Мещерякова Наталья Алексеевна
Родилась 15.07.1955 г.
После окончания Мурманского музыкального училища (1976) поступила на теоретический факультет Петрозаводского филиала ЛОЛГК и продолжила учебу в РГМПИ. Училась у Л.А.Рябковой, Ю.Г. Кона, Л.Я. Хинчин, Б.И. Ситерман, ВА. Юрчук. Завершив учебу в вузе по двум специальностям (музыковедение, 1981; сольное пение, 1992), продолжила работать в РГК (с 1981). Обучалась в очной аспирантуре (1984-1987) на кафедре музыкальной критики ЛОЛГК (научный руководитель Л.Г. Данько). Кандидатская диссертация: «Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870-1917)» защитила в диссертационном совете ЛОЛГК (1988).
На протяжении почти трех десятилетий творческой работы сочетает научную, педагогическую, музыкально-просветительскую, исполнительскую деятельности. Совмещая работу на двух кафедрах – истории музыки и сольного пения – освоила преподавание таких дисциплин, как история музыки, музыкальная критика, основы музыкальной теле- и радиожурналистики, творчество донских композиторов, сольное пение, методика обучения вокалу, история исполнительского искусства, педагогическая практика и др. Работает с аспирантами, является руководителем СНТО вокального факультета, осуществляет руководство дипломными работами вокалистов, занимается разработкой учебных курсов и авторских программ.
Направления научной деятельности Н. Мещеряковой обращены к творчеству современных композиторов, музыкальной социологии, музыкальной критике, музыкальному краеведению и исполнительству, связаны с проблемами музыкального театра и музыкального образования, направлены на изучение традиций музыкального просветительства в прошлом и настоящем. Является исследователем и продолжателем просветительских традиций музыкального салона, рассматривая его в исторической динамике и в широком контексте национальной культуры. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. Ее статьи и доклады на международных научных конференциях опубликованы в сборниках и разных городов, включая Астрахань, Воронеж, Донецк, Красноярск, Москву, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самару, Санкт-Петербург, Таганрог, Чебоксары.
Ведёт концертно-лекционную работу и организаторскую деятельность. С 1989 занимается музыкальной журналистикой, выступая в газетной периодике и радиоэфире центральной телерадиокомпании региона «ДОН-ТР» как автор, ведущая и редактор музыкальных программ и авторских проектов, посвященных различным сферам творчества: «Музыкальная жизнь Дона», «Наши фольклорные традиции», «Джазовая панорама», «Музыкальная шкатулка», «Увертюра», «Музыкальная гостиная». Неоднократно участвовала в телевизионных передачах. На Камерной сцене РГМТ проявила се6я как сценарист, постановщик, исполнитель и ведущая театрализованных представлений в форме музыкально-исторического салона. Тематика других музыкально-просветительских проектов Н. А. Мещеряковой связана с музыкой разных жанров, стилей и направлений: «Я – композитор: беседы с современниками», «Музыка для детей и взрослых», «Дом, в котором музыка живет», «Играет муниципальный ансамбль "Каприччио”: от барокко до авангарда», «Музыкальные вечера на Газетном» и др. Просветительские абонементы, концертные программы и фестивали с участием Н. Мещеряковой проходят на театральных и филармонических площадках города, а также в библиотеках и музеях Москвы, Ростова, Новочеркасска и Таганрога. Концертные программы, сольные и смешанные, были представлены во Владикавказе, Грозном, Махачкале, Москве, Пятигорске.
Сотрудничает с различными творческими организациями: Международным музыкальным центром «Гармония», ВМО и др. Является членом СК РФ (1993), в разнообразных формах популяризируя творчество ростовских авторов, принята в состав Общественной академии «Голос» (2013), участвует в работе Правления ростовской композиторской организации.
На протяжении пятнадцати лет (1995-2010), организовав работу музыкально-просветительского абонемента, созданного в содружестве с музыковедом и пианисткой А. А. Соколовой, выступает в качестве певицы и музыковеда. Проводит мастер-классы в общеобразовательных школах области, по приглашению работает в жюри различных творческих состязаний («Гвоздики отечества», «Хрустальное сердце» и др.). В творческом сотрудничестве с концертмейстерами Е. Андреевой, А. Гололобовым, Т. Игнатовой. Г. Мурадян, Э. Рабинович, В. Юрчук подготовила ряд сольных тематических программ («Беда от нежного сердца», «Восток в музыке», «О Таганроге с нежностью», «Ты сидишь у камина…» и др.) и моноспектакли («Изабелла Юрьева – королева русского романса», «Любовь и жизнь М. Олениной-д’Альгейм»). Регулярно участвовала в концертах «Школы концертмейстерского мастерства» (Москва) под девизом «Пианист приглашает солиста».
В сопровождении муниципального ансамбля «Каприччио» участвовала в представлении камерных опер ростовских композиторов (А. Матевосян «Любовь графини Д. в письмах и стихах» – партия Графини, первое исполнение; В. Ходош «Курочка-ряба» – партии Бабки и Сказительницы). Подготовила партию Стеллы Патрик Кембел в дуо-опере А. Матевосян «Милый лжец». Камерно-концертный репертуар сочетает отдельные произведения и вокальные циклы зарубежных и отечественных композиторов: оперные арии, романсы и песни, дуэты и сцены из спектаклей от Верстовского и Глинки до Свиридова и Гаврилина; «Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Детская» Мусоргского. Современная музыка, пополнившая концертные программы, включает сочинения ростовских авторов: А. Артамонова, Г. Балаева, Л. Израйлевича, Г. Комбаровой, А. Матевосян, М. Фуксмана. Постоянными концертными площадками для певицы стали Дворец Алфераки, залы Чеховской гимназии и библиотеки им. А.П. Чехова в Таганроге, Библиотека Новочеркасского политехнического института, Зал Института повышения квалификации учителей, Музыкальный салон Ростовского областного музея краеведения на Газетном в Ростове и др.
Сотрудничает с волонтерской организацией «Старость в радость», посещает концерты Домов инвалидов и престарелых по Ростовской обл. (Зерноград, Егорлык, Семикаракоры и др.). Запись концертных программ осуществлена в студиях звукозаписи ГТРК «ДОН-ТР» и ТРТИ (два CD-диска записаны совместно с з.а. РФ А. Гололобовым; один из них, посвященный вокальному творчеству С. Шурина, был представлен на концертах в Вене).
Лауреат международных вокальных конкурсов, з. д. ВМО (2002). Журналистская деятельность Мещеряковой отмечена дипломом II степени областного конкурса «За цикл передач по укреплению дружбы народов северного Кавказа» (2003) и благодарностью оргкомитета радио-фестиваля «Голос Кавказа» (2012), научные и педагогические достижения – благодарственными письмами губернатора РО (1995) и министра культуры РФ (2012), успехи в музыкально-просветительской работе – дипломом Областной администрации «Человек года 2006».
ПУБЛИКАЦИИ
• Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870–1917): автореф. дис. ... канд. иск. Л., 1988;
• Исторический опыт «Азовского вестника» // Музыкальная критика. Методы анализа и оценки. Сб. научных трудов. Л., 1989;
• Музыкальная социология как предмет специализации // Традиционное и новаторское в исследовательской деятельности музыкального вуза. Вып. 2. Ростов-н/Д., 1990;
• Камерный вокально-инструментальный театр Моцарт и Прокофьева // Моцарт и Прокофьев. Ростов-н/Д., 1991;
• Мастер-Маргарита (М.П. Ожигова) // Музыкальная педагогика в лицах. Ростов-н/Д., 1992;
• Музыкальная жизнь дореволюционного Таганрога в зеркале местной прессы // Культура Донского края: страницы истории. Ростов-н/Д., 1993;
• Вокальное творчество Рахманинова сквозь призму симфонизма // Рахманинов в художественной культуре его времени. Ростов-н/Д., 1994;
• Новое в романтической концепции В.А. Гаврилина // Памяти учителей: сб. ст. Ростов-н/Д., 1995;
• Музыкальные парадоксы прошлого (из местного опыта) // Культура – мощный фактор развития. Материалы Южно-Российской науч. конф. Ростов-н/Д., 1997;
• Страницы отечественной Шубертиады: В. Гаврилин // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Ростов-н/Д., 1998;
• О функциональности драматургии оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» // Музыкальный театр ХIХ-ХХ вв. Ростов-н/Д., 1999;
• Страницы музыкальной культуры Дона // Музыкальное образование. Культура. Ростов-н/Д., 2000;
• На межнациональных перепутьях культуры (из опыта работы радио «ДОН-ТР») // Этнос, язык, культура: национальное и индивидуальное мировоззрение. Славянск-на-Кубани. 2001;
• О парадоксах радиодинамики музыкальных жанров (о чем молчат колокола радиоэфира…) // Системно-синергетическая парадигма в культуре и искусстве. Таганрог, ТГРТУ, 2004;
• Традиции музицирования в Таганроге // ЮРМА. 2004; М. Гнесин и музыкальное образование на Дону // Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку. М., 2006;
• Музыкальные салоны России (донские традиции) // Памяти М.А. Этингера: сб. науч. статей. Астрахань, 2006;
• Смежные грани творчества Аракс Матевосян // Композиторы Ростова-на-Дону: сб. ст. М., 2007;
• «Цыган» Леонида Клиничева или новый триумф романтической оперы // ЮРМА. 2007 (4);
• Опыт музыкально-исторической реконструкции в условиях современного музыкального салона // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. Ростов-н/Д., 2008;
• «Я человек заброшенный…»: парадокс Михаила Гнесина (в соавт. с О. Н. Малиновской) // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. Ростов-н/Д., 2008;
• С.В. Рахманинов на Кавказских минеральных водах: на концертной сцене и в музыкальном салоне // ЮРМА. 2010. №1 (6);
• Сделать школу Домом песни // Модернизация вокально-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования. 2010. №1;
• «Больше, чем певица…»: творческий феномен М.А. Олениной-д’Альгейм // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-н/Д., 2011;
• Кризис камерно-вокального исполнительства: пути преодоления // Культура. Наука. Интеграция. 2011. №4 (16);
• Воспитание современного певца с позиций социального оптимизма // Культура. Наука. Интеграция. 2012. №3 (19);
• Эталон артиста-художника в контексте современного вокального образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013;
• Истоки и формы образования художественного текста // Текст художественный: грани интеграции. Петрозаводск, 2013;
• Из истории становления публичного камерно-вокального концерта в России: опыт документального исследования // ПМН. 2014. № 3 (16);
• Как вырастить певца и просветителя? // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы. Сб. науч. тр. Вып. 6. М., 2014;
• Музыкально-просветительский след Мариэтты Шагинян // Культура в жизни и творчестве М.С. Шагинян: Материалы I Шагиняновских чтений. Ростов-н/Д., 2014;
• Принципы составления учебно-концертных программ: из опыта муз.-просветительской деятельности кафедры сольного пения РГК (в соавт. с Т.В. Шорлуян) // Вопросы вокального образования: Метод. рекомендации для преподавателей вузов и средних учебных заведений. М.-СПб, 2014;
• Интеграция национальных культур и формирование традиций музыкального просветительства на Дону // Культура. Наука. Интеграция. 2014. №4 (28);
• Анатолий Цукер – musicus ludens: штрихи к портрету юбиляра // ЮРМА. 2014. №3; О музыкально-просветительских проектах в радиоэфире «ДОН-ТР»: постижение культуры // Культура как фактор развития общества, государства, личности. Ростов-н/Д., 2014;
• Воспитание певца-актера: на перекрестье учебных дисциплин // ЮРМА. 2015. №3; Музыкально-просветительские идеи в деятельности и творчестве ростовских композиторов // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность. Сб. ст. Ростов-н/Д., 2015 и др.
ОТЗЫВЫ СМИ
• Авдулов Н.С. , Мирзабеков Н.В. М.С. Шагинян. Нахичевань в жизни и творчестве. Ростов-н/Д., 2013;
• Боровская Н. Ипостаси музыки // Ростов официальный, №17 (752), 22.04.2009;
• Боровская Н. Талант и обаяние Натальи Мещеряковой // RELGA, №7 (187), 10.05.2009;
• Гридасова Ж. И снова музыка звучит… Во Дворце атаманов // Частная лавочка, 28.08.2014;
• [Гринева] Мария «Вы нам даете здоровье» // Академия. 14.01.2006, №1;
• Мезина Е. Душевная радость общения // Кадры индустрии, №3 (2188), 19.02.2004;
• Мирзабекова Н. [Театр] «Кроме цветов, детей и музыки…» (о музыкально-историческом салоне Натальи Мещеряковой «Сергей Рахманинов и Маритетта Шагинян: ростовские встречи») // Ковчег Кавказа. 2009. №11;
• Прачева И. Война в контексте музыки и слова // Таганрог. №16 (26), 14.09.2012;
• Тихомирова В. «Святая к музыке любовь!»: [о Н.А. Мещеряковой-преп. РГК им. С. В. Рахманинова] // Молот, 23.12.2003;
• Чевеля Я. «Зрителя нужно воспитывать в театре» (интервью с Натальей Мещеряковой) // Ростов официальный, № 15 (802), 07.04.2010.
ОТЗЫВЫ В СМИ
http://rostcons.ru/assets/studies/stud_35.html
http://rslovar.com/content/музыковед-которая-поёт-наталья-мещерякова
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa...
http://www.rostov-gorod.ru/index/news/2/685559/
http://www.rostof.ru/article.php?chapter=7&id=2010...
http://www.rostovmuseum.ru/visitors/