Миловидова Нина Сергеевна
Уроженка г. Самары (г. Куйбышева). Музыкальное образование получила в Куйбышевском музыкальном училище и Нижегородской (Горьковской) государственной консерватории им. М.И. Глинки (1979-1984), где обучалась у ведущих профессоров, по спецклассу у доктора искусствоведения, профессора С.И. Савенко, автора масштабных трудов по творчеству И. Стравинского и современной музыке. Параллельно с музыковедением, в консерватории, в классе Г.И. Козловой, продолжила начатый еще в музучилище курс органа. В студенческие годы определился круг научных интересов, связанных, преимущественно, с современной академической музыкой.
Н.С. Миловидова — кандидат искусствоведения (1997 г., Московская государственная консерватории им. П.И. Чайковского, тема диссертации «Оперное творчество Э. Кшенека 1920-х годов», науч. руководитель доктор искусствоведения, профессор М.Е. Тараканов).
Преподавательскую работу вела в Мордовском государственном педагогическом институте, где принимала участие в создании и работе только что открывшегося музыкального факультета (1984-1987 гг.); в Самарском государственном педагогическом университете, в ДМШ и ДШИ г. Самары. С 1997 г. работает в СГИК, имеет ученое звание доцента (2001 г.)
Н.С. Миловидова ведет обширную научную и методическую работу. Ей написано 69 научных и научно-методических трудов, которые опубликованы в местных, внутривузовских, центральных издательствах (Музыкальная академия, Музыкальная жизнь, сборник трудов Московской консерватории и др.), а также за рубежом (издание Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе).
На протяжении последних лет в центре научных интересов Н.С. Миловидовой оказалось творчество самарских композиторов, которое еще не получило полного освещения. Этой теме были посвящены многочисленные музыкально-критические и журналистские статьи. Учебное пособие «Композиторы в истории музыкальной культуры Самарского края», по сути, стало первой монографией обобщающего характера, в которой рассматривается вековой путь самарской музыки на примере творчества ведущих композиторов нескольких поколений. В 2014 г. пособие получило рекомендацию ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» в качестве учебного пособия вузов соответствующего направления подготовки.
Миловидова Н.С. имеет цитирования научных трудов в системе РИНЦ e-library.ru. Помимо написания собственных работ, была редактором 3 сборников статей и материалов.
Участвовала в 34 конференциях различного уровня. Была одним из инициаторов и участников мероприятий Поволжского открытого (впоследствии ставшего международным) музыкального фестиваля им. Савелия Орлова в 2011 г.
Дважды работала в проектах, отмеченных Губернскими грантами в области культуры и искусств: «Музыка второй половины XX века» (комплект мультимедийных программ) 2004 г., «Музыка самарских композиторов для детей и юношества» (издание сборника статей и мультимедийных дисков) 2007 г. - как руководитель проекта.
Стала лауреатом двух конкурсов: регионального («Мой край – моя Россия», Казань, 2017) и Всероссийского конкурса детского и учительского творчества, посвященного 125-летию С.С. Прокофьева (Москва, 2016).
Под её руководством состоялось свыше 50 выступлений студентов на конкурсах и конференциях. Подготовлено 20 публикаций в сборниках различного уровня – от внутривузовского до международного. За высокие творческие достижения имя ее выпускницы – Бакановой М.А. в 2007 г. занесено в «Золотую книгу молодых дарований в области искусств Самарской области», также достижения ее студентов отмечены именными стипендиями Правительства РФ и Губернатора Самарской области.
На базе Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО) участвовала в разработке курса МХК и его внедрении в учебный процесс образовательных учреждений города, на протяжении 10 лет читала лекции для преподавателей эстетического цикла.
На протяжении многих лет сотрудничает со школами искусств города и средними специальными заведениями искусств, проводит «Творческие мастерские», оказывает методическую помощь педагогам. Под руководством Миловидовой Н.С. учащиеся ДШИ г. Самары многократно принимали участие и удостаивались званий лауреатов в творческих конкурсах и конференциях, публиковали свои работы в сборниках «Музыкальное наследие Самары» и «Самара музыкальная».
С 2001 г. она является членом Самарской организации Союза композиторов России. В центральной, местной прессе и газете СГИК «Будущее культуры» опубликовано 40 статей, посвящённых событиям культурной жизни региона и вуза.
Труд Н.С. Миловидовой многократно поощрялся различными наградами: Благодарственным письмом Администрации г.о. Самара (2015 г.), Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2011 г.), Благодарственным письмом Министра культуры Самарской области (2007 г.), Грамотами руководства СГИК, Благодарностями руководства ГБОУ СПО «Бузулукский музыкальный колледж» (2009 и 2013 гг.) В 2012 г. ей присвоено звание Ветерана труда РФ.
Научные труды
1. Изучение жанра в курсе анализа музыкальных произведений / Тезисы. - Самара, Сам. ГПУ, 1992 г. 0,5 п. л.
2. Статьи / Историко-культурная энциклопедия Самарского края.- Самара, 1993-1995 гг. 0,5 п. л.
3. Особенности восприятия современной западной музыкальной культуры в России в 20-е годы XX века / Тезисы.- Самара, Сам. ГПУ, 1994 г. 0,5 п. л.
4. Музыка Э. Кшенека в России / Тезисы.- Самара, СГИИК, 1995 г. 0,5 п. л.
5. Ernst Krenek`s Music in Russia / University of California, San Diego, 1995, v.5, № 1. 0,75 п. л.
6. Э. Кшенек: оперы 20-х годов - вариации на тему свободы / Музыкальная академия /- 1996 г., № 3-4 – с. 268-277. 2,25 п.л.
7. Раннее творчество Эрнста Кшенека и австрийская литература/Тезисы.- Изд-во СГИИК, 1996 г. 0,5 п. л.
8. Музыкальный театр Австрии и России 20-х годов XX века /Тезисы.- Самара, СамГПУ, 1997 г. 0,5 п. л.
9. Оперное творчество Э. Кшенека 20-х годов / Диссертация, Москва, 1996 г. 14,75 п. л.
10. Оперное творчество Э. Кшенека 20-х годов / Автореферат. - М., 1996 г. 1,5 п. л.
11. Античный миф в творчестве И. Стравинского / Искусство в школе.- Альманах СИПКРО, 1997 г. 0,25 п. л.
12. Ментальность провинциального искусствоведения и новые средства информации / Тезисы.- Самара, СамГПУ, 1997 г. 0,5 п. л.
13. Художественно-дидактический потенциал «Давайте создадим оперу» Б. Бриттена/Тезисы. - Изд-во СИПКРО, 1997 г. 0,5 п. л.
14. Миловидова Н.С., Родионова Е.Е. Языческая Русь в балете И. Стравинского «Весна священная» / Русский дом. - Вып. 2.- Самара, СИПКРО, 1999 г. 0,25 п. л.
15. Мотивация профессиональной деятельности студентов-музыкантов СГАКИ / Тезисы.- Екатеринбург, УралГПУ, 2000 г. 0,5 п. л.
16. Эрнст Кшенек «наигрывает» / Муз. жизнь. - 2000 г., № 9. - с. 37-39. 0,5 п. л.
17. Формирование духовных свойств личности студентов в условиях изучения курса истории зарубежной музыки / Самара.-СГАКИ.-2005. - Ч.1. - с. 248-256. 0,5 п. л.
18. Античный миф в музыкальном театре первой половины XX века / Текст лекции. - Самара, СГАКИ, 2001. 1,5 п. л.
19. Э. Кшенек и Д. Шостакович: близость поисков в 20-х годах / Муз. академия. - 2002. - №4. - с. 53-57. 1,25 п. л.
20. Национальные традиции в австрийском музыкальном театре 1920-х годов / М.Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. Материалы конференции» Фоносфера – человек -сообщество». – М., СПб., 2003. - 109-116. 0.5 п. л.
21. Композиторы и музыковеды Самары // Таланты земли Самарской. – Самара, 2003. - С. 39–46.
22. Формирование духовных свойств личности студента в условиях изучения курса История зарубежной музыки / ВУЗ культуры и искусств в образовательной системе региона: Материалы Третьей Всероссийской электронной науч.-практ. конф. Самара, январь-декабрь 2004 года ФГОУВПО «СГАКИ» // Самара: СГАКИ. – 2005. – Ч. 1. - С. 248-256.
23. Опера Д. Шостаковича «Нос» и оперный авангард 1920-х годов / Д. Шостакович и его эпоха. Материалы обл. науч.-практ. конф., 28 сентября 2006 г. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2006. – С. 86-95,
24. Д. Шостакович «Катерина Измайлова»: претворение литературного первоисточника (в соавторстве со С. Афанасьевой) / Д. Шостакович и его эпоха. Материалы обл. науч.-практ. конф., 28 сентября 2006 г. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2006. – С.130-139.
25. Тема смерти в камерно-вокальных сочинениях Д. Шостаковича (в соавторстве с А. Морозовой) / Д. Шостакович и его эпоха. Материалы обл. науч.-практ. конф., 28 сентября 2006 г. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2006. – С. 118-130.
26. С. Мышкина: Услышать музыку в себе / Музыка самарских композиторов для детей и юношества: сб. статей. Науч. ред. и сост. Н.С. Миловидова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. – С. 31-37.
27. П. Плаксин: «В музыке я подготовил себя ко всему / Музыка самарских композиторов для детей и юношества: сб. статей. Науч. ред. и сост. Н.С. Миловидова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. – С. 38-44.
28. А. Виноградова: «Сочинять музыку – большое счастье» / Музыка самарских композиторов для детей и юношества: сб. статей. Науч. ред. и сост. Н.С. Миловидова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. – С. 7-13.
29. Л. Вохмянин: «Музыка как импульс жизненной радости» / Музыка самарских композиторов для детей и юношества: сб. статей. Науч. ред. и сост. Н.С. Миловидова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. – С. 14-19.
30. Отечественный музыкальный авангард / Черные дыры букв. Альманах творческой лаборатории «Территория диалога».- Самара: ООО «Книга», 2011. - С.102-103.
31. С.О. Орлов: Страницы жизни и творчества: материалы и документы. Сост. Д.А. Дятлов, Н.С. Миловидова, авт. Предисловия Н.С. Миловидова.- Самара, СГАКИ, 2011. - 36 с.
32. Возрождение забытого имени: о творческой деятельности С.О. Орлова / Профессиональное музыкальное искусство России: традиции и новаторство. Материалы Всерос. науч конф. 26 апреля. 2011г.- Самара: СГАКИ, 2012.- С. 28-38.
33. Художественный мир романсов А.В. Фере / Профессиональное музыкальное искусство России: традиции и новаторство. Материалы Всерос. науч конф. 26 апреля. 2011г.- Самара: СГАКИ, 2012. – С. 100-106. (в соавторстве с А. Ходыревой).
34. Традиции русской духовной музыки в Хоровом концерте А. Шнитке / Исторический и духовный путь России: память поколений Сб. матер. Междунар. науч. - практ. конф., посвящ 1150-летию Российской государственности Т.1. - Самара, 2012. - С. 202 - 207.
35. Вокальная лирика А. Бердюгина / Профессиональное музыкальное искусство России. Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Самара: СГАКИ, 2014. - С. 332-338.
36. Молодое поколение выбирает постмодерн / Профессиональное музыкальное искусство России. Материалы II Междунар. науч.-практ. конф . Самара: СГАКИ, 2014. - С. 35-45.
37. Композиторы в истории музыкальной культуры Самарского края: учеб. пособие / Н.С. Миловидова; М-во культуры РФ, ФГБОУ ВПО «СГАКИ». — Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. — 278 с.
38. .Самарская музыка на рубеже XX-XXI веков / Модернизация культуры… Материалы III Междунар. научно-практ. конф.- Самара, 2015. ч. II. - С. 325-329.
39. Молодое поколение самарской музыки: творчество композитора И.Дягилевой / Музыкальное наследие Самары. Матер. II открытого районного фестиваля-конкурса учебно-исследовательских работ. - Самара. 2015. - с. 166-177.
40. Парадокс феномена войны в сочинениях Д. Шостаковича куйбышевского периода творчества (в соавторстве с С.В. Павловой) / Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры. Материалы IV Международной науч.-практ. конф. 23-24 мая 2016 г. В двух частях. Часть II. - Самара: СГИК, 2016. - с. 444-451.
41. Савелий Орлов: штрихи к портрету музыканта / Самара музыкальная. Сборник статей и материалов городской конференции. - Самара, 2016. - С. 33-37.
42. Категория комического в художественном сознании С. Прокофьева / Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры. Материалы V Международной науч.-практ. конф. 29-30 мая 2017 г. В двух частях. Часть II.- Самара: СГИК, 2017. - С. 100-103.
43. Поливариантность и константность в проведении семинарских занятий по предмету «История музыки» / Материалы XLIV научно-методической конференции «Преподаватель как субъект и объект современного образовательного процесса». Самара: СГИК, 2017. - С. 374-376.
44. Актуальные проблемы преподавания предмета «История музыки» / Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире. Матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. Самара: СГИК, 2018. – ч. II. - С. 309-311.
45. In Memoriam В. Митителло: к изучению музыкальной культуры Самары / Матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры», под ред. А.В. Лазанчиной. – Самара, СГИК, 2019. – С. 141-144.
НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ
1. История музыки. Зарубежная музыка / Уч. программа.- Самара, СГАКИ, 2000 г. 1,25 п. л.
2. История зарубежной музыки. XX век / Уч. программа.- Самара, СГАКИ, 2000 г. 1,5 п. л.
3. Методология музыкознания // Программа курса для студентов специальности 051400 Музыковедение. – Самара. – 2003 г. - 12 с.
4. .Музыка второй половины XX века Комплект мультимедийных программ: На восьми дисках (CD-ROM 1-8) / Автор проекта, редактор–составитель Б.В. Косяченко, вступительные статьи и аннотации Н.С. Миловидовой и Т.А. Федотовой. – Самара: СГАКИ, 2004.
5. D–ROM 1.София Губайдулина: Фонограммы, аннотации, биографический очерк, список сочинений, авторские аннотации музыки 90-х годов, фотографии, литература. Вступит статья Н.С. Миловидовой. – 701Mb.
6. СD–ROM 7: Гия Канчели. Арво Пярт: Фонограммы, аннотации, библиографические очерки, списки сочинений, фотографии, литература / Вступит. статья и аннотации Н.С. Миловидовой. – 651 Mb
7. CD–ROM 8: Вячеслав Артемов. / Вступит. статья о творчестве В. Артемова Н.С. Миловидовой. - 679 Mb.
8. Анализ музыкальных произведений / Учебная программа для студ. заочного отделения музыкально-исполнительского фак. - Самара, 2006. - 21 с.
9. История зарубежной музыки / Учебная программа для студентов исполнительских специальностей. – Самара, 2008.- 17 с.
10. Истории зарубежной музыки / Сборник планов семинарских занятий и методические указания для студентов исполнительских специальностей. - Самара, 2008. – 22 с.
11. История музыки (Зарубежная музыка) / Учебная программа и планы семинарских занятий для студентов специальности 071301 НХТ.- Самара, 2008. - 20 с.
12. Теория современной композиции // Сб. уч. программ для студентов специальности 070111 Музыковедение и специальности 070101 Инструментальное исполнительство - Самара, 2008. – C. 4-10.
13. Техника композиции музыки XX века / Сб. уч. программ для студентов специальности 070111 Музыковедение и специальности 070101 Инструментальное исполнительство.- Самара, 2008. – С. 11-14.
14. Композиторские техники музыки XX века / Сб. уч. программ для студентов специальности 070111 Музыковедение и специальности 070101 Инструментальное исполнительство.- Самара, 2008. – С. 15-20.
15. Основы музыкальной критики журналистика / Сб. уч. программ для студ. специальности 070111 Музыковедение. – Самара, 2008. – С. 4-10.
16. Редактирование специальных текстов / Сб. уч. программ для студ. специальности 070111 Музыковедение. – Самара, 2008. – С. 11-15.
17. Музыкальная журналистика / Сб. уч. программ для студ. специальности 070111 Музыковедение. – Самара, 2008. – С. 16-20.
18. История зарубежной музыки. XX век. / Уч. прогр. и планы семинарских занятий для студ. спец. 070111 Музыковедение. – Самара, 2008. - 24 с.
19. Музыкальный театр XX века / Уч. прогр. для студ. спец. 070111 Музыковедение. – Самара, 2008. - 9 с.
20. Современная музыка / Уч. прогр. для студ. спец. 070111 Музыковедение. – Самара, 2008.- 12 c.
21. Введение в специальность/ Уч. прогр. для студ. спец. 070111 Музыковедение. – Самара, 2008.- 8 c.
22. Теория современной композиции / Сборник учебных программ для студ. заочного отделения спец-тей 070111 Музыковедение, 070101 Инструментальное исполнительство, 070105 Дирижирование. - Самара, 2010. - С. 4-10.
23. Техника композиции в музыке XX века / Сборник учебных программ для студ. заочного отделения спец-тей 070111 Музыковедение, 070101 Инструментальное исполнительство, 070105 Дирижирование. - Самара, 2010. - С. 11-14.
24. Композиторские техники XX века / Сборник учебных программ для студ. заочного отделения специальностей 070111 Музыковедение, 070101 Инструментальное исполнительство, 070105 Дирижирование. - Самара, 2010. - С. 15-20.