Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Тосин Сергей Геннадьевич

Тосин Сергей Геннадьевич

Тосин Сергей Геннадьевич

Композитор
Сибирская организация Союза композиторов России

Родился 28.06.1953 в Новосибирске. Композитор, музыковед, кампанолог; доктор искусствоведения (2010), профессор (2016), член Союза композиторов РФ (1989), член-корреспондент Российской академии естествознания (2013), действительный член Ассоциации колокольного искусства России (1989); лауреат всероссийского и международных конкурсов. В 1981 г. окончил Ленинградскую консерваторию по композиции. В том же году начал педагогическую деятельность в Новосибирской консерватории (кафедры: теории музыки, народных инструментов, композиции). С 2011 г. является членом диссертационного и экспертного советов НГК.

Композиторская деятельность С.Г. Тосина отличается многообразием направлений и жанров. В его сочинениях соединяются разные музыкальные стили – от барокко до джаза и рока, от древнерусского церковного пения и традиционной музыки Востока до новейших элитарных стилей. Он является единственным в России профессиональным композитором, пишущим оригинальные сочинения для карильона – западноевропейского монументального музыкально-колокольного инструмента. Мировая премьера его первого карильонного сочинения («In memoriam») состоялась в 1995 г. на Международном фестивале в Берлине, посвященном 50-летию окончания II Мировой войны.

Произведения композитора исполняются в городах России (Барнауле, Владивостоке, Красноярске, Новосибирске, Томске, С.-Петербурге, Москве), а также в Австрии, Германии, Италии, Китае, Польше, США, Франции и др. Отдельные сочинения представлены в фондах Новосибирского радио, опубликованы рядом нотных и звукозаписывающих издательств.

С. Г. Тосин один из пионеров новой в России науки — музыкальной кампанологии, эксперт в области истории и теории русской православной традиции колокольного звона. Особое место в его научно-практической работе занимают натурные исследования звонниц. Всего им изучено и описано свыше 50 объектов в различных регионах страны. Проблемы кампанологии освещаются ученым в многочисленных научных статьях и некоторых монографиях.

В 1980-х гг. композитор вел активную музыкально-просветительскую работу: выступал со статьями в прессе, с публичными лекциями и авторскими программами на радио. Последние два десятилетия в качестве члена жюри он участвует в музыкальных конкурсах различных уровней — от регионального до международного. Около 15 лет (до 2018 г.) С.Г. Тосин входил в состав Правления Сибирской организации Союза композиторов России.


  • Орден Екатерины Великой «За заслуги в науке и просвещении» (2015, Москва)
  • Медаль имени профессора М. Н. Мельникова (2003, Новосибирск)
  • Медаль «За труд на благо города» (2008, Новосибирск)

Избранные музыкальные произведения:

1. Соната, для фортепиано. – 1976.

2. Строки Аполлинера, 3 поэмы (соната) для органа. – 1982.

3. Сибирские шуточные, три обработки народных песен для смешанного хора без сопровождения. – 1985.

4. Magical Tour, кантата для тенора, женского хора и фортепиано на темы «Битлз», в 5-ти частях. – 1987.

5. Экзерсис, дуэт для домры и фортепиано. – 1987.

6. Quaternion, композиция для баяна, в 12-ти частях. – 1987.

7. Sinfonia ternario con “punctum”, для симф. орк., в 3-х частях. – 1988.

8. Apokryph, композиция для баяна, в 12-ти частях. – 1988.

9. Spirituals Concert, концерт для женского хора и фортепиано в 4 руки, в 6-ти частях. – 1989.

10. Concerto non accademia, концерт для солистов и хора a cappella, в 6-ти частях. – 1990.

11. Plagioklasis, композиция для баяна, в 12-ти частях. – 1990.

12. Musica da camera, камерный концерт для кларнета/саксофона, баяна, фортепиано/клавесина и ударных, в 3-х частях. – 1991.

13. Caterwaul, концерт для солистов, хора и фортепиано на темы мюзикла Э. Л. Уэббера «Cats», в 5-ти частях. – 1992.

14. Webber Passion, концерт для солистов, хора и фортепиано на темы из рок-оперы Э. Л. Уэббера «Jesus Christ Superstar», в 8-ми частях. – 1992.

15. Вариации-интермедии на трезвучие ре мажор для фортепиано. – 1993.

16. Ave Maria, композиция для кларнета и струнного орк. – 1993.

17. Remakes, триптих для ансамбля скрипачей и фортепиано на темы «Битлз». – 1995.

18. Composition (In memoriam…), композиция для карильона. – 1995.

19. Стойкий оловянный солдатик, сюита для ансамбля ударных инструментов, в 4-х частях. – 1996.

20. Musica da camera №2, камерный концерт для фагота, баяна и фортепиано, в 2-х частях. – 1999.

21. Aescis, концерт-симфония для баяна, ОРНИ и ударных, в 4-х частях. – 2000.

22. Arcangelo, концерт для баяна и большого струнного орк., в 3-х частях. – 2002.

23. Musica da camera №4, камерный концерт для ансамбля любых голосов на разные лады, в 3-х частях. – 2003.

24. White Composition, композиция для карильона. – 2004.

25. Musica da camera №5, камерный концерт для музыкальных и немузыкальных инструментов, в 4-х частях. – 2004.

26. Заводная музыка для механических игрушек, композиция. – 2004.

27. Sub specie aeternitatis, композиция для симфонического оркестра – 2012.

Избранные научные труды:

Монографии

1. Звездный мир. – Новосибирск: Сибирская книга, 1993.– 208 с.

2. Колокола и звоны в России. – Новосибирск: Новониколаевск, 1998. – 336 с.; 2-е изд., переработ. и доп. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. – 412 с.

3. Звонница на рубеже тысячелетий. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2003. – 132 с.

4. Семь семерок. Автоочерк. – Новосибирск: Агро-Сибирь, 2004. – 92 с.

5. Вновь зазвонят колокола. Сб. ст. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. – 184 с.

6. Факультет народных инструментов Новосибирской консерватории (В соавторстве с О. Б. Крокушанской). – Новосибирск: НГК, 2006. – 164 с.

7. Многовещий звон колоколов: избранные труды по кампанологии (2005–2014) / С. Г. Тосин. – Новосибирск: НГК, 2014. – 160 с.

Статьи:

8. Основные аспекты изучения колокольного звона как явления музыкального искусства // Колокола: История и современность. 1990. – М.: Наука, 1993. – С. 7–16.

9. О жанровой природе русского колокольного звона // Колокола: История и современность. 1990. – М.: Наука, 1993. – С. 17–28.

10. Звонницы православных церквей Новосибирска // Дарование. – Новосибирск, 1997. – №2. – С. 72–75.

11. О профессионализме в искусстве русского колокольного звона // Музыка колоколов. – СПб.: РИИИ, 1999. – С. 55–61.

12. Наука и практика в вопросах возрождения русской национально-православной традиции колокольного звона // Научно-методическое обеспечение деятельности детских фольклорных объединений. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2001. – С. 17–22.

13. Традиция колокольного звона в Сибири: проблемы изучения // Проблемы изучения этнической культуры восточных славян Сибири XVII-XX вв. – Новосибирск: Агро-Сибирь, 2003. – С. 157–171.

14. Структурные особенности звонничного звукоряда // Вопросы инструментоведения: Статьи и материалы. – СПб.: РИИИ, 2004. – Вып. 5, ч. 1. – С. 222–227.

15. Аналитический обзор публикаций по русской кампанологии последней четверти ХХ века // Тосин С.Г. Вновь зазвонят колокола. – Новосибирск, 2005. – С. 125–168.

16. Традиционный звонничный инструментарий в начале XXI века // Православные традиции в народной культуре восточнославянского населения Западной Сибири в конце XIX–XX вв. – Новосибирск: Ин-тут археологии и

этнографии СО РАН, 2005. – С. 62–71.

17. Обучение звонарей в России: традиция, современная практика и перспективы // Музыкальная культура и искусство: наблюдение, анализ, рекомендации. – Новосибирск: НГПУ, 2005. – Вып. 5 – С. 88–99. (0,8_п.л.)

18. Красный звон // Музыкальные инструменты в истории культуры. – СПб., 2007. – С. 133–137.

19. Благовест и перезвон: к определению понятий // Сибирский филологический журнал. – Новосибирск, 2009. – № 1. – С. 23–27.

20. «Собственно звон» и его разновидности (к исследованию жанров православно-уставных колокольных звонов) // Музыковедение. – М., 2009. – №8. – С. 13–18.

21. Нетрадиционные приемы колокольного звона в современной православно-церковной практике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 33. – Челябинск: ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2009. – №22 (160). – С. 184–188.

22. Конструктивные особенности традиционной звонницы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. – №118. – С. 235–242.

23. Уничтожение православной традиции колокольного звона в СССР // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – М.: Социум, 2009. – Вып. №3 (23). – С. 91–102.

24. Практика формирования колокольных наборов традиционной звонницы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Социально-экономические науки и искусство. – Волгоград: Перемена, 2009. – №8 (42). – С. 106–109.

25. Современное состояние традиции колокольного звона в Новосибирской области // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. – №115. – С. 235–242.

26. Архитектоника звонничного звукоряда // Проблемы музыкальной науки. – Уфа: Уфимская гос. академия искусств, 2009. – № 2 (5) – С. 67–71.

27. Способы и приемы колокольного звона: метаморфозы современности // Актуальные проблемы музыкознания. – Новосибирск: НГК, 2009. – С. 151–159.

28. Карильон и композиторское творчество в России // Звуки небес. Колокольные звоны в палитре музыкальной культуры России. Симпозиум в рамках VIII фестиваля колокольного искусства «Хрустальные звоны» 17-19 янв. 2012 г. Тез. докл. – Спб.; Каргополь, 2012. – С. 38–39.

29. Спецкурс как форма оптимизации учебного процесса в вузе (на примере спецкурса «Кампанология») // Межкультурный диалог и этнокультурное образование в условиях мегаполиса. Коллективная монография – М.: МГУКИ, 2012. – С. 152.

30. Золотой век русской колокольной культуры // Вестник Томского государственного университета. – Томск, 2012. – № 360 (июль 2012). – С. 80–83.

31. Звонничный инструментарий на современном этапе развития русской колокольно-звонной традиции // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – Кемерово, 2012. – №21. – С. 204-211.

32. Употребление бил в современных храмах России: К вопросу о традиции православного звона // У каждой колокольни свой звон. Региональные и местные традиции звонильной России. Кампанологич. науч.-практ. симпозиум в рамках Х Междунар. фест. колокольного иск. «Хрустальные звоны». Каргополь, 17–19 янв. 2014 г. – Спб.; Каргополь, 2013. – С. 46–50.

33. Полифункциональное колокольное многоголосие русской традиции: музыкально-фактурные особенности звонов трехголосного типа // Проблемы музыкальной науки. – Уфа: Уфимская гос. академия искусств, 2014. – № 2 (15) – С. 4–8.

34. Византийский след в русской традиции колокольного звона (к постановке вопроса) // Колокольная коллекция. Вопросы комплектования, описания, хранения и экспонирования. Науч.-практ. конф. 6-7 июня 2015 г. Тез. докл. – Валдай, 2015. – С. 27–29.

35. «Смесь французского с нижегородским», или немецкие куранты вместо русских православных звонов // Колокола: история и современность. Материалы научной конференции 22–23 августа 2014 года. – Ростов, 2015. – С. 173–181.

36. Геленджикские звонницы и колокольные звоны в начале XXI века (К проблеме восстановления православной колокольно-звонной традиции) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – Кемерово, 2017. – №39. – С. 117-124.

37. Греческая православная колокольно-инструментальная традиция // Идеи и идеалы. – Новосибирск, 2017. – №2 (32), т. 2. – С. 140–148.

38. Функциональные особенности музыкальной фактуры современных трезвонов // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, 2017. – №4 (18). – С. 90–100.

39. По следам одной публикации о сибирской традиции колокольного звона // Колокольная коллекция. Вопросы комплектования описания, хранения и экспонирования. Науч.-практ. конф. 16–17 сентября 2017г. Тез. докл. – Валдай, 2017. – С. 15–17.

40. Православное колокольное многоголосие дореволюционной традиции: К вопросу о многообразии музыкально-фактурных форм «собственно звона» // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, 2018. – №2 (20). – С. 44–52.

41. Былое и думы о современных колоколах // Музей и кампанология. Кампанологич. науч.-практ. симпозиум в рамках XIV всерос. фест. колок. искусства «Хрустальные звоны». Каргополь, 17–19 янв. 2018 г. – Спб.; Каргополь, 2018. – С. 64–67.

42. Вопросы современного воспитания и обучения православных звонарей // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, 2019. – №3 (25).

43. Tosin S. Den russiske klokke // Acta campanologica. – 1990. – №4. – S. 217–223.

Избранная библиография:

1. Аронова Е. Графические образы музыки. – Новосибирск: Сибирское университетское изд., 2001. – С. 133–134, 140–141, 150, 154.

2. Гончаренко С. С. Тосин Сергей Геннадьевич // Сибирская композиторская организация: Нам – 70 лет! – Новосибирск: СО СК России, 2013. – С. 63–65.

3. Лесовиченко А. М. Композитор Сергей Тосин в свете постмодернизма // Лесовиченко А. М. Труженики музыкальной нивы. – Новосибирск, 2004. – С. 13–18;

4. Мальцев С. А. Новосибирский кампанолог // Мальцев С. А. Колокольные звоны в лицах. – Ростов Великий: Рыбинский дом печати, 2015. – С. 158–169;

5. Молчанов А. С. Категоризационные аспекты композиторского мышления (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина) // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск: НГК, 2013. – №1. – С. 65–69;

6. Пыльнева Л. Л. Сергей Тосин: творческие подходы современного композитора // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Нижний Новгород: Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2018. – №1 (47). – С. 32–38

7. Тосин С. Г. Семь семерок. Автоочерк. – Новосибирск: Агро-Сибирь, 2004. – 92 с.

Bossin J. Looking into Clouds Two Decades of New Music for the Carillon in Berlin-Tiergarten // Carillon – the Historical Instrument for the Future. XV World Carillon Congress. Congress book. – Gdansk, 2006. – P. 63–72.