Ашхотов Беслан Галимович
Родился 12 июня 1949 г. в с.Верхний Курп Терского района Кабардино-Балкарской Республики, кабардинец, является специалистом по этномузыкологии, общему музыкознанию и культурологии.
После окончания Нальчикского музыкального училища в 1974 г. поступил в Астраханскую государственную консерваторию на факультет истории и теории музыки, которую окончил по классу профессора Ярешко А.С. в 1979 г. (дипломная работа «Стилистика адыгской песни-плача»).
С 1979 по 1990 гг. работал директором Методического кабинета по учебным заведениям министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики. С 1990 г. и по настоящее время – проректор по учебной работе Северо-Кавказского государственного института искусств (г. Нальчик).
Ученые звания и степени
Звание доцента кафедры истории и теории музыки присвоено в 1993 г., звание профессора – в 2001 г. Кандидатскую диссертацию по теме «Гъыбзэ – стилистическая форма адыгского фольклора» защитил в 1996 г. в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург). Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор И.И. Земцовский. Ученая степень доктора искусствоведения присвоена в 2005 г. Диссертация «Адыгское народное многоголосие» защищена в Государственном институте искусствознания (г. Москва).
Главные достижения:
Впервые в адыгской музыкальной фольклористике поставил проблему комплексного исследования традиционных песен, имеющих собственное терминологическое название “гъыбзэ” (песня-плач). На основе всестороннего анализа сделал вывод, что гъыбзэ является особой стилистической формой адыгского фольклора, но не оригинальным жанром или отдельной группой внутри конкретного жанра (монография опубликована в 2002 г.). Автор впервые в адыгской национальной фольклористике выдвигает гипотезу и убедительно доказывает идею о формировании характерных ритмоформул и интонационных модификаций в адыгской песне, коренящихся в специфике национального языка. Установил типичные признаки ритмической организации, ладоинтонационной основы, закономерности формообразования, особую семантику внутрислоговой распевности, функциональную дифференциацию основных пластов песенной фактуры.
Впервые в кавказской музыкальной фольклористике исследовал особенности жанра исламских богослужебных песнопений «Зикры». Подготовил новую монографию о генезисе многоголосного мышления адыгов, в которой на основе компаративного анализа многоголосных песен народов Кавказа и на широком фоне исторического и социально-экономического развития этноса выявил автохтонность происхождения и эволюцию адыгского многоголосия, делая главный акцент на бурдонном двухголосии, являющегося доминантой фольклорного сознания. Пользуется новейшим комплексным методом анализа и аналитической нотации, соответствующим современным требованиям музыкальной фольклористики.
Продолжает работать над книгой о творчестве композитора Дж. Хаупа, которое охватит все жанры творчества автора. В качестве учебного пособия по изучению истории отечественной музыки адресуется студентам вузов, средних специальных учебных заведений, специалистам, а также широкому кругу читателей. Имеет авторские программы «Адыгское народное музыкальное творчество», «Музыкальный фольклор народов Северного Кавказа», «Народная художественная культура народов Северного Кавказа». Общее число опубликованных работ составляет 105 наименований, общий объем более 80 авторских листов.
Женат, имеет двух сыновей (А. Ашхотов – лауреат межд.конкурса (Киев, 2 место, камерный ансамбль, артист симфонического оркестра (виолончель) Московского музыкального театра им. Н. Сац. И. Ашхотов – выпускник СКГИИ, лауреат II Северо-Кавказского Открытого конкурса вокалистов, Нальчик, 2 место), стажер Мариинского театра (Санкт-Петербург)
Имеет диплом второй степени Министерства культуры Российской Федерации за участие во Всероссийском конкурсе методических работ преподавателей культуры и искусства. (Сценарий музыкального спектакля «Традиционная русская свадьба»). Является членом Союза композиторов РФ, член-корреспондент Международной Адыгской (Черкесской) академии наук. За особые заслуги в культуре присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Кабардино-Балкарской Республики», награжден знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2001). Имеет Диплом лауреата республиканского конкурса (фольклорный ансамбль НМУ) 1986 г.
За большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов, укрепление культурных межрегиональных связей награжден Почетными грамотами Министерств культуры КБР, Калмыкии, рескома работников культуры КБР, МВД КБР.
Область научных интересов: исторические корни формирования и музыкально-стилистические особенности адыгского музыкального фольклора, краеведение, профессиональная музыкальная культура Кабардино-Балкарии.
Монографии:
- Традиционная адыгская песня-плач гъыбзэ
- Адыгское народное многоголосие
- Адыгское народное многоголосие: феномен подвижного бурдонного многоголосия
Статьи:
- Культура, Искусство, Образование: взгляд изнутри (сборник)
- Народно-песенные истоки адыгских закиров // Вопросы Кабардино-Балкарского музыкознания
- Песня – судьба народа и его гордость // Горизонт. Литературный альманах
- О роли фольклора в творчестве Дж. Хаупа // Музыка российских композиторов XX в. В контексте культуры
- Основная доминанта творчества Дж. Хаупа // Музыкальная академия
- Художественное образование на рубеже тысячелетий: Региональный аспект // Вуз культуры и искусств XXI века:Состояние и прерспективы
- Внутрислоговая распевность в адыгской народной поэзии // Искусство устной традиции: историческая морфология.
- Многоголосие адыгов: Архаические формы коллективного пения // Музыкальная академия
- Жанр фортепианной миниатюры в творчестве композиторов Кабардино-Балкарии // Сборник фортепианных произведений композиторов Кабардино-Балкарии.
- Долгий путь восхождения на музыкальный олимп // Хасан Карданов: Талант души. Жизнь и творчество
- Новое свидетельство креативности адыгской музыкальной фольклористики // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук
- Портрет художника в интерьере камерно-инструментального жанра (к 60-летию Дж.К. Хаупа) //Южно-Российский музыкальный альманах
- Инструментальный концерт в творчестве Дж. Хаупа // Музыкальная летопись российских регионов
- Неизвестное об известной теме М.и. Глинки // Музыкальная академия
- О содержательности сквозной музыкальной формы в историко-героических песнях адыгов // Проблемы музыкальной науки.
- Народное музыкальное творчество в XXI веке: проблемы сохранения и перспективы развития // Проблемы изучения и публикации материалов по фольклору и этнографии народов Юга России
- О роли коллективного и индивидуального в народном творчестве: К вопросу о фольклорной династической традиции // PAX SONORIS: История и современность
- Вариативность концептуальной трактовки соотношения слова и музыки в вокальных жанрах // Южно-Российский музыкальный альманах-2008
- Об онтологических основаниях адыгских нартских пшинатлях // Проблемы музыкальной науки
- Народное художественное творчество как часть современной образовательной системы // Проблемы музыкальной науки
- Феноменология кавказской этномузыкальной идентичности в парадигме «Восток – Запад» // PAX SONORIS. Научный журнал
- Этномузыкальный мир Кавказа в пространстве истории русского искусства в контексте дихотомии «Восток-Запад» // PAX SONORIS: Научный журнал
- Немеркнущие ценности традиционной культуры // Проблемы музыкальной науки
- Из истории становления композиторской школы Кабардино-Балкарии // Музыковедение
- Размышления об аксиональности традиционной культуры в современном социокультурном пространстве // Культурная жизнь Юга России: Прошлое,настоящее, будущее»
- Tradition of polyphonic singing of the Adyghes (Традиция многоголосного пения у адыгов) // Проблемы музыкальной науки