Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Ащепков Юрий Евгеньевич

Ащепков Юрий Евгеньевич

Ащепков Юрий Евгеньевич

Композитор
Сибирская организация Союза композиторов России

Родился 18 июня 1942 г. в г. Новосибирске. Окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в 1968 году по классу Н.И. Пейко. С 1969 г вступает в Союз композиторов России. И с 1969 г. по 1991 г. работает педагогом в Новосибирской консерватории. Глубокая внутренняя интеллигентность, эрудиция, никогда не выставляемая напоказ, светлое гармоническое мироощущение, изысканный художественный вкус - этими качествами он обладает благодаря своему отцу, замечательному человеку, архитектору, музыканту, художнику Евгению Андреевичу Ащепкову. Произведения Юрия Ащепкова отличаются бережным отношением к звуку, лиричностью, романтизмом.

В его раннем творчестве сочетаются два направления: одно ориентировано на широкую аудиторию, демократично по существу. Другое – экспериментальное, связанное с воплощением «экзотических» тем и образов. В вокальной музыке первая линия представлена тремя хорами a capella на литовские дайны (1967), хором «Егорий Храбрый» на текст русской былины (1988), романсами на стихи русских поэтов. Вторую линию открывает «Панорама», написанная к юбилею Н.К. Рериха (1979). В инструментальной музыке преобладают сюитные циклы: Сюита для струнного оркестра (1967) Сюиты для фортепиано (1972, 1977), Три пьесы для арфы (1984), Две пьесы для гобоя и фортепиано (1986), Два дивертисмента для баяна (1986). В симфонической музыке также встречается сюитный цикл «Три чукотских танца». В 80-е годы в творчестве Ащепкова становится ведущим жанр концерта, когда написаны два фортепианных, Скрипичный и Альтовый концерты. Экспериментальные черты присущи в наибольшей степени альтовому концерту, а также Рапсодии на карпатские темы (1980), в которой предусматривается импровизация исполнителей.

Увлечённость музыкой неевропейского происхождения привела композитора к глубокому погружению в художественное и философско-религиозное наследие Индии. Более десяти лет Юрий Ащепков внимательно изучает древнеиндийский эпос, ведическую литературу, сравнивает, сопоставляет сюжетные мотивы и символы «Русских Вед», православного христианства и индуизма. Это находит отражение в его хоровой и камерно-вокальной музыке конца 80-х.

В середине 90-х, после нескольких лет творческого молчания Юрий Ащепков создаёт ряд вокальных и инструментальных циклов. Для детского вокального ансамбля «Апельсинчик» им написаны 12 вокальных миниатюр «Ave Maria», романсы на стихи русских поэтов, цикл песен для детей «Песни феи». По заказу фортепианного дуэта Г. Пыстин – И. Цыганков созданы «Регтайм-сюита», 5 сентиментальных вальсов на темы детских пьес Моцарта.

Творческий взлёт последних лет происходит у Ащепкова в 2001 году. Им была организована вокальная группа «Встреча», для которой он стал писать песни. Название группы «Встреча» поистине стало пророческим, поскольку там он встретил свою любовь, друга и жену - Надежду Крылову. Так начался их творческий союз. Песни, написанные Юрием Ащепковым для Надежды – это её жизнь. Она участвует в городских и региональных фестивалях-конкурсах вокальной песни, в концертных программах общественных организаций и Новосибирской филармонии, занимается организацией концертов и презентаций песен Ащепкова. В 2006 году вышел первый альбом песен и романсов Надежды и Юрия Ащепковых «Сон наяву». В 2007 г состоялся авторский концерт, на котором были исполнены многие выдающиеся вокальные и инструментальные произведения Юрия Ащепкова, самыми лучшими исполнителями Новосибирской филармонии ("Новосибирская камерата", Д. Варфоломеева, фортепианные дуэты Э. и А. Полонские, Г. Пыстин и Д. Карпов, И. Цыганков, Л. Пыстин, Н. Колкер и др.), а также ансамблем "Апельсинчик", Ириной Сурковой и Надеждой Ащепковой. В настоящее время Юрий и Надежда Ащепковы работают над созданием второго альбома песен и романсов.

I. Для оркестра

  • Панорама для хора и электрогитары на тексты из "Дхаммопады" на языке пали
  • 2 концерта для скрипки с оркестром
  • Концерт для альта с оркестром
  • Концерт для ф-п. с оркестром
  • Рапсодия для малого оркестра
  • Три чукотских танца для оркестра
  • 5 регтаймов для ф-п в 4 руки и струнного оркестра
  • Ave Maria 1 и 2 – (2 пьесы для ф-п в 4 руки и струнного оркестра)
  • «Забытая скрипка» для скрипки и струнного оркестра

II. Камерная музыка

  • 2 пьесы для гобоя и ф-п
  • 2 дивертисмента для бояна
  • Элегия для виоль дۥамур, альта и сопрано
  • Соната для ф-п.
  • 2 пьесы для арфы
  • "Веретено" для аккордеона
  • 6 детских пьес для ф-п
  • 3 вальса для ф-п
  • 2 пьесы для двух ф-п в 4 руки (Танго, Посвящение Брамсу)
  • 5 сентиментальных вальсов на темы 8-ми летнего Моцарта для ф-п в 4 руки.
  • 10 пьес на темы народов Сибири для ф-п.
  • "Посвящение" для ф-п
  • Ария для ф-п
  • Романсы и песни для сопрано и ф-п.
  • 12 Ave Maria для сопрано и вокального ансамбля

III. Для хора a capella

  • 4 хора на литовские слова в переводе Чепурнова.
  • Егорий Храбрый Былина для детского хора
  • 2 маленьких хора (слова Гёте и Лермонтова – Горные вершины)