Тихомиров Андрей Генрихович
Андрей Тихомиров родился в 1958 году в Ленинграде. В детстве серьезно увлекся классической музыкой и в десятилетнем возрасте поступил в Василеостровскую музыкальную школу на фортепианное отделение в класс К. К. Рогинского. Параллельно занимался композицией в классе Ж. Л. Металлиди.
В 1974 г. поступил в музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, которое окончил с отличием через три года, занимаясь одновременно как пианист и композитор (класс Г. И. Уствольской).
В 1976 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу С. М. Слонимского.
В студенческих опусах проявил себя как композитор, тяготеющий к музыке авангардного склада, сложной в языковом отношении и рассчитанной главным образом на узкий круг ценителей-профессионалов. Это направление в его творчестве представлено такими произведениями, как симфония № 1, концерт №1 для ф-но с оркестром, «Соната-диалог» для флейты и ф-но, камерная кантата на стихи Лорки, сонаты для ф-но № 1 и № 2.
Вскоре, однако, появились сочинения Тихомирова, адресованные широкой аудитории любителей музыки: вокальные миниатюры на стихи Николая Агнивцева, вокальный цикл «Ветер в покинутом доме» на стихи Х.-Р. Хименеса, Концерт для домры и камерного оркестра, зингшпиль для детей «Небылица», ряд произведений для сольного фортепиано.
Развиваясь в течение некоторого времени параллельно, эти два направления обнаружили тенденцию к взаимному сближению (симфония № 2, опера «Последние дни» по пьесе Булгакова, исполненная в 1999 г. Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, «Trio zum Abschied» для скрипки, альта и виолончели, Fantasy-concerto (концерт для ф-но с оркестром № 2), цикл песен на стихи А. К. Толстого, «Музыка для двоих» для сопрано, меццо-сопрано и двух ф-но на стихи Х.Р. Хименеса, «De profundis» для голоса и ф-но на стихи Анны Ахматовой, «Кайф» для флейты и ф-но и др.
Результатом последовательной работы композитора явилось формирование в его творчестве единого языкового и стилистического пространства, базирующегося на основе органического объединения традиций академической классики с ритмоинтонациями того, что сам композитор называет «современной музыкально-бытовой средой». Ярче всего этот метод был претворен в таких сочинениях Андрея Тихомирова, как «Новогодняя музыка» (Концерт для ф-но № 3), симфония № 3 «Зеркало», «Концерт в двух аффектах» для балалайки, фортепиано и струнного оркестра, Концерт для скрипки и струнного оркестра, «Посвящение Моцарту» для кларнета /флейты и струнного оркестра (квартета), Концерт для гитары и струнного оркестра (квартета), альбом концертных пьес для симфонического оркестра «Образ танца», вторая тетрадь вокальных миниатюр на стихи Н. Агнивцева, «Русский узор» для фортепиано и ОРНИ и, наконец, опера «Дракула».
Андрей Тихомиров является также музыкальным публицистом, автором эссе о композиторах прошлого, публикуемых в различных интернет-изданиях и на сайте tikhomirov-music.com
Оперы:
• «Последние дни», камерная опера. Либретто по одноименной пьесе М. А. Булгакова. (1990 г.; 2016г.) Санкт-Петербург, 1991 г. (концертное исполнение).
• «Дракула», либретто Ольги Файницкой. (2007 г.; 2015 г.)
Симфоническая музыка:
• Симфония №1 (1984 г.)
• Симфония №2 (1988 г.) Ленинград, 1988 г.
• Симфония №3 в трех поэмах - "Одиночество", "Марш", "Молчание" (1997 г.) Волгоград, 1997 г.
• Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1983 г.) Ленинград, 1986 г.
• «Fantasy-concerto» – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1994 г.; 2016 г.) Санкт-Петербург, 1997 г.
• «Новогодняя музыка» – Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1997 г.) Санкт-Петербург, 31 декабря 1999 г.
• Концерт для скрипки, виолончели, клавесина и симфонического оркестра (1981 г.) Ленинград, 1982 г.
• Концерт для домры и камерно-симфонического оркестра (1988 г.) Ленинград, 1990 г.
• «Концерт в двух аффектах», для балалайки, фортепиано и струнного оркестра (2004 г.) Тамбов, 2004 г.
• Концерт для гобоя и струнного оркестра (2007 г.) Краснодар, 2015 г.
• Концерт для гитары и струнного оркестра (2008 г.)
• Концерт для скрипки и струнного оркестра «Anima-concerto» (2016 г.)
• «Образ танца». Альбом концертных пьес для симфонического оркестра (2003-2019) Исполнение первой пьесы («Фокстрот») – Санкт-Петербург, 2004 г.
• «Русский узор» Концертная фантазия для фортепиано и оркестра русских народных инструментов (2001 г.) Москва, 2003 г.
Камерная музыка:
• «Соната-диалог» для флейты и фортепиано» (1984 г.) Санкт-Петербург, 1986 г.
• «Посвящение Моцарту», Ариетта и Финал для кларнета / флейты и струнного оркестра или струнного квартета (2008 г.) Санкт-Петербургский Эрмитажный театр (с оркестром), 2017 г. Текате, Мексика 2019 г. – с квартетом.
• «Кайф», пьеса для флейты и фортепиано (2006 г.) Лекнес, Норвегия – 2007 г.
• Trio zum Abschied для скрипки, альта и виолончели (1990 г.) Тбилиси, 1991 г.
• Квинтет для гитары и струнных (2009 г.) Санкт-Петербург, 2009.
• Дивертисмент для квинтета деревянных духовых инструментов (1991 г.) Санкт-Петербург, 1992 г.
• Концертная пьеса для тубы и фортепиано (1983 г.) Санкт-Петербург, 1983 г.
• Fantasia quasi una sonata (1986 г.) Ленинград, 1987 г.
• Средневековые ландшафты Альбом фортепианных пьес (1986 г.) Ленинград, 1989 г.
• "Волшебный фонарь" Альбом фортепианных пьес для детей (1987 г.)
• "Соль" Фортепианный триптих (1997 г.) Санкт-Петербург, 1998 г.
Вокальная музыка:
• Камерная кантата на стихи Лорки для голоса и фортепиано (1980-1983)
• «Ветер в покинутом доме», вокальный цикл на стихи Хуана-Рамона Хименеса (1985 г.)
• «Двух станов не боец», вокальный цикл на стихи А.К. Толстого (1985 г.) Санкт-Петербург, 2017 г.
• Вокальные миниатюры на стихи Николая Агнивцева. Тетрадь I ( 1989 г.) Санкт-Петербург, 1992 г. Тетрадь II (1997 г.) Избранное – Москва, 2018 г.
• «De profundis» для голоса и ф-но на стихи Анны Ахматовой (1992 г.) Санкт-Петербург, 1993 г.
• «Музыка для двоих», альбом дуэтов для сопрано, меццо-сопрано и ф-но на стихи Хуана-Рамона Хименеса (1993 г.) Санкт-Петербург, 1994 г.
• «Полуденные песни», вокальный цикл на стихотворения Сергея Городецкого (1994 г.)
Театральная музыка:
• «Небылица», зингшпиль для детей (1982; 2015)
Научные работы статьи
• Эссе и статьи о проблемах современной музыки, о жизни и творчестве, а также об отдельных произведениях композиторов: Л. Бернстайна, А. К. Глазунова, Ф. Гласса, Дж. Гершвина, А. С. Даргомыжского, М. Клементи, Ц. А. Кюи, Л. Леонкавалло, П. Масканьи, В. И. Мурадели, Дж. Пуччини, А. Пьяццоллы, М. Равеля, А. Н. Скрябина, Л. Уэббера, П. И. Чайковского и др. Опубликованы в интернет-изданиях: operanews.ru, classicalmusicnews.ru и др.