Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Цукер Анатолий Моисеевич

Цукер Анатолий Моисеевич

Цукер Анатолий Моисеевич

Музыковед
Ростовская региональная общественная организация «Союз композиторов России»

Председатель правления Ростовской организации СК России.
Почетный деятель СК России. Председатель диссертационного совета РГК. Учил­ся в Сверд­лов­ском му­зы­каль­ном учи­ли­ще им. П.И. Чай­ков­ско­го,
в Но­во­си­бир­ской кон­сер­ва­то­рии им. М.И. Глин­ки, а за­тем в Ро­стов­ском му­зы­каль­но-пе­да­го­ги­че­ском ин­сти­ту­те (впо­след­ствии Ро­стов­ской го­су­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии им. С.В. Рах­ма­ни­но­ва). Окон­чил его в 1968 го­ду (класс Л.Я. Хин­чин), яв­ля­ет­ся его пер­вым вы­пуск­ни­ком (ди­плом №1). Обу­чал­ся в ас­пи­ран­ту­ре Ле­нин­град­ско­го го­су­дар­ствен­но­го ин­сти­ту­та те­ат­ра, му­зы­ки и ки­не­ма­то­гра­фии (кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция «Тра­ди­ции Му­сорг­ско­го
в твор­че­стве Шо­ста­ко­ви­ча, на­уч­ный ру­ко­во­ди­тель А.Н. Со­хор, 1973) и в док­то­ран­ту­ре Мос­ков­ской го­су­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии им. П.И. Чай­ков­ско­го
(на­уч­ный кон­суль­тант М.Е. Та­ра­ка­нов), где за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию «Про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия ака­де­ми­че­ских и мас­со­вых жан­ров в со­вре­мен­ной со­вет­ской му­зы­ке» (1991).
С 1968 го­да пре­по­да­ет в Ро­стов­ской кон­сер­ва­то­рии, с 1986 по 2016 го­ды за­ве­ду­ет ка­фед­рой ис­то­рии му­зы­ки, с 2016 го­да на­уч­ный и твор­че­ский ру­ко­во­ди­тель ка­фед­ры. Среди его мно­го­чис­лен­ных уче­ни­ков про­фес­со­ра,
до­цен­ты и пре­по­да­ва­те­ли ву­зов Рос­сии, пе­да­го­ги му­зы­каль­ных кол­ле­джей, лек­то­ры-му­зы­ко­ве­ды фи­лар­мо­ний, му­зы­каль­ные ре­дак­то­ры ра­дио и те­ле­ви­де­ния, мно­гие из них удо­сто­е­ны уче­ных и по­чет­ных зва­ний.
Яв­ля­ясь с 1991 по 1999 и с 2002 по 2010 гг. про­рек­то­ром по на­уч­ной и кон­церт­ной рабо­те Ро­стов­ской кон­сер­ва­то­рии, а с 2010 г. пред­се­да­те­лем Ро­стов­ской ор­га­ни­за­ции Сою­за ком­по­зи­то­ров Рос­сии, стал ор­га­ни­за­то­ром
мно­гих фе­сти­ва­лей и кон­фе­рен­ций, в том чис­ле меж­ду­на­род­ных, та­ких как «Мо­царт – Про­ко­фьев», «Рах­ма­ни­нов­ские дня в Росто­ве», «Рах­ма­ни­нов в ху­до­же­ствен­ной куль­ту­ре его вре­ме­ни», «Бы­то­вая му­зы­каль­ная куль­ту­ра:
ис­то­рия и со­вре­мен­ность», «Му­зы­каль­ный мир ро­ман­тиз­ма», «Ис­кус­ство на рубе­жах ве­ков», «Му­зы­ка и му­зы­кант в ме­ня­ю­щем­ся со­ци­о­куль­тур­ном про­стран­стве», «Мо­царт и мо­цар­ти­ан­ство», «Опер­ный те­атр: вче­ра, се­го­дня,
зав­тра», «Ком­по­зи­то­ры «второ­го ря­да» в ис­то­ри­ко-куль­тур­ном про­цес­се», «Му­зы­ка и мо­ло­дежь», «От­цы и де­ти: му­зы­каль­ное бу­ду­щее Рос­сии». Ини­ци­а­тор от­кры­тия в 1994 го­ду в Ро­стов­ской кон­сер­ва­то­рии дис­сер­та­ци­он­но­го
со­ве­та и его бес­смен­ный пред­се­да­тель.
Автор более 200 науч. работ, опубликованных в Кембридже, Лондоне, Нюрнберге, Киеве, Харькове, Москве, Ленинграде – Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове и др.
В числе его работ монографии о творчестве известных российских композиторов: Николая Ракова, Микаэла Таривердиева, Григория Фрида, книги «И рок, и симфония», «Единый мир музыки», «Отечественная массовая музыка: 1960 – 1990», «Драматургия Пушкина в русской оперной классике», «Музыковедение и жизнь», статьи посвященные творчеству Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова,
Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, ростовских композиторов: А. Артамонова, А. Кусякова, В. Ходоша. Его науч. деятельность характеризуется широтой и тематическим разнообразием – от исследований отечественной муз. классики, до работ, посвященных массовым муз. жанрам: рок-музыке, авторской песне, рок-опере, мюзиклу и др. Соавтор учебника «Истории современной отечественной музыки», выпущенного МГК, ред.-составитель ряда науч. изданий, создатель и с 2004 по 2009 гл. ред. ЮРМА. Является членом редколлегий и редсоветов ряда науч. журналов: «Музыкальная академия» (Москва), «Искусство музыки. Теория и история» (ГИИ, Москва),
«Медиамузыка» (Москва), «Вестник музыкальной науки» (НГК им. М. Глинки, Новосибирск), «Искусствознание: теория, история, практика» (ЮУрГИИ им. П. Чайковского, Челябинск), «Проблемы музыкальной науки» (Уфа). Участник
многочисленных симпозиумов, конф., науч. семинаров и мастер-классов на территории России (от Санкт-Петербурга до Красноярска и Салехарда), в Украине, Белоруссии, Молдове.
А.М. Цу­кер сов­ме­ща­ет на­уч­ную и пе­да­го­ги­че­скую де­я­тель­ность с кри­ти­ко-жур­на­лист­ской, фи­лар­мо­ни­че­ской, про­све­ти­тель­ской. Он – по­сто­ян­ный ве­ду­щий мно­гочис­лен­ных ка­мер­ных и сим­фо­ни­че­ских кон­цер­тов,
участ­ник мно­гих фи­лар­мо­ни­че­ских, те­ле­ви­зи­он­ных и ра­дио­про­грамм, со­зда­тель и в те­че­ние 35 лет (1977-2012) бес­смен­ный ру­ко­во­ди­тель Ро­стов­ско­го му­зы­каль­но­го клу­ба. В де­я­тель­но­сти клу­ба участ­во­ва­ли видные оте­че­ствен­ные
ком­по­зи­то­ры и ис­пол­ни­те­ли: Ми­ка­эл Та­ривер­ди­ев, Эди­сон Де­ни­сов, Бо­рис Ти­щен­ко, Ва­ле­рий Гав­ри­лин, Сер­гей Сло­ним­ский, Дмит­рий Баш­ки­ров, Сер­гей Яко­вен­ко, Алек­сей Скав­рон­ский, Алек­сей Лю­би­мов, На­ум Штарк­ман,
Игорь Ой­страх, Игорь Бриль, Дмит­рий По­кров­ский, Дмит­рий Жу­равлев, Яков Смо­лен­ский и др.

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:

1. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 10. Л., 1971.

2. Драматургия народных образов и сцен в произведениях Шостаковича и традиции Мусоргского // Музыковедение и вопросы теории искусства. Ростов-н/Д., 1975.

3. Традиции муз. театра Мусоргского в симф. творчестве Шостаковича // Муз. современник. Вып. 3. М., 1979; Н. П. Раков. М., 1979ю

4. Обретение зрелости // Композиторы Российской Федерации. Вып. 3. М., 1984. (соавт. Е. Уринсон); Микаэл Таривердиев. М., 1985.

5. Социология и музыковедение в анализе конкретных явлений современной музыкальной культуры // Социология музыки и муз. культура молодежи. М., 1987.

6. Рок как социомузыкальный феномен // Изучение массовых муз. вкусов: проблемы, методы, результаты. М., 1988.

7. Григорий Фрид. Путь художника. М., 1990. (соавт. А. Селицкий).

8. У истоков рок-оперы // Музыка и ты. Вып. 9. М., 1990.

9. Моцарт – Прокофьев. Традиция и судьба // Моцарт – ХХ век. Ростов-н/Д., 1993.

10. И рок, и симфония… М., 1993.

11. Жанрово-стилевые взаимодействия академической и массовой музыки. Возможности. Пути. Перспективы // Стилевые искания в музыке 70-х – 80-х годов ХХ века. Ростов-н/Д., 1994.

12. Массово-бытовое музыкальное искусство и академическое музыкознание // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-н/Д., 1996.

13. Композитор в меняющемся жанрово-звуковом мире // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т. 2. Н. Новгород, 1997.

14. Массово-бытовые жанры в русской опере последних десятилетий // Муз. театр ХIX-ХХ веков: вопросы эволюции. Ростов-н/Д., 1999.

15. Жанровые мутации в музыке рубежных периодов // Искусство на рубежах веков. Ростов-н/Д., 1999.

16. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры // История современной отечественной музыки. Вып. 3. М., 2001; Советский рок-абсурдизм // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. Н.-Новгород, 2001.

17. От советской массовой песни к советской рок-музыке. Годы 60-е – 80-е // Муз. культура: век XIX – век ХХ. Вып. 2. М., 2002.

18. Рахманинов и Бунин // Эпоха Сергея Рахманинова. Тамбов – Ивановка, 2003.

19. Единый мир музыки. Ростов-н/Д., 2003.

20. Барокко-рок: новая жизнь старых моделей // Старинная музыка сегодня. Ростов-н/Д., 2004.

21. Танец и симфония // Музыка и танец: вопросы взаимодействия. Майкоп, 2004.

22. Массовая музыка современной России: смена парадигм // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве. Ростов-н/Д., 2005.

23. Любительство в отечественной массовой музыке второй половины ХХ века. Новый дилетантизм // Любительство в худ. культуре: история и современность. Ростов-н/Д., 2005.

24. Музыкальное просветительство и массовые музыкальные жанры // Муз. просветительство – век XXI. Вологда, 2005.

25. Сергей Рахманинов и Михаил Фокин // Сергей Рахманинов: история и современность. Ростов-н/Д., 2005.

26. Моцартианство как миф и как традиция // Моцарт и моцартианство. М., 2007.

27. Соломон Куцовский. Очерк жизни и творчества. Ростов-н/Д., 2007.

28. Виталий Ходош: искусство быть собой // Композиторы Ростова-на-Дону. М., 2007.

29. Академическое музыкознание и массовая музыка: проблемы и перспективы // музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. М., 2007.

30. Анатолий Кусяков: путь к себе // Анатолий Кусяков: времена жизни. Ростов-н/Д., 2008.

31. Рефлексии оперного театра и современное опероведение // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра. Ростов-н/Д., 2010.

32. Драматургия Пушкина в русской оперной классике. М., 2010.

33. Отечественная массовая музыка: 1960 – 1990. Ростов-н/Д., 2012.

34. А. Н. Сохор и его теория жанров: тридцать пять лет спустя // Критика. Музыкознание. Современные аспекты. СПб, 2012.

35. Массовая музыка как образ времени // Город и время. Т.2. Самара, 2012.

36. Ростовская консерватория в прошлом и настоящем // Ростовская консерватория в лицах. Ростов-н/Д., 2012.

ЛИТЕРАТУРА:

Селицкий А. Дар ненапрасный // Селицкий А. Музыковедение – океан возможностей. Ростов-н/Д., 2012.;

Мещерякова Н. Анатолий Цукер – musicus ludens: штрихи к портрету юбиляра // ЮРМА. 2014. №3 (16);

Пхида А. «Вечный двигатель» Анатолия Цукера // [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.dvk-media.ru/stat/vechnii_dvigatel_anatoliya_tsukera/;

Лесько Т. Станет ли рок «роковым». Лекции профессора Цукера // [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.bgam.edu.by/oldsite/bgam_ru/Gazeta_SNTO.htm;

Мироненко М. Своевременные диалоги эпох и культур // [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/vypu...

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ

1. Сергей Прокофьев. Между моцартианством и соцреализмом

2. Григорий Фрид. Вариации длиною с жизнь

3. Рахманинов в мире массовой музыки

4. Интеллигенция поет блатные песни

5. Ходош. Искусство быть собой