Цукер Анатолий Моисеевич
Председатель правления Ростовской организации СК России.
Почетный деятель СК России. Председатель диссертационного совета РГК. Учился в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского,
в Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки, а затем в Ростовском музыкально-педагогическом институте (впоследствии Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова). Окончил его в 1968 году (класс Л.Я. Хинчин), является его первым выпускником (диплом №1). Обучался в аспирантуре Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (кандидатская диссертация «Традиции Мусоргского
в творчестве Шостаковича, научный руководитель А.Н. Сохор, 1973) и в докторантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
(научный консультант М.Е. Тараканов), где защитил докторскую диссертацию «Проблемы взаимодействия академических и массовых жанров в современной советской музыке» (1991).
С 1968 года преподает в Ростовской консерватории, с 1986 по 2016 годы заведует кафедрой истории музыки, с 2016 года научный и творческий руководитель кафедры. Среди его многочисленных учеников профессора,
доценты и преподаватели вузов России, педагоги музыкальных колледжей, лекторы-музыковеды филармоний, музыкальные редакторы радио и телевидения, многие из них удостоены ученых и почетных званий.
Являясь с 1991 по 1999 и с 2002 по 2010 гг. проректором по научной и концертной работе Ростовской консерватории, а с 2010 г. председателем Ростовской организации Союза композиторов России, стал организатором
многих фестивалей и конференций, в том числе международных, таких как «Моцарт – Прокофьев», «Рахманиновские дня в Ростове», «Рахманинов в художественной культуре его времени», «Бытовая музыкальная культура:
история и современность», «Музыкальный мир романтизма», «Искусство на рубежах веков», «Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве», «Моцарт и моцартианство», «Оперный театр: вчера, сегодня,
завтра», «Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе», «Музыка и молодежь», «Отцы и дети: музыкальное будущее России». Инициатор открытия в 1994 году в Ростовской консерватории диссертационного
совета и его бессменный председатель.
Автор более 200 науч. работ, опубликованных в Кембридже, Лондоне, Нюрнберге, Киеве, Харькове, Москве, Ленинграде – Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове и др.
В числе его работ монографии о творчестве известных российских композиторов: Николая Ракова, Микаэла Таривердиева, Григория Фрида, книги «И рок, и симфония», «Единый мир музыки», «Отечественная массовая музыка: 1960 – 1990», «Драматургия Пушкина в русской оперной классике», «Музыковедение и жизнь», статьи посвященные творчеству Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова,
Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, ростовских композиторов: А. Артамонова, А. Кусякова, В. Ходоша. Его науч. деятельность характеризуется широтой и тематическим разнообразием – от исследований отечественной муз. классики, до работ, посвященных массовым муз. жанрам: рок-музыке, авторской песне, рок-опере, мюзиклу и др. Соавтор учебника «Истории современной отечественной музыки», выпущенного МГК, ред.-составитель ряда науч. изданий, создатель и с 2004 по 2009 гл. ред. ЮРМА. Является членом редколлегий и редсоветов ряда науч. журналов: «Музыкальная академия» (Москва), «Искусство музыки. Теория и история» (ГИИ, Москва),
«Медиамузыка» (Москва), «Вестник музыкальной науки» (НГК им. М. Глинки, Новосибирск), «Искусствознание: теория, история, практика» (ЮУрГИИ им. П. Чайковского, Челябинск), «Проблемы музыкальной науки» (Уфа). Участник
многочисленных симпозиумов, конф., науч. семинаров и мастер-классов на территории России (от Санкт-Петербурга до Красноярска и Салехарда), в Украине, Белоруссии, Молдове.
А.М. Цукер совмещает научную и педагогическую деятельность с критико-журналистской, филармонической, просветительской. Он – постоянный ведущий многочисленных камерных и симфонических концертов,
участник многих филармонических, телевизионных и радиопрограмм, создатель и в течение 35 лет (1977-2012) бессменный руководитель Ростовского музыкального клуба. В деятельности клуба участвовали видные отечественные
композиторы и исполнители: Микаэл Таривердиев, Эдисон Денисов, Борис Тищенко, Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский, Дмитрий Башкиров, Сергей Яковенко, Алексей Скавронский, Алексей Любимов, Наум Штаркман,
Игорь Ойстрах, Игорь Бриль, Дмитрий Покровский, Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский и др.
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
1. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 10. Л., 1971.
2. Драматургия народных образов и сцен в произведениях Шостаковича и традиции Мусоргского // Музыковедение и вопросы теории искусства. Ростов-н/Д., 1975.
3. Традиции муз. театра Мусоргского в симф. творчестве Шостаковича // Муз. современник. Вып. 3. М., 1979; Н. П. Раков. М., 1979ю
4. Обретение зрелости // Композиторы Российской Федерации. Вып. 3. М., 1984. (соавт. Е. Уринсон); Микаэл Таривердиев. М., 1985.
5. Социология и музыковедение в анализе конкретных явлений современной музыкальной культуры // Социология музыки и муз. культура молодежи. М., 1987.
6. Рок как социомузыкальный феномен // Изучение массовых муз. вкусов: проблемы, методы, результаты. М., 1988.
7. Григорий Фрид. Путь художника. М., 1990. (соавт. А. Селицкий).
8. У истоков рок-оперы // Музыка и ты. Вып. 9. М., 1990.
9. Моцарт – Прокофьев. Традиция и судьба // Моцарт – ХХ век. Ростов-н/Д., 1993.
10. И рок, и симфония… М., 1993.
11. Жанрово-стилевые взаимодействия академической и массовой музыки. Возможности. Пути. Перспективы // Стилевые искания в музыке 70-х – 80-х годов ХХ века. Ростов-н/Д., 1994.
12. Массово-бытовое музыкальное искусство и академическое музыкознание // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-н/Д., 1996.
13. Композитор в меняющемся жанрово-звуковом мире // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т. 2. Н. Новгород, 1997.
14. Массово-бытовые жанры в русской опере последних десятилетий // Муз. театр ХIX-ХХ веков: вопросы эволюции. Ростов-н/Д., 1999.
15. Жанровые мутации в музыке рубежных периодов // Искусство на рубежах веков. Ростов-н/Д., 1999.
16. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры // История современной отечественной музыки. Вып. 3. М., 2001; Советский рок-абсурдизм // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. Н.-Новгород, 2001.
17. От советской массовой песни к советской рок-музыке. Годы 60-е – 80-е // Муз. культура: век XIX – век ХХ. Вып. 2. М., 2002.
18. Рахманинов и Бунин // Эпоха Сергея Рахманинова. Тамбов – Ивановка, 2003.
19. Единый мир музыки. Ростов-н/Д., 2003.
20. Барокко-рок: новая жизнь старых моделей // Старинная музыка сегодня. Ростов-н/Д., 2004.
21. Танец и симфония // Музыка и танец: вопросы взаимодействия. Майкоп, 2004.
22. Массовая музыка современной России: смена парадигм // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве. Ростов-н/Д., 2005.
23. Любительство в отечественной массовой музыке второй половины ХХ века. Новый дилетантизм // Любительство в худ. культуре: история и современность. Ростов-н/Д., 2005.
24. Музыкальное просветительство и массовые музыкальные жанры // Муз. просветительство – век XXI. Вологда, 2005.
25. Сергей Рахманинов и Михаил Фокин // Сергей Рахманинов: история и современность. Ростов-н/Д., 2005.
26. Моцартианство как миф и как традиция // Моцарт и моцартианство. М., 2007.
27. Соломон Куцовский. Очерк жизни и творчества. Ростов-н/Д., 2007.
28. Виталий Ходош: искусство быть собой // Композиторы Ростова-на-Дону. М., 2007.
29. Академическое музыкознание и массовая музыка: проблемы и перспективы // музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. М., 2007.
30. Анатолий Кусяков: путь к себе // Анатолий Кусяков: времена жизни. Ростов-н/Д., 2008.
31. Рефлексии оперного театра и современное опероведение // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра. Ростов-н/Д., 2010.
32. Драматургия Пушкина в русской оперной классике. М., 2010.
33. Отечественная массовая музыка: 1960 – 1990. Ростов-н/Д., 2012.
34. А. Н. Сохор и его теория жанров: тридцать пять лет спустя // Критика. Музыкознание. Современные аспекты. СПб, 2012.
35. Массовая музыка как образ времени // Город и время. Т.2. Самара, 2012.
36. Ростовская консерватория в прошлом и настоящем // Ростовская консерватория в лицах. Ростов-н/Д., 2012.
ЛИТЕРАТУРА:
Селицкий А. Дар ненапрасный // Селицкий А. Музыковедение – океан возможностей. Ростов-н/Д., 2012.;
Мещерякова Н. Анатолий Цукер – musicus ludens: штрихи к портрету юбиляра // ЮРМА. 2014. №3 (16);
Пхида А. «Вечный двигатель» Анатолия Цукера // [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.dvk-media.ru/stat/vechnii_dvigatel_anatoliya_tsukera/;
Лесько Т. Станет ли рок «роковым». Лекции профессора Цукера // [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.bgam.edu.by/oldsite/bgam_ru/Gazeta_SNTO.htm;
Мироненко М. Своевременные диалоги эпох и культур // [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/vypu...
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ
1. Сергей Прокофьев. Между моцартианством и соцреализмом
2. Григорий Фрид. Вариации длиною с жизнь
3. Рахманинов в мире массовой музыки
4. Интеллигенция поет блатные песни
5. Ходош. Искусство быть собой