Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Соколова Алла Николаевна

Соколова Алла Николаевна

Соколова Алла Николаевна

Музыковед
Союз композиторов Республики Адыгея

Закончила с отличием Карагандинское музыкальное училище им. Таттимбета (1974) и теоретико-композиторский факультет Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы (1979). Во время учебы в консерватории А.Н. Соколова становилась Ленинским стипендиатом, не раз выезжала с концертами на БАМ и целину, проходила практику в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину. С 1979 г. А.Н. Соколова живет и работает в Адыгее, сначала преподавателем Майкопского училища искусств (1979-1996), затем ведущим научным сотрудником в Адыгейском республиканском институте гуманитарных исследований (1991-1999). В Адыгейском государственном университете А.Н. Соколова работает с 1983 года, сначала как совместитель, а с 1999 года как доцент, затем в должности заведующей кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания (2000-2006) и профессора. В 1992 году была принята в члены Союза композиторов России. В 1997 году она прошла обучение в Центральном Европейском университете (Будапешт).

Более 30 лет А.Н. Соколова посвятила исследованию адыгской музыкальной культуры. Она возглавляет научное направление, связанное с изучением музыкальной и художественной культуры региона. А.Н. Соколовой написаны свыше трехсот научных работ, в том числе четыре монографии и 9 учебно-методических пособий. Значительная часть ее научных трудов издана в Европе. Работы ученого внесли весомый вклад в развитие научной мысли о кавказских этнических культурах, стали частью мирового этномузыкознания. Многие адыгские исторические документы, в том числе и фонозаписи, были возвращены в Адыгею благодаря научно-поисковой работе Аллы Николаевны в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона и Парижа. Большая популяризаторская работа, связанная с анализом и представлением музыки адыгских композиторов и творчества музыкантов-исполнителей проводится А.Н. Соколовой на страницах региональной и центральной печати. В течение 2007-2017 годов А.Н. Соколова являлась членом диссертационного совета Адыгейского госуниверситета по специальности «Социология культуры».

Научная и педагогическая деятельность А.Н. Соколовой нашла признание за рубежом. Она является членом Европейского общества этномузыкологов и Британского форума этномузыкологов, представителем России в Международном сообществе по изучению музыкальных инструментов и инструментальной музыки. С докладами о традиционной культуре народов Кавказа А.Н. Соколова выступала в университетах Австрии, Армении, Венгрии, Германии, Грузии, Италии, Израиля, Казахстана, Китая, Литвы, Норвегии, Португалии, Турции, Шотландии, Франции, Чехии и других стран. В 2014 и 2015 годах А.Н. Соколова вошла в топ-100 самых цитируемых ученых России по направлению «искусствоведение». По приглашению Министерства культуры Казахстана в 2014 году Алла Николаевна провела мастер-класс в Казахской национальной консерватории. Трое аспирантов А.Н. Соколовой защитили диссертации в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, активно продолжают вести научно-педагогическую деятельность. За все годы преподавательской деятельности в Адыгейском государственном университете под руководством А.Н. Соколовой было подготовлено более 80-и квалификационных работ, 15 из которых были отмечены Грамотами и Дипломами Министерства образования России на Всероссийских конкурсах студенческих научных работ. Аспиранты А.Н. Соколовой представляют Адыгейский государственный университет на научных мероприятиях в Беларуси, Германии, Израиле, Испании, Франции. Регулярное выступление ученого на Международных Школах фольклористов также определяет ее активную позицию в подготовке специалистов высшей квалификации.

А.Н. Соколова не раз становилась руководителем научных коллективов, выполняющих работу по проектам, получавшим финансовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда (2006, 2007, 2012, 2013, 2016, 2017), фонда Сороса и др. Она является постоянным членом жюри регионального фестиваля «Возвращение к истокам – путь к возрождению».

1. Кандидат искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство» (1994)

2. Доцент (1994)

3. Доктор искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство» (2006)

4. Профессор (2008)

5. За заслуги в области искусства и значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея» (2004)

6. Почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Адыгея» (2015)

1. Участие на базе Института искусств Адыгейского государственного университета на Международной научной конференции «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире». Майкоп, 19-21 сентября 2016 г.

2. Организация и проведение III республиканского фестиваля исполнителей произведений композиторов Республики Адыгея в качестве председателя жюри конкурса. Майкоп, 25-26 апреля 2016 года.

3. Организация и проведение I Межрегионального фестиваля академической музыки «Адыгея музыкальная». Майкоп, 2017 год.

4. Участие в Круглом столе на тему: «Традиционная культура в контексте современного художественного образования: проблемы и перспективы». АРДШИ.- Республика Адыгея, Майкоп, 16 мая 2018г.

5. Участие на конференции с докладом на тему: «История и содержание казачьей лезгинки» // Музыкальные и танцевальные традиции славян в современном мире. Music and Dance Traditions of the Slavs in the Modern World. Международная научная этномузыкологическая конференция (Астрахань,19-21.09.2014).-Астрахань,2014.

6. Участие на конференции с докладом на тему: «Gramophone company» и ее представители на Кавказе // Британцы и народы Юга России: проблемы взаимодействия. Всероссийская научная конференция с международным участием.- Краснодар, 2015.

7. Участие на конференции с докладом на тему: «Возгласы и выкрики в пространстве адыгского традиционного танцевального круга» // Проблемы сохранения черкесского фольклора, культуры, языка. Международная научно-практическая конференция. - Нижний Архыз, 2015.

Монографии:

  • Соколова А.Н. Ким Тлецерук. Творческий портрет.-Майкоп, 1996.-56 с.
  • Соколова А.Н. Магомет Хагаудж и адыгская гармоника. -Майкоп: изд-во АГУ, 2000. - 224 c.
  • Cоколова А.Н. Пхачич - адыгские трещотки.- Майкоп: изд-во «Качество», 2002.- 80 с.
  • Соколова А.Н. Адыгская гармоника в контексте этнической музыкальной культуры. - Майкоп: изд-во «Качество», 2004. - 272 с.
  • Святилища абхазов и священные места адыгов. – Майкоп: изд-во «Магарин О.Г.», 2015.
  • Курды Адыгеи (коллективная монография). - Майкоп: изд-во «Качество», 2015.

Статьи:

  • Соколова А.Н. Все мелодии России в гости к нам. Заметки о 1V Северо-Кавказской музыкальной весне // Музыкальная академия, 1997. № 1. С. 67-69.
  • Соколова А.Н. Классификация музыкального инструментария адыгов // Материалы к энциклопедии музыкальных инструментов народов мира. Выпуск 1. - СПб., 1998. С. 134-148.
  • Соколова А.Н. «Хакуляш» и «Коробейники»: оппозиция и типология // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сб. научных статей. - Ростов-на-Дону, 1999. С. 256-263.
  • Соколова А.Н. Адыгский шычепщын в контексте мировой культуры // Материалы к «Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира». Вып. 2.-СПб., 2003. С.100-114.
  • Sokolova A. Music as medicine: The Adyghs’ case // Music and Altered States. Consciousness, Transcendence, Therapy and Addiction. - London, 2005. P. 74-82.
  • Sokolova A. Adyghe Harmonica as Symbolic Text // Folklore Studies. XXXII. Studia Instrumentorum Musicae Popularis XVI. - Vilnius, 2006. P. 91-104.
  • Cоколова А.Н. Оркестр адыгских народных инструментов как продукт советской музыкальной культуры // Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство. Материалы докладов Российской научно-практической конференции 31 марта 2008 г. / Ред.-сост. Н.Н. Калиниченко. Астрахань, 2008. С. 100-103.
  • Sokolova A. Zhu – vocal part of Adyghe traditional instrumental polyphony // The Fourth International Symposium on Traditional Polyphony / Ed. By Rusudan Tzurtzumia, Joseph Jordania. –Tbilisi, 2010. P. 267-291.
  • - Соколова А.Н. Казачьи танцы как культурный феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Вып. 4 (90) – Майкоп, 2011. С. 243-249.
  • - Соколова А.Н. Представители компании «Граммофон» на Кавказе: из истории фонодокументирования в начале ХХ в. // Отечественные архивы, 2012. № 2. С. 39-47.
  • - Sokolova A. The Meaning and Codes of the Amoebean Form of Singing in the Adyghe Traditional Culture. (Article) // The Fifth International Symposium on Traditional Polyphony. 4-8 October 2010, Tbilisi, Georgia / International Research Center for Traditional Polyphony of Tbilisi Vano Sarajishvili. Tbilisi State Conservatoire, 2012. P. 123-132: notes.
  • - Соколова А.Н. История и содержание казачьей лезгинки // Музыкальные и танцевальные традиции славян в современном мире. Music and Dance Traditions of the Slavs in the Modern World. Материалы Международной научной этномузыкологической конференции (Астрахань, 19 - 21.09.2014). Астрахань, 2014. С. 55-57. http://mvastracons.ru/?p=21522
  • Соколова А.Н. «Gramophone company» и ее представители на Кавказе // Британцы и народы Юга России: проблемы взаимодействия. Сб. научных статей по итогам Всероссийской научной конференции с международным участием / Отв. ред. А.Н. Еремеева. Краснодар: ООО «Экоинвест», 2015. С. 166-183.
  • - Соколова А.Н. Нартиада в контексте современной культуры региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия "Филология и искусствоведение". Вып. 3 (164). Майкоп, 2015. С. 149-156.
  • - Соколова А.Н. Возгласы и выкрики в пространстве адыгского традиционного танцевального круга // Проблемы сохранения черкесского фольклора, культуры, языка. Материалы Международной научно-практической конференции памяти М.И. Мижаева. – Нижний Архыз, 2015. С 225-230.
  • - Соколова А.Н. Фольклорное и постфольклорное в практике современного бытования адыгского шычепщына (смычкового хордофона) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия "Филология и искусствоведение". Вып. 2 (177). Майкоп, 2016. С. 207-213.