Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Мещерякова Наталья Алексеевна

Мещерякова Наталья Алексеевна

Мещерякова Наталья Алексеевна

Музыковед
Ростовская региональная общественная организация «Союз композиторов России»

Родилась 15.07.1955 г.

После окончания Мурманского музыкального училища (1976) поступила на теоретический факультет Петрозаводского филиала ЛОЛГК и продолжила учебу в РГМПИ. Училась у Л.А.Рябковой, Ю.Г. Кона, Л.Я. Хинчин, Б.И. Ситерман, ВА. Юрчук. Завершив учебу в вузе по двум специальностям (музыковедение, 1981; сольное пение, 1992), продолжила работать в РГК (с 1981). Обучалась в очной аспирантуре (1984-1987) на кафедре музыкальной критики ЛОЛГК (научный руководитель Л.Г. Данько). Кандидатская диссертация: «Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870-1917)» защитила в диссертационном совете ЛОЛГК (1988).

На протяжении почти трех десятилетий творческой работы сочетает научную, педагогическую, музыкально-просветительскую, исполнительскую деятельности. Совмещая работу на двух кафедрах – истории музыки и сольного пения – освоила преподавание таких дисциплин, как история музыки, музыкальная критика, основы музыкальной теле- и радиожурналистики, творчество донских композиторов, сольное пение, методика обучения вокалу, история исполнительского искусства, педагогическая практика и др. Работает с аспирантами, является руководителем СНТО вокального факультета, осуществляет руководство дипломными работами вокалистов, занимается разработкой учебных курсов и авторских программ.

Направления научной деятельности Н. Мещеряковой обращены к творчеству современных композиторов, музыкальной социологии, музыкальной критике, музыкальному краеведению и исполнительству, связаны с проблемами музыкального театра и музыкального образования, направлены на изучение традиций музыкального просветительства в прошлом и настоящем. Является исследователем и продолжателем просветительских традиций музыкального салона, рассматривая его в исторической динамике и в широком контексте национальной культуры. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. Ее статьи и доклады на международных научных конференциях опубликованы в сборниках и разных городов, включая Астрахань, Воронеж, Донецк, Красноярск, Москву, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самару, Санкт-Петербург, Таганрог, Чебоксары.

Ведёт концертно-лекционную работу и организаторскую деятельность. С 1989 занимается музыкальной журналистикой, выступая в газетной периодике и радиоэфире центральной телерадиокомпании региона «ДОН-ТР» как автор, ведущая и редактор музыкальных программ и авторских проектов, посвященных различным сферам творчества: «Музыкальная жизнь Дона», «Наши фольклорные традиции», «Джазовая панорама», «Музыкальная шкатулка», «Увертюра», «Музыкальная гостиная». Неоднократно участвовала в телевизионных передачах. На Камерной сцене РГМТ проявила се6я как сценарист, постановщик, исполнитель и ведущая театрализованных представлений в форме музыкально-исторического салона. Тематика других музыкально-просветительских проектов Н. А. Мещеряковой связана с музыкой разных жанров, стилей и направлений: «Я – композитор: беседы с современниками», «Музыка для детей и взрослых», «Дом, в котором музыка живет», «Играет муниципальный ансамбль "Каприччио”: от барокко до авангарда», «Музыкальные вечера на Газетном» и др. Просветительские абонементы, концертные программы и фестивали с участием Н. Мещеряковой проходят на театральных и филармонических площадках города, а также в библиотеках и музеях Москвы, Ростова, Новочеркасска и Таганрога. Концертные программы, сольные и смешанные, были представлены во Владикавказе, Грозном, Махачкале, Москве, Пятигорске.

Сотрудничает с различными творческими организациями: Международным музыкальным центром «Гармония», ВМО и др. Является членом СК РФ (1993), в разнообразных формах популяризируя творчество ростовских авторов, принята в состав Общественной академии «Голос» (2013), участвует в работе Правления ростовской композиторской организации.

На протяжении пятнадцати лет (1995-2010), организовав работу музыкально-просветительского абонемента, созданного в содружестве с музыковедом и пианисткой А. А. Соколовой, выступает в качестве певицы и музыковеда. Проводит мастер-классы в общеобразовательных школах области, по приглашению работает в жюри различных творческих состязаний («Гвоздики отечества», «Хрустальное сердце» и др.). В творческом сотрудничестве с концертмейстерами Е. Андреевой, А. Гололобовым, Т. Игнатовой. Г. Мурадян, Э. Рабинович, В. Юрчук подготовила ряд сольных тематических программ («Беда от нежного сердца», «Восток в музыке», «О Таганроге с нежностью», «Ты сидишь у камина…» и др.) и моноспектакли («Изабелла Юрьева – королева русского романса», «Любовь и жизнь М. Олениной-д’Альгейм»). Регулярно участвовала в концертах «Школы концертмейстерского мастерства» (Москва) под девизом «Пианист приглашает солиста».

В сопровождении муниципального ансамбля «Каприччио» участвовала в представлении камерных опер ростовских композиторов (А. Матевосян «Любовь графини Д. в письмах и стихах» – партия Графини, первое исполнение; В. Ходош «Курочка-ряба» – партии Бабки и Сказительницы). Подготовила партию Стеллы Патрик Кембел в дуо-опере А. Матевосян «Милый лжец». Камерно-концертный репертуар сочетает отдельные произведения и вокальные циклы зарубежных и отечественных композиторов: оперные арии, романсы и песни, дуэты и сцены из спектаклей от Верстовского и Глинки до Свиридова и Гаврилина; «Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Детская» Мусоргского. Современная музыка, пополнившая концертные программы, включает сочинения ростовских авторов: А. Артамонова, Г. Балаева, Л. Израйлевича, Г. Комбаровой, А. Матевосян, М. Фуксмана. Постоянными концертными площадками для певицы стали Дворец Алфераки, залы Чеховской гимназии и библиотеки им. А.П. Чехова в Таганроге, Библиотека Новочеркасского политехнического института, Зал Института повышения квалификации учителей, Музыкальный салон Ростовского областного музея краеведения на Газетном в Ростове и др.

Сотрудничает с волонтерской организацией «Старость в радость», посещает концерты Домов инвалидов и престарелых по Ростовской обл. (Зерноград, Егорлык, Семикаракоры и др.). Запись концертных программ осуществлена в студиях звукозаписи ГТРК «ДОН-ТР» и ТРТИ (два CD-диска записаны совместно с з.а. РФ А. Гололобовым; один из них, посвященный вокальному творчеству С. Шурина, был представлен на концертах в Вене).

Лауреат международных вокальных конкурсов, з. д. ВМО (2002). Журналистская деятельность Мещеряковой отмечена дипломом II степени областного конкурса «За цикл передач по укреплению дружбы народов северного Кавказа» (2003) и благодарностью оргкомитета радио-фестиваля «Голос Кавказа» (2012), научные и педагогические достижения – благодарственными письмами губернатора РО (1995) и министра культуры РФ (2012), успехи в музыкально-просветительской работе – дипломом Областной администрации «Человек года 2006».

ПУБЛИКАЦИИ

• Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870–1917): автореф. дис. ... канд. иск. Л., 1988;

• Исторический опыт «Азовского вестника» // Музыкальная критика. Методы анализа и оценки. Сб. научных трудов. Л., 1989;

• Музыкальная социология как предмет специализации // Традиционное и новаторское в исследовательской деятельности музыкального вуза. Вып. 2. Ростов-н/Д., 1990;

• Камерный вокально-инструментальный театр Моцарт и Прокофьева // Моцарт и Прокофьев. Ростов-н/Д., 1991;

• Мастер-Маргарита (М.П. Ожигова) // Музыкальная педагогика в лицах. Ростов-н/Д., 1992;

• Музыкальная жизнь дореволюционного Таганрога в зеркале местной прессы // Культура Донского края: страницы истории. Ростов-н/Д., 1993;

• Вокальное творчество Рахманинова сквозь призму симфонизма // Рахманинов в художественной культуре его времени. Ростов-н/Д., 1994;

• Новое в романтической концепции В.А. Гаврилина // Памяти учителей: сб. ст. Ростов-н/Д., 1995;

• Музыкальные парадоксы прошлого (из местного опыта) // Культура – мощный фактор развития. Материалы Южно-Российской науч. конф. Ростов-н/Д., 1997;

• Страницы отечественной Шубертиады: В. Гаврилин // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Ростов-н/Д., 1998;

• О функциональности драматургии оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» // Музыкальный театр ХIХ-ХХ вв. Ростов-н/Д., 1999;

• Страницы музыкальной культуры Дона // Музыкальное образование. Культура. Ростов-н/Д., 2000;

• На межнациональных перепутьях культуры (из опыта работы радио «ДОН-ТР») // Этнос, язык, культура: национальное и индивидуальное мировоззрение. Славянск-на-Кубани. 2001;

• О парадоксах радиодинамики музыкальных жанров (о чем молчат колокола радиоэфира…) // Системно-синергетическая парадигма в культуре и искусстве. Таганрог, ТГРТУ, 2004;

• Традиции музицирования в Таганроге // ЮРМА. 2004; М. Гнесин и музыкальное образование на Дону // Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку. М., 2006;

• Музыкальные салоны России (донские традиции) // Памяти М.А. Этингера: сб. науч. статей. Астрахань, 2006;

• Смежные грани творчества Аракс Матевосян // Композиторы Ростова-на-Дону: сб. ст. М., 2007;

• «Цыган» Леонида Клиничева или новый триумф романтической оперы // ЮРМА. 2007 (4);

• Опыт музыкально-исторической реконструкции в условиях современного музыкального салона // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. Ростов-н/Д., 2008;

• «Я человек заброшенный…»: парадокс Михаила Гнесина (в соавт. с О. Н. Малиновской) // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. Ростов-н/Д., 2008;

• С.В. Рахманинов на Кавказских минеральных водах: на концертной сцене и в музыкальном салоне // ЮРМА. 2010. №1 (6);

• Сделать школу Домом песни // Модернизация вокально-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования. 2010. №1;

• «Больше, чем певица…»: творческий феномен М.А. Олениной-д’Альгейм // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-н/Д., 2011;

• Кризис камерно-вокального исполнительства: пути преодоления // Культура. Наука. Интеграция. 2011. №4 (16);

• Воспитание современного певца с позиций социального оптимизма // Культура. Наука. Интеграция. 2012. №3 (19);

• Эталон артиста-художника в контексте современного вокального образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013;

• Истоки и формы образования художественного текста // Текст художественный: грани интеграции. Петрозаводск, 2013;

• Из истории становления публичного камерно-вокального концерта в России: опыт документального исследования // ПМН. 2014. № 3 (16);

• Как вырастить певца и просветителя? // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы. Сб. науч. тр. Вып. 6. М., 2014;

• Музыкально-просветительский след Мариэтты Шагинян // Культура в жизни и творчестве М.С. Шагинян: Материалы I Шагиняновских чтений. Ростов-н/Д., 2014;

• Принципы составления учебно-концертных программ: из опыта муз.-просветительской деятельности кафедры сольного пения РГК (в соавт. с Т.В. Шорлуян) // Вопросы вокального образования: Метод. рекомендации для преподавателей вузов и средних учебных заведений. М.-СПб, 2014;

• Интеграция национальных культур и формирование традиций музыкального просветительства на Дону // Культура. Наука. Интеграция. 2014. №4 (28);

• Анатолий Цукер – musicus ludens: штрихи к портрету юбиляра // ЮРМА. 2014. №3; О музыкально-просветительских проектах в радиоэфире «ДОН-ТР»: постижение культуры // Культура как фактор развития общества, государства, личности. Ростов-н/Д., 2014;

• Воспитание певца-актера: на перекрестье учебных дисциплин // ЮРМА. 2015. №3; Музыкально-просветительские идеи в деятельности и творчестве ростовских композиторов // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность. Сб. ст. Ростов-н/Д., 2015 и др.

ОТЗЫВЫ СМИ

• Авдулов Н.С. , Мирзабеков Н.В. М.С. Шагинян. Нахичевань в жизни и творчестве. Ростов-н/Д., 2013;

• Боровская Н. Ипостаси музыки // Ростов официальный, №17 (752), 22.04.2009;

• Боровская Н. Талант и обаяние Натальи Мещеряковой // RELGA, №7 (187), 10.05.2009;

• Гридасова Ж. И снова музыка звучит… Во Дворце атаманов // Частная лавочка, 28.08.2014;

• [Гринева] Мария «Вы нам даете здоровье» // Академия. 14.01.2006, №1;

• Мезина Е. Душевная радость общения // Кадры индустрии, №3 (2188), 19.02.2004;

• Мирзабекова Н. [Театр] «Кроме цветов, детей и музыки…» (о музыкально-историческом салоне Натальи Мещеряковой «Сергей Рахманинов и Маритетта Шагинян: ростовские встречи») // Ковчег Кавказа. 2009. №11;

• Прачева И. Война в контексте музыки и слова // Таганрог. №16 (26), 14.09.2012;

• Тихомирова В. «Святая к музыке любовь!»: [о Н.А. Мещеряковой-преп. РГК им. С. В. Рахманинова] // Молот, 23.12.2003;

• Чевеля Я. «Зрителя нужно воспитывать в театре» (интервью с Натальей Мещеряковой) // Ростов официальный, № 15 (802), 07.04.2010.

ОТЗЫВЫ В СМИ

http://rostcons.ru/assets/studies/stud_35.html
http://rslovar.com/content/музыковед-которая-поёт-наталья-мещерякова
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa...
http://www.rostov-gorod.ru/index/news/2/685559/
http://www.rostof.ru/article.php?chapter=7&id=2010...
http://www.rostovmuseum.ru/visitors/