Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Камаева Татьяна Юрьевна

Камаева Татьяна Юрьевна

Камаева Татьяна Юрьевна

Музыковед

Родилась в 1968 году в Ставрополе в семье публициста и писателя Юрия Христинина. В 1987 году окончила Ставропольское краевое музыкальное училище. В 1993 году окончила историко-теоретико-композиторский факультет РАМ им. Гнесиных, в 1997 – аспирантуру РАМ им. Гнесиных (научный руководитель – профессор М.А. Енговатова). Серьезную роль в формировании научного мировоззрения сыграли Б.Б. Ефименкова, Э.Е. Алексеев, Ф.Х. Камаев, М.Г. Кондратьев, Д.В. Покровский. В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Некоторые принципы ладового образования в напевах западнорусских традиций».

С 1993 по 2001 гг. преподавала на кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных «Народное творчество». Участвовала в выездных семинарах молодых композиторов и музыковедов, проводимых Союзом Композиторов РФ в ДТК «Иваново» (1994-1996), конференциях разного уровня и ранга (Москва, Казань, Минск, Неготин (Сербия) и др.). Аналогичный учебный курс вела в Московском государственном областном социально-гуманитарном институте (2003-2014). Доцент кафедры музыки МГОСГИ (2009).

Поскольку научно-исследовательская деятельность фольклориста предполагает органичное сочетание «кабинетной» работы с работой «в поле», неотъемлемой частью этого периода стали фольклорные экспедиции (Брянская, Белгородская, Курская, Псковская, Смоленская области России, Сумская Украины и др.). На основе собранных материалов были сделаны выводы, которые нашли отражение и в диссертации, и в профильных публикациях. Часть песенного материала вошла в сборники «Детский музыкальный фольклор» (М., 1994) и «Русский детский фольклор: Хрестоматия с CD-приложением» (СПб.: Планета музыки, 2020).

В 2005 году было издано учебное пособие «Народное музыкальное творчество», рекомендованное УМО по специальностям педагогического образования для студентов педагогических ВУЗов и включенное в федеральный комплект изданий для высшей школы (в соавторстве с А. Ф. Камаевым, М.: Академия, 2005; 2-е изд. – 2008). Третье издание – в отличие от первых двух, выполненных на музыкальном материале восточных славян, – посвящено русской традиционной музыкальной культуре (СПб.: Планета музыки, 2019).

В 1995-2003 гг. в составе Проблемной научно-исследовательской лаборатории РАМ им. Гнесиных участвовала в работе по подготовке к изданию «Смоленского музыкально-этнографического сборника» (изданы в 2003-2005 гг.). По инициативе Министерства культуры Башкортостана принимала участие в систематизации архива и подготовке к публикации научного наследия Ф.Х. Камаева – видного российского музыковеда-тюрколога, члена Союза Композиторов: в 2002-2004 гг. – реставрация и паспортизация фонограмм 60-90х гг., в 2010-2014 гг. – составление и редактирование сборника «Ф.Х. Камаев. Избранные научные статьи» (Уфа, 2014).

Другой сферой творческой реализации все годы была и остается музыкальная педагогика. С начала 2000-х гг. были подготовлены и проведены десятки методических семинаров и мастер-классов в различных регионах страны (Москва, Московская область, Якутия Саха, Северный Кавказ, Башкортостан и др.). Географию слушательской аудитории существенно расширило активное сотрудничество с Фондом поддержки культурно-образовательных программ «Содействие». Основная тематика выступлений: «Современное состояние музыкального образования в ДМШ и ДШИ: переход на две образовательные платформы», «Игровые методики в преподавании музыкально-теоретических дисциплин», «Формы и методы контроля знаний на уроках сольфеджио», «Включение этнографического компонента в образовательные программы разных уровней», «Эстетическое развитие и социокультурная адаптация детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации» и др.

Многолетняя педагогическая практика (стаж работы – 35 лет) позволила обобщить опыт в ряде учебно-методических пособий, в том числе с включением авторских композиций: «Азартное сольфеджио» (М.: Владос, 2004), «Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс» (М.: Классика-XXI, 2006-2014; СПб.: Планета музыки, 2021), «Интонационный практикум по сольфеджио» (2021; в производстве).

В 2002-2012 гг., являясь заместителем директора по художественному воспитанию Центра развития творческих способностей «Доминанта» (г. Москва), вела активную просветительскую работу с детьми. Руководила социально-значимыми проектами различного уровня: Центр становился неоднократным победителем конкурсов Комитета общественных связей г. Москвы (2008-2009), Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы (2010), Префектуры ЗАО г. Москвы (2008-2011) и др.

Совместно с ВМОМК им. Глинки (ныне – Российский национальный музей музыки) в 2012-2013 гг. на концертной площадке Музея реализовала научно-просветительский проект «Музыкальный хронограф» – цикл из шести бесед с специально подобранным мультимедийным рядом и живым концертным исполнением композиторской музыки европейской и русской культуры с конца XVI до середины XХ века.

В 2013-2014 гг. привлекалась к работе в качестве члена экспертной комиссии Департамента культуры г. Москвы по вопросам реорганизации системы дополнительного образования. Работала заместителем директора по научно-методической работе «Учебно-методического центра по развитию образования в сфере культуры и искусства» (Дирекции образовательных программ) Департамента культуры г. Москвы.

В настоящее время являюсь преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ им. Ю. С. Саульского (г. Москва), веду авторский курс «Практическое музицирование» в Международной гимназии инновационного центра «Сколково». Участвую в просветительской и методической работе.

В ближайших творческих планах – завершение научной монографии «Лад в системе традиционного музыкального мышления».

Изданные монографические работы в качестве автора, соавтора, составителя (1994 – 2021):

  • Детские музыкальные праздники. – М., 1994. (2,8 печ. л.).
  • Некоторые принципы ладообразования в напевах западнорусских традиций: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. Москва, 1997. – 28 с.
  • Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для педагогических ВУЗов. – М.: Академия, 2005; Изд. 2-е, исправл. – 2008. – 304 с. (24,7 печ. л.).
  • Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов ВУЗов педагогической специализации. – Изд. 3-е, перераб. – СПб.: Планета музыки, 2019; Изд. 4-е, стер. – 2020. – 188 с. (15,3 печ. л.).
  • Чтение с листа на уроках фортепиано: Игровой курс. – М.: Классика-ХХI. – 2006-2014. – 110 с. (12,5 печ. л.).
  • Чтение с листа на уроках фортепиано: Игровой курс. – Изд. 2-е, исправл. и дополн. – СПб.: Планета музыки, 2021. – 102 с. (13 печ. л.).
  • Азартное сольфеджио: Игровой и иллюстративный материал: Учебно-методическое пособие по курсу сольфеджио и теории музыки. – М.: Владос, 2004. – 89 с. (23 печ. л.).
  • Русский детский фольклор: Хрестоматия с CD-приложением и сценариями. – СПб.: Планета музыки, 2020. – 176 с. (14,3 печ. л.).

Отдельные опубликованные статьи:

  • Ангемитоника и диатоника: функционирование и взаимодействие двух звуковысотных систем в западнорусских песенных традициях // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. – Казань, 1995. – С. 91-106.
  • Методика графического моделирования звуковысотных структур в русской традиционной песне // Славянская этномузыкология: направления, методы, концепции. – Минск, 1996. – С. 98-101.
  • Этномузыкология в системе музыкально-теоретических дисциплин // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальное образование: сегодня и завтра: к 130-летию МПГУ». – М.: МПГУ, 2002. – С. 12-15.
  • Формирование у студентов аналитических навыков в курсе «Народное музыкальное творчество» // Специфика профессиональной деятельности педагога-музыканта: аспекты теории и практики. Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Г. Цыпин. – М.: МПГУ, 2004. – С. 50-57.
  • Введение в традиционное музыкальное мышление учебно-методический аспект) // Актуальные вопросы музыкального образования Материалы I Международной научно-практической конференции. – Коломна, 2006. – С. 123-131.
  • Региональные песенные стили // КВС и факультативы кафедры музыки: Сб. программ. –ГОУ ВПО МО Коломенский гос. пед. ин-т. – Коломна, 2007. – С. 3-22.
  • Региональный аспект курса «Народное творчество» в КГПИ // Славянский мир: общность и многообразие. Материалы международной научно-практической конференции. Ч. IV Культурология. – Коломна, 2007. – С. 38-42.
  • Ладовое строение свадебных напевов русских сел Украины // Мир традиционной музыкальной культуры: Сборник трудов. – Вып. 174. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. – С. 93-104.
  • Обращение к фольклору в детских образовательных учреждениях учебно-методический аспект // Полигнозис. сборник статей. М-во образования и науки РФ, М-во образования Московской области, ГОУ ВПО МО Коломенский государственный педагогический институт. Коломна, 2009. С. 44-56.
  • Фольклор в детских образовательных учреждениях: учебно-методический аспект // Искусство в школе: общественно-педагогический и научно-методический журнал Министерства образования РФ. – М., 2011. – Вып. 4. – С. 5-10.
  • Может ли сольфеджио быть азартным? // Как преподавать сольфеджио: сборник статей. –М.: Классика-ХХI, 2006. – С. 28-41; Изд. 3-е. – 2016.
  • Эстетическое развитие и социокультурная адаптация детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации: из опыта работы АНО ЦРТС «Доминанта» (г. Москва) // Роль искусства в развитии личности: Материалы научно-практического Круглого стола. – Коломна: КГПИ, 2008. – С. 60-64.
  • От великого до смешного... К проблеме театрализации классического наследия в общеобразовательной школе // Искусство в школе: общественно-педагогический и научно-методический журнал Министерства образования РФ. – М., 2011. – Вып. 5. – С. 18-22.
  • Чудо-дети в эпоху перемен // Da capo al fine. Играем с начала: Международная академия музыкальных инноваций. – №9 (102) сентябрь 2012. – www.gazetaigraem.ru
  • Нужен ли детям театр? // Дошкольное воспитание. – 1993. – №6. – С. 5.
  • К проблеме содержания общеразвивающих программ дополнительного образования детей (по материалам педагогических и родительских форумов) // Система музыкального образования в условиях новых образовательных стандартов. – Коломна, 2016. – С. 317-327.
  • Активные формы и способы контроля знаний у младших школьников на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ // Система музыкального образования в цифровом обществе: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. – Коломна, 2019. – С. 122-129.

Участие в подготовке изданий:

  • Смоленский музыкально-этнографический сборник. – Т. 1 «Календарные обряды и песни» (грант РГНФ, проект №94-06-19329, №01-04-16161д). – М.: Индрик, 2003. – 753 с.
  • Смоленский музыкально-этнографический сборник. – Т. 2 «Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи» (грант РГНФ, проекты №97-04-06315 и №01-04-16160д). – Т.2. – М.: Индрик, 2003. – 398 с.
  • Смоленский музыкально-этнографический сборник. – Т. 3 «Сезонно приуроченные лирические песни». – М.: Музыка, 2005. – 672 с.
  • Бейли Дж. Русский народный стих. – СПб., 2000.
  • Щербакова Е. В. Ницше и Вагнер: учебное пособие для педагогических ВУЗов. – Коломна, МГОСГИ, 2010. – 98 с. (рецензент – Т. Ю. Камаева).
  • Музыкальная культура Русского Севера в научном наследии Б. Б. Ефименковой. – М.: Музыка, 2012.
  • Камаев Ф. Х. Избранные научные статьи. – Уфа, 2014. – 148 с. (Сост., ред. и предисловие Т. Ю. Камаевой).

Проведенные авторские семинары, курсы и мастер-классы (2016-2021 гг):

  • Формы и методы контроля знаний на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ: Мастер-класс для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ (г. Щёлково, Фонд поддержки культурно-образовательных программ «Содействие», 11 февраля 2020 г.).
  • Современные методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин в детской школе искусств: Мастер-класс для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ (г. Москва, ФПКОП «Содействие», 11-18 октября 2019 г.).
  • Современные подходы к преподаванию музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ: Мастер-класс для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ (г. Москва, ФПКОП «Содействие», апрель 2019).
  • Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин: современный аспект: Курсы повышения квалификации преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ (18 ч.) (ГБУ ДПО Ставропольского края «Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры», г. Ставрополь, ЦДО; ноябрь 2017, апрель 2018).
  • Новые педагогические технологии преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ: Курсы повышения квалификации преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ (г. Москва, ФПКОП «Содействие», март 2018).
  • «Азартное сольфеджио»: работа с пособием: Семинар для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ (г. Москва, ФПКОП «Содействие», апрель 2016).
  • Современные игровые методики в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: Семинар для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ (г. Москва, Фонд культурно-образовательной инициативы «Содействие», май 2016).

Авторские программы общеобразовательной и профессиональной направленности:

  • Региональные песенные стили. Программа КВС для студентов музыкальных отделений педвузов // КВС и факультативы кафедры музыки: Сборник программ. – Коломна, 2007. – С. 3-23.
  • Фортепиано с Т. Ю. Камаевой (3 года, 192 ч.): общеобразовательная программа по дополнительному общеобразовательному образованию. – ЧОУ «Международная гимназия инновационного центра «Сколково». – М., 2019.
  • Практическое музицирование. Модуль «Теория» (3 года, 192 ч.): общеобразовательная программа по дополнительному общеобразовательному образованию. – ЧОУ «МГ ИЦ «Сколково». – М., 2018.
  • Практическое музицирование. Модуль «Практика» (3 года, 192 ч.).: общеобразовательная программа по дополнительному общеобразовательному образованию. – ЧОУ «МГ ИЦ «Сколково». – М., 2018.