Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Аркадьев Михаил Александрович

Аркадьев Михаил Александрович

Аркадьев Михаил Александрович

Композитор

Родился 15 марта 1958 в Ленинграде. Советский и российский дирижёр, пианист, композитор, теоретик музыки, философ. Доктор искусствоведения (2003). Заслуженный артист России (1995)

В 1974—1978 годах учился в Академическом муз. училище при Московской консерватории по классу фортепиано у Я. И. Мильштейна, затем А. И. Соболева, а также у Ю. Н. Холопова (теория музыки). В 1978—1983 — в Российской Академии музыки им. Гнесиных (тогда ГМПИ) у А. А. Александрова, у него же в 1988 окончил аспирантуру. Занимался композицией с А. Г. Шнитке и Р. С. Леденевым, дирижированием — с В. Нельсоном, Ю. Симоновым и М. Эрмлером. На Аркадьева как музыковеда оказали влияние работы М. Г. Харлапа, И.Браудо, Э.Курта, и Л. А. Мазеля.

В 1988—1998 Аркадьев работал в тесном сотрудничестве с Г. В. Свиридовым. Принимал непосредственное участие в замысле, создании, комментировании и был первым исполнителем (совместно с Дм. Хворостовским) его последнего
крупного вокального сочинения — поэмы «Петербург» для голоса и фортепиано на сл. А. Блока.

В 1989 состоялись первые сольные концерты Михаила Аркадьева за рубежом, он стал постоянным участником и муз. директором фестиваля фортепианной и камерной музыки «Русские вечера» в г. Морзум (Германия). Как пианист А.
выступал со многими дирижёрами: Вл. Федосеевым, Ю. Симоновым, Вл. Понькиным, С. Скрипкой (Россия), Р. Кофманом (Украина) и др.

В 1990—2003 гг. Аркадьев работал как пианист с Народным артистом России Дмитрием Хворостовским на всех основных сценах мира (с ним записаны 3 компакт-диска: на фирме «Филипс», 1994, 1997, на фирме «Делос», 2003).
Аркадьев совместно с Хворостовским является автором новой исполнительской редакции поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» (на сл. С. Есенина) (изд. «Музыка», 1996).

Его сочинения исполняются на российских и зарубежных сценах. В числе исполнителей — А.Рудин, М. Лубоцкий, Г. Казазян, В. Симон, Б. Андрианов, А. Сафиулин, Т.Куинджи, Ф. Нодель, А. Кошкина, А. Тростянский, А. Притчен, Е. Петров, А. Шмитов, Дж. Харлионо

Несмотря на то, М.А. Аркадьев был принят в Союз как музыковед, с 1985 года (Молодежная секция) он сотрудничал с такими коллегами как С. Губайдулина, А. Шнитке, С. Беринский, Ю. Каспаров, Вл. Генин, Вл. Николаев, И. Жванецкая, Р. Леденев, Г. Свиридов, Вл. Рубин, А. Николаев, Гр. Фрид, и др. Его сочинения неоднократно исполнялись в Союзе московских композиторов, в том числе на сцене концертного зала Союза. В частности, «Мадригалы» для камерного хора звучали в 2001, Четыре Элегии Рильке для ф-но звучали в 2018 году.

Основные научные работы :

  • Размышления о молодом композиторе. (О Вл. Генине) – Советская музыка, 1989, No12. 1 п.л.
  • Временные структуры новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования). М. 1992. 8 п.л. с илл., нот. Второе изд., испр. и доп.: М, 1993. https://imwerden.de/pdf/arkadjev_vremennye_struktury_novoevropejskoj_muzyki_1993__ocr.pdf
  • «Пиковая дама» и миф о царе Эдипе. Волшебная гора I. Москва: МГУ, 1993. 0,3 п.л.
  • К музыке Георгия Свиридова. Композитор и трансценденция. Музыкальная академия. 1996, No 1. https://mus.academy/articles/k-muzyke-georgiya-sviridova
  • G. Sviridov, Petersburg. Poem for voice and piano to words by Alexander Block. World Premiere. Programme note. Wigmore Hall, London 1996,
  • Лирическая вселенная Г.Свиридова. В кн. Русская музыка и ХХ век. Москва 1997.
  • Диалоги о постсовременности (беседа с Т.Чередниченко). Музыкальная академия 1998, https://mus.academy/articles/dialogi-o-postsovremennosti
  • Хроноартикуляционные структуры в клавирном творчестве И.С. Баха. Музыкальная академия. 2000, No2. https://mus.academy/articles/khronoartikulyatsionnye-struktury-v-klavirnom-tvorchestve-isbakha
  • Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль. Музыкальная академия 2001, No1, 2. https://mus.academy/articles/fundamentalnye-problemy-teorii-ritma-i-dinamika-nezvuchashchikh-struktur-v-muzyke-veberna-vebern-i-gusserl
  • И.С. Бах Гольдберг-вариации. Синтетический уртекст. Концепция и комментарии М. Аркадьева. Москва: Композитор, 2002. 8 п.л. Илл., нот. https://imwerden.de/pdf/arkadjev_bach_goldberg-variationen_2002.pdf
  • Музыкально-феноменологические вариации. В кн. Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Материалы «Серебряковских научных чтений». Кн.1. Волгоград 2004. С.13-22
  • Основная структура хроноартикуляционного процесса новоевропейской музыки. В кн. Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Материалы «Серебряковских научных чтений». Кн.1. Волгоград 2004. С.96-107
  • Предварительные эскизы к «практической теории дирижирования». Жест -музыкальный язык – партитура. В кн. Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Материалы «Серебряковских научных чтений». Кн.1. Волгоград 2004. С.401-409
  • Метроритм как творчество и динамика «незвучащего». Монография. Волгоград 2004. 5 п.л.
  • «Анти-Муджеллини», или базовые принципы работы пианиста с клавирными уртекстами. Методические рекомендации для студентов фортепианных факультетов консерваторий и вузов искусств. Москва-Магнитогорск:МаГК, 2006. 11с.
  • "Жизнь моя, иль ты приснилась мне... " Музыкальная академия. - 2007. - N 3. - С. 41-45. О моноопере "Альбом Алисы" российского композитора Владимира Ильича Рубина https://mus.academy/articles/zhizn-moya-il-ty-prisnilas-mne
  • Трагедия Ницше и музыкальный идол. Комментарий к музыке и проблеме. В журн. «Пушкин» №3-4 2010 https://nietzsche.ru/works/music/arkadiev/
  • Метр как творческий парадокс и как дисгармонирующее начало// Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9–12 апреля 2012 года / Под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной и Г.Р. Консона. М.: Книга по Требованию, 2012. С. 414-419.
  • Технические принципы высшего пианистического мастерства// Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по мат. Межд. науч. конф. 9–13 апреля 2013 года / Под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной и Г.Р.
  • Консона; Ред.-сост. Г.Р. Консон. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 36-43.
  • Фундаментальные проблемы музыкального ритма и «незвучащее». Время, метр, нотный текст, артикуляция. Lap Lambert Academic Publishing. 2012. Монография.
  • Ритмология культуры: очерки / под ред. Ю.Ю. Ветютнева, А.И. Макарова, Д.Р. Яворского. – СПб.: Алетейя, 2012. - 280 с. Главы: 8. РИТМ И ВРЕМЯ. Стр. 129 - 142. 11. РИТМ В МУЗЫКЕ. Стр. 177 - 201.
  • Метр как творческий и исполнительский парадокс. Музыкальная Академия. Выпуск № 2. 2017 C.30-34 https://mus.academy/articles/metr-kak-tvorcheskiy-i-ispolnitelskiy-paradoks
  • Звуки и разрывы времени. В сб. Юрий Петров. Тайнопись музыки барокко. М.: Музыка, 2019. С.380-390.
  • Piano Master Key (Мастерки) или Все ли мы знаем о пианизме? Вопросы и ответы о технических принципах и приемах искусства фортепианной игры. В двух книгах. С.-Петербург: Планета музыка. 400с. (в печати)