Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Первый всероссийский конкурс композиторов "Avanti" завершился большим концертом лауреатов в Московской консерватории

Первый всероссийский конкурс композиторов "Avanti" завершился большим концертом лауреатов в Московской консерватории

В программе приняли участие Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Glazunov Saxophone Quartet, а также выпускники и участники Молодежной оперной программы Большого тетра России.

Концерт лауреатов первого всероссийского конкурса композиторов "Avanti" прошел в стенах Малого зала Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского 30 сентября 2018 года.

"Avanti" стал инициативой Союза композиторов России при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства культуры Российской Федерации, Российского музыкального союза и Фирмы "Мелодия". Миссией Первого Всероссийского конкурса композиторов было пробудить творческую активность авторов со всей страны и открыть новые имена.

Как отметил председатель правления Российского музыкального союза Андрей Кричевский, "Союз композиторов России давно не проводил таких внутрицеховых конкурсов. Единственным условием участия было членство в Союзе композиторов, благодаря этому у конкурса такой широкий географический охват".

Отличительной особенностью конкурса стало отсутствие возрастных ограничений для участников: наряду с молодыми и начинающими композиторами соревновались опытные мастера, уже признанные в своих регионах, но заслуживающие более широкой известности. По мнению композитора, пианиста, народного артиста Российской Федерации и почетного председателя Совета Союза композиторов России Александра Чайковского, тот, кто решается идти в эту профессию, все равно будет конкурировать с самого начала своего пути со всеми предыдущими композиторами, и потому здесь нет смысла говорить о возрастных рамках. "Сколько бы тебе ни было лет, если тебя кто-то играет, и может сыграть наряду с Бахом, Шостаковичем, Вагнером…то какое значение тут имеет возраст? Стоит также отметить, что современная музыка никогда легко не входила в бытование – к ней должны люди привыкнуть, а с другой стороны, она должна пройти отбор временем. Редко, когда современный композитор становится известным в одночасье, и фигуры наши редко показывают по телевизору, мы практически никогда не бываем медийными личностями", – добавил Александр Чайковский.

Участниками конкурса могли стать члены Союза композиторов России, один участник мог подать на суд жюри не более трех сочинений в следующих номинациях: "Сольное инструментальное сочинение", "Сочинение для камерного ансамбля" с возможностью использования электронных записей, "Сочинение для голоса с инструментальным (до шести инструментов) сопровождением" и "Сочинение с участием этнических инструментов".

Председатель жюри конкурса "Avanti", композитор, пианист, и музыковед Сергей Слонимский особо отметил последнюю номинацию: "наиболее интересными, на мой личный вкус, были сочинения с участием этнических инструментов, хотя и в других номинациях тоже были очень достойные работы, за которые мы присудили премии".

Одним из лауреатов в номинации "Сочинение с участием этнических инструментов" стал композитор Григорий Зайцев с произведением "Авгурии" для белорусских цимбал и фортепиано. Для его исполнения на финальный концерт в Москве был специально приглашен цимбалист, студент пятого курса Белорусской государственной академии музыки, лауреат международных и всероссийских конкурсов Дмитрий Колотило. Как признался музыкант, цимбалистом он стал по счастливой случайности, которая определила его дальнейшую судьбу. "В течение нескольких лет мне не удавалось попасть на набор в музыкальную школу из-за нехватки мест, но когда я уже твердо решил во что бы то ни стало там остаться, мне предложили выбор только из народных инструментов. Цимбалы показались мне самым необычным и благозвучным инструментом. Народная музыка, при всей любви к ней, имеет некую ограниченность, ее истоки мы никогда не сотрем, но нужно двигаться дальше. Тот репертуар, который пишется сегодня, уже ничего народного не имеет, а инструмент приобрел академическую традицию исполнительства. Главное, на мой взгляд, чтобы музыка была "чистой" и рождалась внутри. И только тогда в наш 21 век диссонанса такая музыка будет звучать и находить отклик", – отметил Дмитрий Колотило.

Конкурс "Avanti" проходил в несколько этапов: с декабря 2017 года по март этого года принимались заявки, затем жюри отбирало не более шести произведений в каждой номинации, и далее во втором туре определялись максимально три лауреата в каждой номинации. Организаторы приготовили замечательные призы: во-первых, победителям присуждалось денежное вознаграждение: гран-при – 100 000 рублей, I степень – 75 000 рублей, II степень – 50 000 рублей, III степень – 30 000 рублей. Во-вторых, концерт лауреатов был записан звукозаписывающей фирмой "Мелодия" для дальнейшей международной дистрибуции, а музыкальное издательство "Композитор" опубликует партитуры сочинений лауреатов.

Композитор Андрей Бызов из Екатеринбурга стал призером сразу в трех номинациях с "Камерной сюитой" для мандолины и виолончели, Сонатой для балалайки и фортепиано и детским альбомом для фортепиано "Детям до 16". Композитор отметил, что в последнее время его творческая деятельность чаще связана с исполнителями на народных инструментах, а также творчеством для детей. "Мой главный совет юному музыканту – больше внимания уделять освоению инструмента. Нужно абсолютно овладеть техникой и пройти через множество авторов, прежде чем делать попытки в сочинительстве. Но, безусловно, бывают и исключения", – сказал Андрей Бызов.

На конкурс были присланы более 200 заявок от членов Союза композиторов России из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Нижнего Новгорода, Астрахани, Саратова, Новосибирска, Казани, Челябинска, Сургута, Калининграда и других городов. "Мы планируем сделать конкурс “Avanti” ежегодным, это будет событие, благодаря которому музыкальный мир нашей страны будет узнавать новые композиторские имена", – добавил Андрей Кричевский

Источник