Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Рашид Калимуллин: «Мы хотим, чтобы татарская культура была известна во многих странах»

Рашид Калимуллин: «Мы хотим, чтобы татарская культура была известна во многих странах»

Глава союза композиторов РТ о фишках стартующего международного фестиваля новой музыки «Европа – Азия»

Сегодня в казанском ГБКЗ открывается XIV международный фестиваль новой музыки «Европа – Азия». Основатель фестиваля, председатель союза композиторов РТ Рашид Калимуллин в своем материале для «БИЗНЕС Online» рассказал, из каких стран приедут исполнители, премьеры каких произведений услышит публика и почему важно обучать композиторов писать музыку для национальных инструментов.


ФЕСТИВАЛЬ СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ СТАРЕЙШИХ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ

Наш международный фестиваль новой музыки «Европа — Азия» пройдет уже в 14-й раз. Теперь мы проводим его практически каждый год — поочередно в Казани и Ханое, столице Вьетнама. В столице Татарстана мероприятие делаем мы, в том числе и обеспечиваем его финансово, а во Вьетнаме его осуществляют своими силами, я только помогаю организационно. В этом году фестиваль состоится в Казани, и к нам приедут гости из разных стран Европы, Латинской Америки, Азии, Австралии, которые будут исполнять музыку как своих, так и наших композиторов. Он считается одним из старейших в постсоветской истории — это был первый постсоветский фестиваль новой музыки в нашей стране, который продолжает свою жизнь. Мы активно работаем над тем, чтобы мероприятие было открытием для слушателей и любителей музыки. В этом году они тоже обязательно почерпнут для себя что-то новое.

Мы встретим музыкантов из Вьетнама, Голландии, Кореи, Перу, Чили, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и многих регионов России (Воронежа, Уфы и других). Из столицы Башкортостана приедет прекрасный кураист, который запомнился многим нашим слушателям, они его полюбили и хотят услышать вновь. Мы специально пригласили коллектив из Казахстана «Коркыт», который в том числе проведет и мастер-классы. В этой стране лучше, чем во многих других местах, развито использование и музицирование национальных музыкальных инструментов. Мы в Татарстане тоже хотим внедрить их в музыкальную жизнь, поэтому станем учиться у соседей — наши композиторы будут посещать мастер-классы, чтобы научиться писать музыку для таких инструментов. В 2019 году наш коллектив тоже начнет использовать музыкальные инструменты, которые когда-то бытовали в татарской музыкальной культуре. Например, кыл-кобыз из моей коллекции — на нем станет играть композитор Ильяс Камалов, который выступает в ансамбле «Маятник». Это именно татарский инструмент, не казахский или башкирский. Он изготовлен по чертежам, которые ранее обнаружили исследователи, и отличается по форме от казахского и башкирского.

Два коллектива приедут из Республики Марий Эл: один — татарский, другой — марийский. Там живет мастер, заслуженный работник культуры Мари Эль Гарай Габдрахманович Магсумьянов, который изготавливает как марийские, так и татарские гусли. Если у нас они еще не настолько распространены, то в Марий Эл гусли как у башкир курай. Мы хотим, чтобы у нас тоже была развита сфера национальных инструментов, и постепенно приглашаем играющих на них музыкантов, чтобы посмотреть, послушать, поучиться. Из Воронежа приедет очень интересный этно-ансамбль в составе четырех человек, из Чили — музыкант, который исполнит произведения татарстанских композиторов сначала в Казани, а потом в Перу и на своей родине. Такие встречи всегда заканчиваются положительными результатами, потому что на них происходит взаимообмен, взаимообогащение. Одним из итогов таких встреч станет специальный концерт татарских композиторов в Перу. Для нас волнительно, что наша музыка будет исполняться в таких странах — ранее она звучала также и в Колумбии, и в Венесуэле. Мы хотим, чтобы татарская культура была известна не только у нас в России, но и во многих странах. Это наше предназначение. Я считаю, что каждая сфера искусства должна вносить свою лепту в узнаваемость и положительный имидж республики.

НА ФЕСТИВАЛЕ БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ТЕ ТАТАРСТАНСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ, КОМУ ЕСТЬ ЧТО ПОКАЗАТЬ

Концерты открытия и закрытия пройдут в ГБКЗ им. Сайдашева. На открытии будет выступать ГСО РТ под управлением Александра Сладковского, а за дирижерский пульт встанет Василий Валитов — дирижер из московского театра «Новая опера». Будет исполняться музыка наших композиторов — Анатолия Луппова, Резеды Ахияровой, Эльмира Низамова, мои произведения, впервые прозвучат сочинения композиторов Эда ван Донгена (Нидерланды), Кю-Ёнг Джина (Южная Корея), Лейлы Исмагиловой (Башкортостан), Муратбека Бегалиева (Кыргызстан), Владимира Качесова (Москва). 17 сентября пройдет концерт в зале союза композиторов и Доме дружбы народов, там примет участие ансамбль нашего союза «М. А. Я. Т. Н. И. К» — они сами исполняют музыку, причем не только свою, но и коллег, соратников по перу. Помимо этого, в рамках фестиваля состоятся творческие встречи, мастер-классы.

После закрытия фестиваля в Казани мы поедем в Кырлай — на родину Габдуллы Тукая. Там мы тоже дадим концерт — это популяризация не только композиторов, но и всеми любимого поэта. В его музее стоит наш рояль, и благодаря инструменту там проходят различные концерты — как детские, так и профессиональные. В этом году мы с удовольствием привезем туда новых гостей из разных стран. Думаю, окажется очень интересно.

На фестивале будут представлены те татарстанские композиторы, кому есть что показать: молодежь, среднее поколение и аксакалы — Анвар Шарафеев, Лоренс Блинов, Анатолий Луппов. В союзе сейчас появились молодые, яркие, талантливые ребята, и я очень рад, что он пополнился именно молодыми людьми. Это хорошо для преемственности поколений — значит, союз композиторов будет жить и развиваться, как и наша национальная музыкальная культура. Самые молодые композиторы тоже станут принимать участие в нынешнем фестивале, они все будут представлены: кто-то — в симфоническом концерте, кто-то — в камерных, кто-то — в этно-музыке. У молодых разные интересы, они делают разную музыку — и это очень ценно. Если бы все художники писали одинаковые картины, никому не было бы интересно. То же самое и в музыке — композиторы должны быть самобытными, талантливыми, ищущими.

ЧТОБЫ НАША КУЛЬТУРА НЕ БЫЛА УТРАЧЕНА, НУЖНО ЕЕ ВОЗРОЖДАТЬ

Особый акцент фестиваля — это палитра фольклорных этнографических ансамблей разных стран и уникальное звучание национальных музыкальных инструментов. Публика услышит, как звучат дутар, гусли, гудок, калюка, ложки, кыл кылысах, стрелковый лук, кыл-кобыз, шан-кобыз, саз-сырнай, домбыра, дангыра, дауылпаз, жетыген, сыбызгы, а также уникальное горловое пение. Продажа музыкальных инструментов у нас почему-то не развита — если вы захотите, то не сможете просто взять и купить татарские гусли. Мы хотим, чтобы инструменты прижились в национальных ансамблях, филармонии, музыкальных учебных заведениях. Чтобы наша культура не была утрачена, нужно ее возрождать. Наши предки когда-то играли на этих инструментах, потому мы должны их возродить и воспевать.

18 сентября пройдет гала-концерт, в котором примет участие оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой и солисты из разных стран — Узбекистана, Казахстана, Перу, городов России (Якутска, Воронежа, Казани). В столице РТ впервые прозвучат сочинения До Хонг Куана (Вьетнам), Рустама Абдуллаева (Узбекистан), Андриана Пертута (Австралия), Артыка Токсанбаева (Казахстан), Натальи Вагнер (Австралия), Балнура Кыдырбека (Казахстан), Хабибуллы Рахимова (Узбекистан). Гостей ожидается много, мы будем общаться, обмениваться опытом, слушать друг друга. Помимо живого исполнения, мы устроим прослушивание записей, что очень полезно для роста наших композиторов. Госансамбль песни и пляски ждет мастер-классы фестиваля, как и другие татарстанские коллективы — им это очень любопытно. Музыканты постоянно обращаются ко мне с вопросами о национальных инструментах, я консультирую, рассказываю, как ввести последние в репертуар. Кто-то должен взвалить на себя такую ношу, и мне послан знак свыше, чтобы я этим делом занимался. Я пропагандирую использование национальных инструментов уже долгие годы, что начало давать свои плоды: музыканты очень заинтересованы ими. Так потихонечку пытаемся возродить эту традицию, которая обогатит современную культуру.

Источник