Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Поспелов Петр Глебович (1962–2023)

Поспелов Петр Глебович (1962–2023)

Поспелов Петр Глебович (1962–2023)

Композитор

Музыкальный критик, композитор, куратор, редактор.

Родился в 1962 году в Москве. В 1990 году окончил Московскую консерваторию, теоретико-композиторский факультет. В 1985 – 86 гг. изучал вокал в Музыкальной школе имени С. С. Прокофьева, в 1992 – 1994 гг. - электроакустическую композицию в Термен-центре. В 1986 – 1996 гг. работал в каталоге фонотеки Московской консерватории.

В 1986 – 1992 гг. - сценарист, режиссер и оператор кино- и видеофильмов; участник движения параллельного кино; деятель Салтыковской киношколы. Лауреат и дипломант фестивальных конкурсов «Сине фантом» (Ленинград, 1989), «Молодость» (Киев, 1989), Ann Arbor Film Festival (Мичиган, 1990).

Режиссер-постановщик «Лекции о Ничто» Джона Кейджа (с Александром Фатеевым, Российское телевидение, 1992).

В 1993 – 97 гг. работал музыкальным обозревателем газеты «КоммерсантЪ». В 1997 – 98 гг. - в газете «Русский Телеграф» (руководил отделом культуры) и на телевидении. В 1999 – 2001 гг. - обозреватель газеты «Известия», руководитель отделов в сетевом «Русском журнале», журналах «Афиша» и «Эксперт». В 2002 году - в газете «Консерватор». В 2008 – 2011 гг. - колумнист портала OpenSpace.Ru. В 1989 и в 2018 – 2023 гг. – автор журнала «Музыкальная жизнь».

В 2003 – 2020 гг. печатался в газете «Ведомости» (в 2005 – 2017 гг. - редактор отдела культуры).

С 2003 года печатается в газете «Ведомости» (в 2005 – 2017 гг. - редактор отдела культуры).

Автор более полутора тысяч статей. Основные темы - опера, симфоническая и камерная музыка, современная академическая музыка. Все статьи собраны на сайте «Музыкальная критика», многие переизданы в трехтомнике «Новая музыкальная критика. 1993-2003», НЛО, 2016.

В 1992 году основал Творческо-Производственное Объединение «Композитор». Свой стиль объединение определяет как «классика». Во многих сочинениях применяются коллективные методики написания музыки. Под коллективным псевдонимом ТПО «Композитор» пишут музыку Петр Поспелов и другие композиторы.

Основные произведения ТПО «Композитор» - кантата «Освобождение Прелесты» (Петр Поспелов, Дмитрий Рябцев, Дмитрий Курляндский – СПб Филармония, 2003), Хор жалобщиков Санкт-Петербурга (Петр Поспелов, Александр Маноцков – институт «Про Арте», 2006), «Детские игры» для большого ансамбля (Петр Поспелов, Екатерина Поспелова, Дмитрий Рябцев – фестиваль «Возвращение», 2009), балет «Смерть Полифема» (Дмитрий Курляндский, Валерий Белунцов, Вера Иванова, Александр Маноцков – театр «Тень», 2005), большая костюмная опера «Селима и Гассан» (Петр Поспелов, Александр Маноцков, Александр Лифшиц - в работе) и другие проекты.

В 2000 году Петр Поспелов стал автором-составителем коллективного проекта «Страсти по Матфею-2000», объединившего 16 композиторов и 16 поэтов (Москва, Гете-институт). Выступил куратором коллективно сочиненной оперы «Царь Демьян» (композиторы Леонид Десятников, Вячеслав Гайворонский, Ираида Юсупова, Владимир Николаев, ТПО «Композитор» - Мариинский театр и Малый драматический театр совместно с группой «Практика», 2001), оратории «Жизнь» на музыку Пятой симфонии П. И. Чайковского (Свердловская филармония, 2004), балета Владимира Николаева «Золото нартов» (Владикавказ, театр «Арвайдан», 2003).

В 2001-02 гг. работал в Большом театре руководителем отдела перспективного планирования. Принял участие в заказе и создании оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» (2005).

С 2010 года работает как композитор под собственным именем.

Среди композиторских сочинений Петра Поспелова: «Петя и Волк-2» (продолжение сказки С. С. Прокофьева – Московский театр кукол, 2013), опера «Ночь в музее, или Завещание магистра» по сонатам Моцарта (Красноярский театр оперы и балета, 2020), опера «Путешествие в страну Джамблей» (Пермский театр оперы и балета, 2014), опера «Внук пирата» (проект «Платформа», 2013), кантата «Искатели жемчуга в Яузе» (Дворец на Яузе, 2011), «Призыв» для оркестра (БСО им. П. И. Чайковского, 2010), композиции для ансамбля, вокальные сочинения, музыка к экспериментальным и телевизионным фильмам, десяти спектаклям народного театра в Поленове (1998-2019).

Проекты ТПО «Композитор» номинировались на Национальную театральную премию «Золотая маска» - опера «Царь Демьян» в 2002 году и балет «Смерть Полифема» в 2006 году.

В 2016 году Национальной театральной премией «Золотая маска» награжден спектакль Пермского театра оперы и балета «Путешествие в страну Джамблей» - опера Петра Поспелова на либретто Екатерины Поспеловой по стихам Эдварда Лира в постановке Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой.

В 2023 году Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в балете» получил спектакль «Катарина, или Дочь разбойника» Красноярского театра оперы и балета им. Дм. Хворостовского. Петр Поспелов, выполнивший реконструкцию оркестровой партитуры, стал лауреатом премии в номинации «Лучшая работа композитора».

Петр Поспелов - эксперт и член жюри нескольких премий и конкурсов, в том числе Национальной театральной премии «Золотая маска», института Pro Arte, Союза театральных деятелей и Большого театра, композиторских конкурсов «Другое пространство» (2018), «Партитура» (2020), Конкурса имени Прокофьева (2019), программы Союза композиторов России «Ноты и квоты» (2021-2023), Московской Арт-Премии (2020). Проводит семинары для молодых композиторов, драматургов, критиков.

Лауреат премии Международного союза музыкальных деятелей «За выдающийся вклад в развитие музыкального искусства» (2016).

Член Ассоциации музыкальных критиков и Ассоциации театральных критиков.

С 2018 года – шеф-редактор издательства «Композитор» (Москва).

Ведущий Нелектория «Петя и волки» (с 2018 года) - совместного проекта Союза композиторов России и Музея С. С. Прокофьева.

Владелец и разработчик сайтов «Музыкальная критика», «Театральная критика», «Современные русские композиторы».