает здесь особое место» («Музыкальная жизнь», №4, 2013).
Особая сфера творчества – музыка для русских народных инструментов. «Фестиваль подарил два ярчайших события, существенно изменивших сложившееся представление, как о современной музыке, так и конкретно о музыке для оркестра русских народных инструментов. Первое – поразительные по художественной поэтике, образному строю, выразительным возможностям оркестра сочинения композитора Алексея Ларина: Сюита «Из японских сказок» и Две пьесы на японские темы. В этих миниатюрах, тонких по звукописи, оркестровым краскам, необычайно прозрачным фактурным рисункам, слушатель открыл для себя качественно новый оркестр русских народных инструментов». («Музыкальная академия», №4, 2003). «А в Гнесинском зале – “Рождение Москвы”, симфоническая картина, написанная Алексеем Лариным к 850-летию столицы. Жаль, что она не прозвучала в сентябре! Настоящая праздничная “музыка для всех”: чистая, ясная, красочная, с четким ощущением времени и захватывающей симфонической идеей-мелодией, идеей строительства града и державы. Я видел, как блестели глаза у оркестрантов, слушал, как вдохновенно звучал оркестр, и думал, что такие премьеры композиторов-гнесинцев в Гнесинском зале есть начало какого-то нового – и славного – этапа в жизни Академии». («Российская музыкальная газета», №11, 1997).
Композитором также написаны: балет «Путешествия Гулливера», Симфония, симфонические – Сюита «Лето в деревне Митрофаново», «Посвящение EFG» (Е.Ф. Гнесиной), вокально-симфонические – «Слово похвальное Академии», Поэма «Белый ковчег», Оратория «Русские страсти», 8 кантат, 2 хоровых концерта, камерно-инструментальные и вокальные произведения, сочинения для детей, музыка к 13 кино- и телефильмам.
Музыке А.Л.Ларина посвящены книга «Выплывет ли град Китеж? Композитор Алексей Ларин. Материалы к творческой биографии». М., «Композитор» 2009, многочисленные публикации в России и за рубежом, кандидатская диссертация П. Карпова. Произведения композитора изданы в Германии, Республике Корея, России, Чехии, США; грампластинки, CD и DVD – в Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Республике Корея, России, США, Франции. (Фонограммы произведений находятся на сайтах: «Classical Archives» и «Piano».).
Музыку А.Л. Ларина исполняли В. Федосеев, В. Дударова, К. Орбелян, В. Понькин, А. Ведерников, М. Рахлевский, Б. Унгрангси, П. Ландо, В. Минин, С. Гусев, Г. Дмитряк, Л. Ермакова, Л. Сивухин, Л. Лицова, В. Семенюк, В. Судаков, Л. Конторович, В. Козляков, Е. Свешникова, Л. Алдакова, Н. Некрасов, Н. Калинин, А. Полетаев, С. Колобков, В. Андропов, И. Громов, Г. Перевозникова, Б. Ворон, П. Бурчуладзе, Р. Холл, В. Маторин, П. Глубокий, С. Байков, Д. Степанович, А. Сафиулин, М. Шапошникова, Ф. Липс, В. Зажигин, М. Горобцов, Н. Бабкина, Г. Егорова и другие. Алексей Ларин постоянно участвует в исполнении своей музыки в качестве пианиста, органиста, дирижера и артиста хора. Многочисленные исполнения Кантаты «Рождественские колядки» (более 130), других сочинений в Австрии, Англии, Вьетнаме, Германии, Голландии, Испании, Италии, Казахстане, на Кипре, Кубе, в Литве, Польше, Сербии, Украине, во Франции, Швейцарии, Эстонии и России состоялись с его участием. Как музыкально-общественный деятель А.Л. Ларин выступал в прессе и Интернете, по радио и телевидению, участвовал в работе международных и всероссийских научных конференций, международной лаборатории музыкального театра ХXI века, пленумов и съездов Союза композиторов.
А.Л. Ларин был членом жюри многочисленных конкурсов: международных: молодых композиторов им. А. Дворжака (Прага), хоров и хоровых произведений Jihlava (Чехия), молодых композиторов «Возрождение» (Гюмри, Армения), «Классическое наследие» (Россия); открытых всероссийских: «Молодая классика» (председатель жюри), «Хоровая лаборатория XXI век. Музыка для детей и юношества» (член оргкомитета и член жюри); всероссийских: академических хоров и вокальных ансамблей «Поющая Россия», молодых композиторов им. Ю. Шишакова, молодых композиторов Радио «Орфей», академических хоров и вокальных ансамблей «Поющее мужское братство», фестиваля искусств «Волшебный мир» и других.
А.Л. Ларин являлся руководителем Всесоюзного семинара молодых композиторов в Иваново, был членом Научно-экспертного совета Центра духовного развития молодежи Данилова монастыря, проводил мастер-классы для педагогов и студентов музыкальных вузов и училищ.
В настоящее время – член правления, член бюро комиссии хоровой музыки и председатель комиссии музыки для народных инструментов Союза московских композиторов, член худсовета Международного фестиваля современной музыки «Московская осень».