Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Надеждин Игорь Борисович

Надеждин Игорь Борисович

Надеждин Игорь Борисович

Композитор
Воронежская региональная организация Союза композиторов России

Надеждин Игорь Борисович родился в столице Узбекистана, городе Ташкенте 23 ноября 1944 г. в семье музыкантов. Отец – Надеждин Борис Борисович, композитор, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, профессор по классу композиции Ташкентской консерватории. Мать – Надеждина Наталья Михайловна, преподаватель фортепиано в музыкальной школе при Дворце пионеров г. Ташкента. Первое произведение я сочинил в 6 лет, его записал мне отец, так как я еще не знал нотной грамоты. В 1951 г. я был принят в Специальную музыкальную школу им. В. Успенского при Ташкентской консерватории в класс фортепиано. В нашем доме постоянно звучала музыка – отец занимался со студентами, а остальное время сочинял музыку и играл произведения Шопена, Чайковского, Скрябина, Грига, Равеля, Дебюсси и др. С 1958 г. я начал посещать уроки композиции у своего отца. После его смерти в 1961 г. продолжил занятия у композитора Б. Ф. Гиенко, ученика Б.Б. Надеждина. После окончания школы в 1962 г. я поступил в консерваторию на композиторский факультет. В 1963 г. со второго курса консерватории я был призван на службу в армию. Проходил курс молодого бойца в Туркменском городе Мары, затем был переведен в Ташкент, в оркестр штаба Туркестанского военного округа в качестве концертмейстера, библиотекаря и исполнителя на духовых инструментах. Продолжил занятия на втором курсе заочного отделения консерватории с 1964 г. Третий курс завершить не удалось, так как летние экзамены были отменены из-за землетрясения 1966 г.

Закончив службу в армии в августе 1966 г. я был принят переводом на второй курс Московской консерватории в класс профессора Е.К. Голубева. Проходил курс анализа музыкальных форм и музыкально-теоретических систем у Ю. Холопова, у И. Нестьева и Г. Крауклиса, курс зарубежной муз. литературы, курс русской музыки у С. Розановой. Чтение партитур в классе О. Чергейшвили, инструментовку – в классе Ю. Фортунатова, полифонию строгого стиля – у В. Агафонникова, фортепиано – у Н. Судзан.
После обучения в Московской консерватории я вернулся в Ташкентскую консерваторию, которую окончил в 1970 г. В этом же году я переехал в Россию, в город Елец Липецкой области, где работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в музыкальном училище, впоследствии Елецком государственном колледже искусств им. Т. Хренникова до 2007 г. С 2007 по 2012 гг. работал преподавателем теоретических дисциплин и композиции в Детской муз. школе № 1.
Работая преподавателем в Училище искусств разработал и применял в своей педагогической деятельности ряд учебных пособий по теории музыки, гармонии, музыкальной литературе. Создал звуковое пособие по сольфеджио, гармонии. Используя свою фонотеку, записал для училища фонохрестоматию по музыкальной литературе для всех курсов объемом около 60 аудиокассет. Постоянно делал записи на аудиокассеты и диски классических музыкальных произведений учащимся училища, музыкальных школ.
С 1974 г. был членом общества «Знание», читал лекции о музыке в школах города, на факультете этики и эстетики при горкоме партии. За время работы преподавателем много раз награждался благодарственными письмами и почетными грамотами администрации города Ельца и Управления культуры Липецкой области. Регулярно, начиная с 1970 г., принимал участие в концертах училища, проводил сольные концерты из своих сочинений, а также с импровизациями в стилях разных композиторов в Ельце, Липецке, Воронеже, в Подмосковной школе искусств г. Долгопрудного.
В 2001 г. был награжден областной премией Москаленко и стал членом Союза композиторов России. В мае 2013 г. я принимал участие в концерте и конференции, посвященной 100-летию Т.Н. Хренникова. В марте 2015 г. выступал с импровизациями в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей.
В апреле 2015 г. выступал с импровизациями в различных стилях на заключительном заседании Молодежного клуба при Союзе композиторов Москвы, посвященного 100-летию Г.С. Фрида. В октябре того же года выступал в Липецком музыкальном колледже им. К. Игумнова.

  • Юбилейная медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной Войне» (1965 г.)
  • Премия им. К.Москаленко (2001 г.) - за заслуги в педагогической деятельности


  • Участие в фестивалях «Созвучие» в г. Воронеже в 2010 – 2015 годах
  • Участие в конференции, посвящённой 100-летию Т.Н. Хренникова (г.Елец, 2013 г.)
  • Участие в качестве члена жюри конкурса на создание вокальных сочинений на стихи Воронежских поэтов (декабрь 2016 г.)
  • Пьеса для ф-но «Солнце заходит» (1950) (№1)
  • Две пьесы для ф-но (№ 2, № 3). Пьеса для скрипки и ф-но (№ 3).
  • Четыре пьесы для ф-но (№ 5, № 6 «Канон», № 7, № 8 «Полька»).
  • Пьеса для виолончели и ф-но (№ 9, неокончена).
  • Пьеса для кларнета и ф-но (№ 11).
  • Детская песня «Я совсем не маленький» (№ 12).
  • Песня о французских школьниках (№ 13, на французском языке).
  • Две пьесы для ф-но ( № 14, № 15 «Кукушка»).
  • Пьеса для скрипки и ф-но (№ 16).
  • Три пьесы для ф-но (№ 17, № 18 «На детской площадке», № 19).
  • Четыре пьесы для ф-но (№ 20 «Пастушья дудочка», № 21 «Скерцо»,
  • № 22 «Марш», № 23 «Колыбельная»).
  • Романс для женского голоса и ф-но (№ 24 «Весенные воды», слова Ф.Тютчева)
  • Две пьесы для ф-но (№ 25 «Задумчивый вальс», № 26 «Колыбельная»).
  • Пять пьес для ф-но (№ 27, № 28 «Мазурка», № 29, № 30, № 31 «Баркарола»).
  • Семь пьес для ф-но (№№ 32 – 38).
  • Две пьесы для ф-но (№ 39 «Мазурка», № 40 «Прелюдия»).
  • Пьеса для скрипки и ф-но (№ 41, «Поэма»).
  • Две пьесы для ф-но (№ 42 «Прелюдия, № 43 «Мазурка»).
  • Пьеса для ф-но (№ 44 «Экспромт памяти С.Рахманинова).
  • Три пьесы для ф-но (№ 45«Ноктюрн», № 46, № 47 «Прелюдия»).
  • Пьеса для скрипки и ф-но (№ 48, «Колыбельная»).
  • Шесть пьес для ф-но (№ 49, № 50 «Танец», № 51 Вариации на народную тему, № 52, № 53, № 54).
  • Песня для смешанного хора «Осень наступила»,слова А.Маркова (№ 55)
  • Пять пьес для ф-но (№ 56, № 57, № 58 «Легенда», № 59, № 60).
  • Две пьесы для ф-но (№ 61, № 62 «Прелюдии»).
  • Три пьесы для ф-но (№ 63, № 64, № 65 «Ноктюрн»).
  • Концерт для ф-но с оркестром, 1-я часть (№ 66)
  • Концерт для ф-но с оркестром, одночастный (№ 67).
  • Симфония для оркестра в 4-х частях (1961, № 68).
  • Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели в 3-х частях (1962 – 63, № 69).
  • Два хора без сопровождения (1963, «Русь» на слова И. Никитина, № 70, «Зима», № 71).
  • Концертино для фагота, струнного оркестра и ударных инстр. (1964, № 72).
  • «Баллада» для кларнета и ф-но (1964, № 73).
  • Пьеса для флейты соло (1964, № 74).
  • Этюд для скрипки соло (1964, № 75).
  • «Скерцо» для кларнета и ф-но (1964, № 76).
  • «Соната – поэма» для скрипки и ф-но (1965, № 77).
  • Две прелюдии для ф-но (1966, № 78 «Хорал», № 79 «Речитатив»).
  • Пьеса для ф-но «Оцепенение» (1966, № 80).
  • Романс для женского голоса и ф-но «Светлая осень» (1966, № 81).
  • Четыре пьсы для большого струнного оркестра (1967, № 82).
  • «Дивертисмент в стиле Стравинского» для 2-х ф-но (1967, № 83).
  • Романс для тенора и ф-но «Подснежник», слова автора (1968, № 84).
  • «Музыка для оркестра» (1968, № 85).
  • Оратория «Эрнст Неизвестный» для солиста, хора и оркестра на слова А. Вознесенского (1968 – 69,клавир, № 86).
  • Концерт № 2 для ф-но с оркестром в 3-х частях (1970, № 87).
  • Каденция к фортепианному концерту № 23 Моцарта (1971, № 88).
  • Каденция к фортепианному концеру № 1 Бетховена (1971, № 89).
  • Две пьесы для баяна (1971, «Протяжная», № 90 и «Плясовая» , № 91).
  • Три пьесы для ф-но «Диалоги» (1972, № 92, № 93, № 94).
  • Пьеса для гобоя соло (1973, № 95).
  • Пьеса для 2-х кларнетов (1974, № 96).
  • Пьеса для гобоя и кларнета (1974, № 97).
  • Пьеса для тромбона соло (1975, № 98).
  • Пять пьес для ф-но «Символы» (1976, №№ 99 – 103).
  • Пьеса для 3-х тромбонов (1977, № 104).
  • Пьеса для трубы и ф-но (1978, № 105).
  • Пьеса для 2-х тромбонов и ф-но (1979, № 106).
  • Пьеса для фагота и ф-но (1980, № 107).
  • Пьеса для флейты, гобоя и кларнета (1980, № 108).
  • Две пьесы для виолончели и ф-но (1982, «Адажио», № 109,
  • «Рондо- пассакалья», № 110).
  • Две пьесы для кларнета и ф-но (1982, « Размышление», № 111, «Гротеск», № 112).
  • Пьеса для 4-х балалаек (1983, № 113).
  • Песня для солиста, хора и ф-но «Отступит тьма» на слова А. Жарова (1984, № 114).
  • Пять пьес для ф-но «Афоризмы» (1985, №№ 115 – 119).
  • Пьеса для трубы соло (1986, № 120).
  • Пьеса для тубы и тромбона (1987, № 121).
  • Пьеса для трубы, тромбона и ф-но (1988, № 122).
  • Пьеса для ударных (1989, № 123).
  • Пьеса для ф-но и ударных (1989, № 124).
  • Пьеса для тромбона и ударных (1990, № 125).
  • «Элегическая мелодия» по прочтении стихотворения В. Трубицина «Осень в Ельце для ф-но (1993, № 126).
  • «Музыка для ф-но и оркестра народных инструментов» (1993, № 127 1993).
  • Водевиль по пьесе Ф. Кони «Принц с хохлом, бельмом и горбом» (1994, № 128).
  • Пьеса для 2-х флейт (1995, № 129).
  • Пьеса для флейты и ф-но (1996, № 130).
  • «Звуковое пространство № 1» для ф-но (1998, № 131).
  • Две пьесы для клавесина (1999, №№ 132, 133).
  • Две пьесы для ф-но (2000, №№ 134, 135).
  • Пьеса для 2-х ударников (2001, № 136).
  • Пьса для 2-х ударников и ф-но (2002, № 137).
  • Пьеса для гитары (2003, № 138).
  • Пьеса для гитары и ф-но (2003, № 139).
  • Две пьесы для гитары и клавесина (2004, № 140,141).
  • «Solmia regis» для смешанного хора без сопровождения (2006, № 142).
  • Вокализ – вариации для смешанного хора без сопровождения (2009, № 143).
  • «Лабиринты» для семи исполнителей и восьми интсрументов (2010. № 144)
  • «Улетайте, в небо, звуки» на слова А. Кольцова для смешанного хора без сопровождения (2011, № 145).
  • «Conversio» для струнного квартета (2012, № 146).
  • «Посвящение музыке» для ансамбля виолончелистов (2013, № 147).