Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Тараева Галина Рубеновна

Тараева Галина Рубеновна

Тараева Галина Рубеновна

Музыковед
Ростовская региональная общественная организация «Союз композиторов России»

Доктор искусствоведения – диссертация: «Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации» (РГК, 2013).

Окончила Ростовское музыкальное училище (1963), МГК (1968, кл. проф. И.В. Нестьева); завершила образование в аспирантуре ВНИИ искусствознания (1975) с годичной стажировкой в Институте музыкознания Варшавского университета (руководитель – профессор З. Лисса); в 1977 защитила кандидатскую диссертацию, посвященную польской послевоенной музыке.

Работает в РГК с 1968 преподавателем кафедры теории музыки и композиции. В 1976-1985 – заведующая кафедрой теории музыки и композиции. В 1981-1985 и 2000-2002 – в должности проректора по научной работе. С 1990 по 1992 работала депутатом Городского Совета, зам. мэра по образованию и культуре. Впервые в истории консерватории Г.Р. Тараевой были получены гранты на поддержку проектов научной работы: 2002 – Губернатора РО, 2003 – РГНФ, 2004 – МК РФ на проведение фестиваля «Ростовские премьеры».

Ведет учебные дисциплины: анализ музыкальных произведений, методологию музыкознания, психологию муз. деятельности, историю исполнительского искусства и теорию интерпретации. Руководит диссертационными работами (защищено 14 кандидатских диссертаций). Свыше 60 выпускников класса трудятся во всех звеньях профессионального музыкального образования, занимаются просветительством и журналистикой, в тот числе восемь работают в РГК им. С.В. Рахманинова: Е.Ю. Гасич, И.П. Дабаева, Н.М. Диденко, Ю.Г. Кинус, А.В. Крылова, Н.В. Чаленко, В.Г. Коваленко, И.М. Шабунова.

В 2005 организовала кафедру инновационной музыкальной педагогики (в 2015 реорганизована в Лабораторию), в которой осуществляются новые разработки ряда учебных дисциплин: современные дидактические технологии, музыкальная педагогика с компьютером, электронные методические ресурсы, классическая музыка в информационной культуре.

Научная деятельность связана с теорией музыкального языка – в издательстве Арт-транзит (Москва, 2012) опубликована монография о музыкальной семантике. В сборниках, в том числе, по материалам международных конференций опубликованы статьи, в которых музыкальный язык рассмотрен как коммуникативный культурный код. Разработаны теоретические основания значения, смысла и символа, описаны семантические фигуры в языке европейской музыки XVII-XIX веков, связи музыкального языка с речевыми этикетами. Исследует также проблемы современного исполнительства, нашедшие отражение в статьях о режиссуре в современном оперном театре, музыке в визуальной и информационной среде, смене парадигмы слушательского восприятия, теории анализа интерпретации.

С начала 2000-х научная и дидактическая деятельность связана с информационной культурой и компьютерными технологиями; издана серия книг и статей по использованию компьютера в музыкальных учебных заведениях, среди которых монография «Компьютер и инновации в музыкальном обучении» (Классика-XXI, М., 2007).

Проводит мастер-классы в городах России: Петрозаводск, Петербург, Краснодар, Ставрополь, Астрахань, Саратов, Тамбов, Уфа, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Якутск, Сургут, Петропавловск Камчатский. Проводит КПК в РГК для учителей ДМШ и общеобразовательных школ.

Организатор международной конференций по информационной культуре, конкурсов дидактических медиапроектов студентов музыкальных вузов и учеников ДМШ.

С 1981 – член СК СССР (ныне — СК РФ). Работала лектором-музыковедом в Ростовской филармонии, в том числе, более 20 лет с ансамблем камерной музыки «Камерата»; сотрудничала с городскими СМИ в освещении музыкальной жизни Ростова.


• Основные тенденции развития польской симфонической музыки 1945-1956 гг. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1977;

• Интерпретация как учебная дисциплина в ВУЗе // Музыкални хоризонти (София) 1984, №2.;

• Общие проблемы теории музыкального языка. Система музыкального языка / Музыка. Обзорная информация. Вып. 1. М., 1988;

• Проблемы теории музыкальной семантики / Музыка. Обзорная информация. Вып. 2. М., 1988;

• О построении теории музыкального языка // Музыкальный язык в контексте культуры. Сб. трудов МГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. М., 1989;

• Историко-стилевая ориентация курса анализа музыкальных произведений // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 120. М., 1991;

• Сведения или навыки? (методические заметки о курсе анализа) // Музыкальная педагогика в идеях и лицах. Ростов-н/Д., 1992;

• Христианская символика в музыкальном языке // Музыкальное искусство и религия. М., 1994;

• О перспективах информационного подхода в изучении системы музыкального языка // Динамика процессов в природе, обществе и технике: информационные аспекты. Мат. междунар. науч. конф. Ч. 1. Таганрог, 2003;

• Музыкальный язык в свете теоретических проблем музыкальной коммуникации // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика. Ростов-н/Д., 2004;

• Содержание музыки и музыкальная семантика в историко-культурной динамике // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Уфа, 2004;

• Инновационные направления в музыкально-теоретическом обучении // ЮРМА 2004. Ростов-н/Д., 2005;

• Интерпретация музыкального содержания как культурная конвенция // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация. Ростов-н/Д., 2006;

• Музыкальный слух как научный и дидактический объект (инновационные поиски в практической методике) // Памяти М. А. Этингера: Сб. науч. ст. Вып. II. Астрахань, 2007;

• Теория музыкальной семантики: актуальные подходы // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Ч. 1. Астрахань,, 2007;

• Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Кн. 1: Стратегии и методики. М., 2007;

• Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Кн. 2: Технология презентации. М., 2007;

• Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Кн. 3: Интерактивное тестирование. М., 2007;

• Информационные технологии и музыкальная педагогика // ПМН. 2008.№1 (2);

• «Интонационные словари» как проблема музыкальной науки // ПМН. 2009. №2 (5);

• «Если захочет барин» или Креативный компьютер в теоретических предметах // Как обучать музыке одаренных детей. М., 2010;

• Исполнитель в современной культуре: смена парадигмы восприятия // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой. Ростов-н/Д., 2011;

• Музыкально-речевые системы как объект теории музыкальной семантики // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1 (32);

• Музыкальный язык как коммуникативный культурный код // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2;

• Системы знаков в музыкальной культуре: картины и метаморфозы // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Астрахань, 2013;

• Форматы «serio» и «buffa» в современной практике исполнения классической музыки // Экспериментальные формы современного музыкального искусства. Ростов-н/Д., 2015;

• Развитие личности как дидактическая технология в музыкальном вузе // Мы все в заботе постоянной… Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. М., 2015 и др.