Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Дондупов Давид Доржиевич

Дондупов Давид Доржиевич

Дондупов Давид Доржиевич

Музыковед
Союз композиторов Республики Бурятия

Родился 21.01.1974 в г. Улан-Удэ. В 1993 г. закончил теоретическое отделение Улан-Удэнского музыкального училища, затем теоретическо-композиторский факультет Новосибирской государственной консерватории (1998) и аспирантуру НГК (2003) по специальности «Музыкальное искусство».

Профессиональные интересы и творческая деятельность Давида Доржиевича Дондупова разнообразны и многогранны, при этом теснейшим образом связаны с культурой Республики Бурятия.

Его научная работа, включающая подготовку в аспирантуре Новосибирской консерватории кандидатской диссертации по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство (искусствоведение) «Музыкально-обрядовый комплекс бурятского буддизма (на материале службы сахюусанам Лхамо и Жамсрин)» и написание научных статей, посвящена изучению музыкальной составляющей буддийского ритуала в Бурятии. Д.Д. Дондупов неоднократно выступал с докладами по этой теме на научных конференциях и семинарах различного уровня, в том числе, на международных («Восток-3апаД: Диалог культур», Улан-Удэ, 1996; «Новые направления в научной и исполнительской реконструкции Древнейших памятников традиционной танцевальной и певческой культуры народов мира», Новосибирск, 2001; «Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика», Новосибирск, 2002), ярко и репрезентативно раскрывая специфику бурятского буддизма, вводя в научный обиход новый, добытый им в ходе полевой этнографической работы эмпирический материал. Свой научный потенциал Д.Д. Дондупов реализовал в написании таких научных статей, как: «К вопросу о музыкальной составляющей буддийского ритуала в Бурятии», «Музыкально-обрядовый комплекс бурятской буддийской службы «Сахюусан» (хранителей веры)», «Тибетская традиция «ян» в контексте музыкально-обрядового комплекса» и других. Трудно переоценить значение этих статей и диссертации Д.Д. Дондупова в бурятском и, шире, российском музыковедении – это, по сути, первые аналитические работы о музыкальном контексте бурятского буддизма, подробно и профессионально описывающие музыкальную составляющую службы.

Помимо этого, Д.Д. Дондупов всегда живо интересовался народной культурой своей малой родины. В 2006-2008 годах он принимал активное участие в экспедиционных проектах Российского гуманитарного научного фонда (гранты 06-04-18023е; 07-04-18033е; 08-04-18040е), поддержавшего музыкально-этнографические экспедиции Новосибирской консерватории. Д.Д. Дондупов вел полевую работу по сбору бурятского музыкального фольклора в Еравнинском (2006), Баргузинском и Тункинском (2007) районах Бурятии, Боханском и Осинском (2008) районах Иркутской области. Записанные при его участии материалы легли в основу ряда научных и научно-популярных статей по материалам данных экспедиций; они частично опубликованы в качестве аудио-видео-иллюстраций к очеркам, посвященным песенным традициям нукутских, боханско-осинских, еравнинских бурят, колыбельным песням и укачиваниям хоринцев, скотоводческим заговорам хоринцев и баргузинцев и пр. на портале Министерства культуры Российской Федерации «Культура.РФ».

Немаловажным направлением деятельности Д.Д. Дондупова является публицистика. Его интерес к этой области проявился еще со студенческих лет, приобрел систематический характер и со временем стал ведущей областью его профессиональной самореализации. Отмечу его участие на постоянной основе в подготовке газеты Сибирского отделения Союза композиторов России «Копыто Пегаса» (1997-1999). Материалы статей Д.Д. Дондупова всегда отличались броскостью заголовков, нетривиальностью оценок и типа изложения, всегда привлекали читателей стремлением их автора участвовать в культурной жизни города и региона, оценивая ее с профессиональной и гражданской позиций.

С 1999 по 2008 г.г. работал главным редактором и главным администратором Новосибирской государственной филармонии, отвечая за пиар, связи с общественностью и творческие проекты учреждения. Печатался в новосибирских СМИ и научных журналах Сибири, вел общественную деятельность – был руководителем Национально-культурной бурятской автономии «Байкал» г. Новосибирска.

За этот период Давид Доржиевич проявил себя как творческий, инициативный и компетентный работник. Он грамотно и креативно решал вопросы имиджевой политики крупнейшей концертной организации Сибири, творчески подходил к реализации культурно-просветительских проектов, вносил свои предложения в области художественной стратегии НГФ.

Благодаря его деятельности Новосибирская филармонии впервые получила звание в 2003 году «100 лучших товаров и услуг России». Вместе с художественным руководителем филармонии В.М. Калужским он вел работу «Филармонического джазового клуба», в программах которого принимали участие ведущие джазовые музыканты Сибири. Как руководитель Творческого объединения «Этна» (под эгидой филармонии) приглашал на новосибирскую сцену лучшие этнические коллективы со всей России — Алтая, Тывы, Хакасии, Татарстана и др.

В качестве главного редактора выпускал филармонические газеты «БлокНот», «Филармоническая правда», на страницах которой детально описывалась концертная жизнь столицы Сибири, публиковались редакторские материалы о ведущих музыкантах города, поднимались вопросы художественного развития Новосибирской филармонии.

Аналитически подходя к редакторской и административной деятельности Д.Д.Дондупов активно посещал различные семинары в области концертного дела, курсы повышения квалификации в «Институте рекламы и связи с общественностью», что позволило ему со временем самому проводить обучающие тренинги для концертных организаций Сибири («Вначале было слово» -г.г. Новосибирск, Кемерово, Омск) и студентов Новосибирского государственного педагогического университета.

С декабря 2008 года по сентябрь 2022 г. работал в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета в должности заместителя директора. Сфера профессиональных компетенций Дондупова Д.Д. как заместителя директора охватывала самый широкий круг направлений. Они касались административных, творческих и стратегических вопросов.

На всем протяжении своей деятельности Дондупов Д.Д. плодотворно сотрудничает с членами Союза композиторов Российской Федерации. Благодаря его организаторскому таланту и целеустремленности были проведены Вечера памяти, посвященные 100-летию Ж. Батуева (2015), 100-летию Б. Ямпилова, 80-летию С. Манжигеева (2016) , 80-летию Г-Д. Дашипылова (2017). Давид Доржиевич является активным пропагандистом творчества бурятских композиторов Б. Цырендашиева, В. Усовича, П. Дамиранова, музыковеда О. Куницына, организуя постановки, концерты, запоминающиеся насыщенностью и разнообразием музыкального материала, корректностью информационного представления и остающихся в памяти зрителей и профессионального сообщества как настоящие праздники бурятской музыки.

Как один из руководителей гастролей он блестяще проявил себя при организации «Дней культуры Бурятии в Москве и Санкт-Петербурге», приуроченных к 350-летия образования города улан-Удэ в 2016 году, когда впервые после советского периода на престижнейших столичных площадках – Большом, Мариинском и Александринском театрах - выступила вся труппа театра. Год спустя он участвовал и в организации выступлений театра в рамках фестиваля Ассоциации музыкальных театров России «Видеть музыку» на сценах московских театров - имени Станиславского (балет «Красавица Ангара») и имени Сац (опера «Бал-маскарад»). Также под его руководством состоялись большие и малые гастроли театра в городах России (Владивосток, Хабаровск, Чита, Иркутск, Красноярск, Томск, Кызыл, Абакан, Якутск) и Монголии.

Являясь членом художественного совета. Дондупов Д.Д. вел координацию всей репертуарной афиши театра, арендных и культурно-общественных мероприятий. Вносил свои предложения по текущему репертуару и художественному планированию, учитывающие как предпочтения публики, так и развитие профессионального исполнительского уровня труппы.

Обладая музыковедческим образованием и журналистским опытом, он регулярно печатается в местных и федеральных СМИ, публикуя творческие портреты ведущих деятелей бурятского искусства, экспертные материалы о работе театра. На протяжении 2015-2017 годов он являлся главным редактором театральной газеты «Антракт», где освещалась творческая деятельность коллектива и материалы, касающиеся его истории. Его статьи о театральной жизни Бурятии постоянно публикуются в республиканских (газета «Бурятия», Информ Полис» и др) и столичных СМИ («Вестник Санкт-Петербургской консерватории»), на сайте центральной республиканской газеты «Бурятия» ведет свой авторский блог «Заметки земского музыковеда».

Активно участвуя в стратегическом развитии театра, Давид Доржиевич курировал и грантовое направление театра. Ежегодно он участвовал в оформлении более десятка грантовых заявок в различные программы республиканского и федерального уровней. Так, в 2016 году был выигран крупнейший грант среди театров России на постановку балета «Красавица Ангара», были успешные заявки и в федеральной целевой программе «Культура России»,и в республиканской «Сохранение и развитие бурятского языка» и во многих других.

Созданная им в 2019 году Региональная общественная организация «Байкальский культурный форум» с успехом реализовала выигранные в 2020 году гранты Фонда президентских грантов и Российского фонда культуры.

Был награжден Почетной грамотой Министерства культуры Республики Бурятия за вклад в развитие культуры и искусства (2014 г.)

Помимо своей основной практической деятельности . Д. Дондупов постоянно повышает свой образовательный уровень и в марте 2021 года получил второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» в Сибирском институте управления РАНХиГС (Новосибирск).

Созданная им в 2019 Региональная общественная организация «Байкальский культурный форум» с успехом реализовала более 10 выигранных в 2020-2023 году грантов следующих организаций:
Фонда президентских грантов («Лаборатория молодых оперных режиссеров «Байкал-опера», VII Международный этнокультурный фестиваль «Алтан Мундарга» ), Российского фонда культуры (Постановка интерактивного спектакля "Сказки у юрты", «Лаборатория молодых хореографов «Сахали. Байкальские легенды»), Президентского фонда культурных инициатив (цикл концертов "Бурятская песня - душа народа"), Союза театральных деятелей РФ (цикл лекций "Театр 3D"), экологический грант Группы компаний Ен+ ("Хранители Байкала"), два гранта Администрации Главы Республики Бурятия ("Оркестровка песен бурятских композиторов", образовательный проект "Музыкальный дебют").

В 2020 году стал членом Союза композиторов Российской федерации, а также общественным представителем Агентства стратегических инициатив (АСИ) по Республике Бурятия, направление «Социальные проекты».

С 2021 по 2023 г.г. работал по совместительству преподавателем музыкально-исторических дисциплин Колледжа искусств им. Чайковского.

Несколько лет является экспертом комиссии Министерства культуры РБ по государственным премиям РБ, а также по работе Национальной социальной инициативы.

В декабре 2023 года на общем собрании был избран председателем Союза композиторов Республики Бурятия.

Статьи о культуре Бурятии и Сибири

  • «Нерядовые гастроли»: газета «Бурятия, 10.03.2023
  • «Как прошли финальные показы Лаборатории молодых хореографов «Сахали. Байкальские легенды»: газета «Бурятия», 11.09.2023
  • «Итоги и будни НКО»: сайт МК РБ, 22.12.2022
  • «С возвращением, маэстро!» сайт МК РБ, 01.12.2021
  • «Национальный симфонический оркестр: звучит гордо!»: газета «Бурятия», апрель 2021
  • «Князь Игорь» в Бурятии: Откуда в степи древнерусская грусть?»: газета «Бурятия», март 2021
  • «На Восток!: Почему нужно смотреть «Тысячу и одну ночь»: газета «Бурятия», февраль 2021
  • «Инаугурация главного дирижёра: первое выступление Георгия Албегова прошло в концертном формате»: газета «Бурятия, февраль 2021
  • «Больше, чем просто жанр: «Пока есть в Бурятии опера, мы не станем провинцией»: газета «Бурятия», ноябрь 2020
  • Статья о Базыре Цырендашиеве «Мелодия длиною в жизнь»:Бурятия, журнал «Музыкальный журнал» (Москва), март, 2017 г.
  • Статья о Дариме Линховоин «Я уже знаю даже, какой рояль станет в финале пьесы, как сердце, красным» Информполис, сайт МК РБ, 11.04.2012
  • Статья о Вере Лыгденове «Имя, которое поет», газета «Бурятия», юбилейный буклет
  • Главный редактор и автор материаловтеатральной газеты«Антракт» 2016-2017 г.г.
  • Главный редактор и автор материалов газеты «Байкал» Национально-культурной автономии «Байкал» г. Новосибирска, 2006-2008 г.г.
  • Статья «Хан Кончак «Сибирского Колизея» ( о народном артисте РБ Шагдаре Зондуеве, солисте Новосибирской оперы)), газета НКБА «Байкал», декабрь 2007
  • Статья «Приближаясь к Байкалу», редакторская колонка газеты «Байкал», декабрь 2007 г.
  • Главный редактор и автор материалов газеты «Филармоническая правда», 2003-2007 г.г., г. Новосибирск
  • Главный редактор и автор материалов газеты «БлокНот», г. Новосибирск, 2000-2003 г.г.
  • Автор материалов газеты «Копыто пегаса» Новосибирская государственная консерватория, 1995-1997 г.г.
  • Статья «А он играет на валторне… И даже на альпийском горне», «Daily Сибирь», 21.03.1997, Новосибирск
  • Статья «Я приехал обустраивать Россию музыкой» (оконцерте сына А. Солженицына – Игнате), «Daily Сибирь», 6.06.1997, Новосибирск
  • Статья «Поплачь Эней, о ней поплачь», газета «Молодость Сибири», 7.12.1995, Новосибирск
  • Статья «И растаял лед, «зажигающий сердца», газета «Молодость Бурятии», 1993 г.

Научные работы и публикации:

  • Диссертация на соискание звания «Кандидата искусствоведения» на тему «Музыкально-обрядовый комплекс бурятского буддизма» (рукопись). Новосибирская государственная консерватория, 2007 г.
  • Международная научно-практическая конференция «Восток-Запад: диалог культур» Улан-Удэ, 20-26 июня 1996 г.Тезисы доклада «К вопросу генезиса культовых музыкальных инструментов бурятского ламаизма»
  • Научно-практическая конференция «Народы России: возрождение и взаимодействие культур» Уфа, 28-29 июня, 1996 г. «Музыкальный ритуал бурятского ламаизма в аспекте процесса этнокультурного возрождения»
  • Межвузовская научная студенческая конференция «Интеллектуальный потенциал Сибири» /секция «Искусствоведение» Новосибирск, 1996 г. тезисы «К вопросу об эстетической функции музыкального инструментария Тибета»
  • Межвузовская научная студенческая конференция «Интеллектуальный потенциал Сибири» /секция «Искусствоведение» Новосибирск, 27-29 апреля 1998 г. тезисы «О некоторых аспектах обрядности культа хранителей веры в буддизме Бурятии
  • Международная конференция «Новые направления в научной и исполнительской реконструкции древнейших памятников традиционной танцевальной и певческой культуры народов мира» Новосибирск, 2001 доклад «Мантра – как основная категория эстетико-философской традиции тибетского буддизма.
  • Первая конференция «Музыкальная культура Сибири: проблемы и перспективы» Новосибирск, 11 октября 2001 г. «Из истории культуры Бурятии: становление и современное состояние буддийского музыкально-ритуального комплекса»
  • Международная научная конференция «Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика» Новосибирск, 3-6 октября 2002 г. выступление «К вопросу о музыкальной составляющей буддийского ритуала в Бурятии»