Веденкина Ольга Владимировна
Родилась в 1981 году в городе Горьком. Первые музыкальные сочинения были написаны еще в музыкальной школе под руководством А. В. Зеленского и во время обучения на теоретическом отделении Нижегородского музыкального училища им. М. А. Балакирева на занятиях с О. М. Зароднюк. В 2005 году О. Веденкина окончила Нижегородскую консерваторию по классу композиции профессора Б. С. Гецелева.
Во время обучения в консерватории О. Веденкина была активным участником студенческих концертов, а также музыкальных фестивалей – «Картинки с выставки» (2003), «Молодежные академии России» (2004, 2005). В то же время были созданы первые камерно-инструментальные произведения – Квинтет для струнных и фортепиано, «Kammermusik» для квинтета духовых, Две пьесы для струнного трио, «Отражения» для четырех флейт и др. Первое симфоническое произведение «In memorium», созданное в память о событиях в Беслане, является дипломной работой композитора. Оно написано в форме одночастного симфонического цикла и показывает, как автор пытается осмыслить трагическое событие современности. Неслучайно завершение произведения вокальным финалом на текст А. Тарковского. Это не только дань великим симфонистам прошлого, но и голос автора, напоминающий о вечных человеческих ценностях.
Произведения для струнного оркестра представлены двумя работами: «Фантазией» для маримбы и струнного оркестра, написанной еще в студенческие годы, и пьесой «Printemps». Они созданы с большим временным интервалом и кажутся совершенно разными по звучанию. «Фантазия» – яркая виртуозная пьеса со сложными ритмическими рисунками и прозрачной оркестровой фактурой. Ее темы контрастируют своими гармоническими решениями – здесь можно услышать и диатонику, и джазовые гармонии, и острые диссонансы. «Printemps» – пьеса лирико-философского содержания, в которой инструментальные линии сплетаются в плотные фактурные пласты, и большая роль отведена диатонике. Тем не менее, оба произведения демонстрируют важную эстетическую установку автора – поиск ускользающей красоты и гармонии.
Значительная область творчества О. Веденкиной связана с вокальными жанрами: произведения для камерных ансамблей с голосом, вокальные циклы, песни и хоры для детей. Композитор выбирает тексты из разных времен и языковых культур. В основе произведений лежат стихи Р. М. Рильке, В. Ходасевича, Сафо, Платона, Д. Варужана, У. Шекспира, М. Кулаковой. Некоторые песни для детей написаны автором на свои собственные слова. После окончания консерватории О. Веденкина планировала работать над оперой по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина, для которой самостоятельно написала либретто.
Характерным качеством вокальных опусов является преобладание лирического начала. Вокальный цикл «Александрина» написан на тексты современного нижегородского автора – Марины Кулаковой, вместе с которой композитор рассказывает об одиночестве женской души и попытке найти внутреннюю гармонию. Это пять рассказов-монологов о различных составляющих жизни женщины – взаимодействие с близкими людьми, современным обществом, поиск ответов на вопросы о себе, о жизни и смерти, о любви. Вокальная партия чутко реагирует на эмоции, выраженные в тексте, – она балансирует между декламацией и песенной кантиленой. Интересно и инструментальное решение этого произведения: в ансамбль введена виолончель, чей тембр близок тембру человеческого голоса. Виолончель гармонично дополняет вокальную партию, вступая в диалог с солисткой.
Интерес композитора к различным музыкально-стилистическим направлениям проявился уже в студенческие годы. Так, в двух пьесах для струнного трио, в «Kammermusik» автор опирается на интонации русской песни. Эта линия находит свое продолжение в «Веснянке» для струнного квартета и в фолк-роковой композиции «Душа-душенька». В квинтете для фортепиано и струнных цитируется мелодия джазового стандарта. В дальнейшем джазовые интонации и гармонии ярко прозвучат в песнях для детей. Есть произведения, в которых автор как бы экспериментирует, исследует возможности инструментов, пробует применить некоторые современные приемы и техники письма. К ним относятся «Отражения» для четырех флейт, «Дыхание ветра» для альта, «Nocturne» на стихи Д. Варужана. Автор не считает себя авангардным композитором и использует современные средства выразительности только при необходимости создать определенное эмоциональное состояние.
Сочинения О. Веденкиной отмечены дипломами Международного конкурса им. М. Равеля (Бергамо, 2015), III Международного конкурса композиторов и аранжировщиков имени И. О. Дунаевского (Москва, 2016), Открытого конкурса композиторов им. А. Петрова (Санкт-Петербург, 2019).
В настоящее время О. Веденкина работает как композитор и звукорежиссер в медиа-студии «Музыка НН», участвует в детских музыкальных проектах, выступает в качестве организатора мини-фестиваля «СтуДень» для подростков (2019), а также ведет педагогическую деятельность в ДШИ №6 им. А. А. Касьянова.
Для симфонического оркестра:
- In memoriam для симфонического оркестра и сопрано (2005).
Для струнного оркестра:
- Фантазия для маримбы и струнного оркестра (2004),
- Printemps (2014).
Камерно-инструментальные:
- две пьесы для скрипки, альта и виолончели (2001),
- Квинтет для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано (2005),
- Kammermusik для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (2003),
- Отражения для четырех флейт (2004),
- Дыхание ветра для альта (2014),
- Воздушный змей для вибрафона (2015),
- Веснянка для струнного квартета (2016).
Камерно-вокальные:
- вокальные циклы Zwischen Tag und Traum на стихи Р. М. Рильке (2001),
- В сквозном весеннем свете… на стихи В. Ходасевича (2002),
- Из античной лирики на стихи античных поэтов (2002),
- Александрина на стихи М. Кулаковой (2020),
- Nocturne на стихи Д. Варужана (2015),
- Music to hear на стихи У. Шекспира для трех женских голосов и виолончели (2014),
- Душа-душенька для эстрадного ансамбля, Подарок для папы, Апельсиновые кошки, Снеговики, Идет весна по городу для детского хора и др.