Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Скурко Евгения Романовна

Скурко Евгения Романовна

Скурко Евгения Романовна

Музыковед
Союз композиторов Республики Башкортостан

Е. Р. Скурко в 1965 году окончила Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории (Минск) как пианистка и теоретик, а в 1970 году теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу доктора искусствоведения В.П. Бобровского. Тема дипломной работы «О некоторых принципах развития в “Рапсодии на тему Паганини” С. Рахманинова» затем была продолжена в многочисленных статьях о творчестве композитора, а также в кандидатской диссертации «О роли вариантно-вариационного метода развития в инструментальной музыке С. Рахманинова», выполненной на кафедре полифонии и анализа Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных под руководством В.П. Бобровского. Защита диссертации состоялась в 1979 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания (ныне – Государственный институт искусствознания, Москва). Докторскую диссертацию «Башкирская академическая музыка: пути становления» Е.Р. Скурко защитила в 2004 в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1985 году была принята в Союз композиторов СССР. Неоднократно избиралась членом Правления СК РБ, возглавляла музыковедческую секцию.

Е. Р. Скурко – автор более 150 работ в разных жанрах. Её статьи, рецензии, исследования, критические обзоры, творческие портреты, интервью с композиторами и деятелями культуры, опубликованные в сборниках «Композиторы Российской Феде-рации», «Музыка России», журналах «Советская музыка», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», а также в многочисленных собраниях материалов международных и всероссийских конференций, отражают широкий круг профессиональных интересов музыковеда.

Значительную область составляют теоретические работы, посвященные проблемам стиля, и формообразования в творчестве С. Рахманинова, теории вариантной формы. Другая область связана с вопросами современной музыкальной культуры. В центре внимания Е. Скурко оказываются «тектонические» процессы, происходящие в башкирской музыке на протяжении последней трети ХХ века.

Важнейшей областью профессиональной деятельности Е. Скурко является педагогическая. С 1971 года работает на кафедре истории теории и композиции, а затем на кафедре теории музыки в Уфимском государственном институте искусств.

  • Заслуженный деятель искусств РБ, РФ (2014)
  • Доктор искусствоведения

Книги:

  • Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана: Сб. статей. – Уфа, 1997;
  • Башкирская академическая музыка: традиции и современность: Исследование. – Уфа, 2005.

Статьи в сборниках и журналах:

  • О жанровых истоках вариантного метода С. Рахманинова //Советская музыка. – 1978. – № 6;
  • В непрерывном творческом поиске (Творческий портрет композитора Л. Исмагиловой) // Музыкальная жизнь. – 1982. – № 5;
  • По мотивам народной легенды (о балете Р. Хасанова «Легенда о курае») // Музыка России. – М., 1982. – Т. 4.;
  • Традиции и новь современной музыки // Советская музыка. – 1987. – № 8;
  • Земцов Е. (творческий портрет композитора) //Музыка в СССР. – 1989. – № 3;
  • Музыкальная Америка //Советская музыка. – 1990. – № 11;
  • В русле «новой волны» (Творческий портрет композитора Р. Газизова) // Советская музыка. – 1991. –- № 2;
  • «Нитью Ариадны для меня были всегда и остаются старые мастера»: Интервью с немецким композитором Гердом Домхардтом //Музыкальная академия. – 1994. – № 13;
  • Данил Хасаншин //Композиторы Российской Федерации. – М., 1994. – Вып. 5;
  • Творчество Р. Леденёва //Композиторы Российской Федерации. – М., 1994. – Вып. 5;
  • О жанрово-стилистических предпосылках вариантности в инструментальной музыке С.В. Рахманинова //Рахманинов С.В. К 120-летию со дня рождения /МГК им. П.И. Чайковского. – М., 1995. – Сб. 7;
  • «Задача любого спектакля – вывести из состояния равновесия»: Интервью с А. Тителем //Музыкальная академия. – 1996. – № 3–4;
  • Традиции и современность в башкирском музыкальном театре конца 70 - 80-х годов //Музыкальный театр. Пути и перспективы. – М., 1996;
  • Музыкальная культура Республики Башкортостан конца 70-х – 80-х годов // История музыки народов СССР. – М., 1997. – Т. 7, ч. 2;
  • Интервью с Р. Сабитовым // Музыкальная академия. – 1998. – № 3–4, Кн. 1;
  • Новое слово в музыкальной культуре (обсуждение оперы С. Низаметдинова «В ночь лунного затмения») // Музыкальная академия. – 1998. – № 3–4, кн. 1;
  • Некоторые черты музыкальной поэтики С.В. Рахманинова в творчестве современных российских композиторов // Эпоха Сергея Рахманинова. – Тамбов – Ивановка, 2003;
  • Стилевые тенденции современной башкирской музыки // Вестник Академии наук республики Башкортостан. – 2004. – Т. 9, № 1;
  • Творчество С. Рахманинова и некоторые проблемы развития национальных музыкальных культур // Сергей Рахманинов: История и современность. – Ростов-на-Дону, 2005;
  • А. Шнитке посвящается – жанр научного сериала // Муз. академия. – 2006, № 2;
  • Творчество Шостаковича и пути развития национальных музыкальных культур бывшего СССР // Д.Д. Шостаковичу посвящается. К 100-летию со дня рождения композитора. – М.: Композитор, 2007;
  • Симфония «Русь – зелёная и белоснежная» в зеркале творческих поисков // Роман Леденёв.
  • Статьи. Материалы. Исследования.– М., 2007;
  • Некоторые аспекты трактовки мотива дороги в творчестве Рахманинова //Рахманинов – национальная память России. – Тамбов, 2008;
  • Рефлексии о Бахе РоманаЛеденёва// Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование. – Ред.-сост. Е.Р. Скурко. – Уфа, 2008.

На английском языке:

  • О музыкально-математической концепции С.И. Танеева // Sonus. – Cambrige (USA), 1996. – Vol. 16, № 1;
  • Проблемы вариантной формы в российском теоретическом музыкознании //Sonus. – Cambrige (USA), 1999. – Vol. 19, № 2;
  • ИсмагиловЗ.Г. //TheNewGroveDictionaryofMusic&Musicians. –London:MacMillanPublishersLimited, 1999.

Составление, редактирование:

  • Бобровский В. Статьи и исследования. – М., 1990 (в соавторстве с Е.Чигарёвой);В.П. Бобровский. Тематизм как фактор музыкального мышления. – М., 2007 (в соавторстве с Е. Чигарёвой);
  • Актуальные проблемы современного музыкознания:композиторское творчество, исполнительство, образование. – Уфа, 2008;
  • В.П. Бобровский. К 100-летию со дня рождения. – М., 2009 (в соавторстве с Е. Чигарёвой);
  • Россия: прошедшее и настоящее (Russia:PastandPresent) // Sonus. –Cambrige (USA), 1999. –Vol. 19, № 2 (на англ. яз.).
  • А также более 100 статей, обзоров, рецензий, творческих портретов композиторов и исполнителей в республиканских газетах.

Литература:

Беляева И. Мастерство, подвижничество, артистизм //Вечерняя Уфа. – 1996. – 18 июня; Григорьева Г. Книга о современной башкирской музыке // Музыкальная академия, № 1, 2007 (О книге: Скурко Е. Башкирская академическая музыка. Традиции и современность); Давыдова Э. Вслушиваясь в историю. Книга Е. Скурко – новое слово в отечественном музыкознании // Республика Башкортостан. – 2007. – 31 мая. № 103 (26336); Давыдова Э. Музыковед, большой авторитет //Советская Башкирия. – 1996. – 17 августа; Евгения Скурко //Композиторы и музыковеды Советской Башкирии. – Уфа, 1987; Латыпова Л. Доктор ставит диагноз // Рампа № 8, 2005; Латыпова Л. История взаимодействий // Культура. – 2007. – 30 августа – 5 сентября. № 34; Латыпова Л. Музыкальная эпоха как содержание одной книги // Рампа. – 2006. – № 3–4; Махней С. О музыке теперь можно прочитать // Республика Башкортостан. – 2006. – 7 июня. – № 107 (26090); Платонова С. В республиках России подобной книги нет // Вечерняя Уфа. – 2007. – 15 августа.