Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Белый Петр Сергеевич

Белый Петр Сергеевич

Белый Петр Сергеевич

Композитор
Краснодарское краевое отделение Союза композиторов России

Композитор, критик, публицист, музыковед, музыкальный деятель, режиссер, педагог.

Родился 16 января 1949 в г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

Окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (1976, класс композиции А.И. Хачатуряна).

Преподавал музыкально-теоретические дисциплины в музыкальных учебных за-ведениях г. Сочи. В 2002-2003 художественный руководитель Сочинской филармонии. Авторские концерты проходили в Москве (1985, 2009 дважды), Берлине (1987-1989), Краснодаре, Сочи. Снимался в документальном фильме «Патетическая симфония» (ка-нал ARTE, 2006, Франция – Германия, автор И. Пастернак).

Автор очерков и бесед о музыке, рецензий, публицистических и научно-попу-лярных статей. Нотные рукописи композитора переданы на хранение в Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Член Союза композиторов России (1977).


  • Заслуженный деятель искусств Кубани (2015).
  • Лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича (1985).
  • Лауреат премии им. просветителя Кубани К. Россинского (1996).
  • «Человек года» (1995, Кембридж, Великобритания) – как основатель и руково-дитель фестиваля «Сочинские музыкальные выставки» (Сочи, 1992-1999).

Основные сочинения П.С. Белого

  • Над котлованом (три отрывка из Андрея Платонова). Кантата в трех частях для голоса с орк. (клавир 1972, орк. 1974).
  • Сумерки. Камерная кантата для голоса, флейты и виолончели, ст. Ивана Бунина (1973).
  • Камерный концерт для флейты, альта и струнного орк. (1974).
  • Меры наказания. Для симф. орк. (1976, ред. 2012).
  • 1952 Сочи. Струнный квартет (2008 –2015).

Изданные сочинения

  • 1. Сюита [для скрипки и ф.-п.]. – М.: Сов. композитор, 1980. 64 с.
  • 2. Три арии. Для альта и ф.-п. // Пьесы советских композиторов для альта и фор-тепиано. Вып. 4. – М.: Сов. композитор, 1984. С. 28.
  • 3. Маленькая камерная кантата. Для голоса, альта и ф.-п., ст. Франсуа Коппе и Шарля Бодлера в пер. И. Бунина и И. Анненского // Произведения для голоса и камер-ного ансамбля. Вып. 3. – М.: Сов. композитор, 1985. С. 149.
  • 4. Четыре багатели. Четыре медленных вальса. Юмореска. Новеллетта. Сонати-ны. Для ф.-п. – М.: Композитор. 2009. 40 с.
  • 5. Романсы, элегии, монологи : Для голоса и ф.-п. / Послесл. авт. – М.: Музыка, 1995. 100 с.
  • 6. Дом безрассудных транжир : дуэт для виолончели и ф.-п. – М.: Композитор, 2009. 32 с.

Дискография

  • 1. Маленькая камерная кантата. Четыре багатели. Четыре медленных вальса. Юмореска. Исп. Маргарита Мирошникова (сопрано), Михаил Толпыго (альт), Алек-сандр Мальтер (ф.-п.), Александр Филенко (ф.-п.). Запись 1986 г. Фирма «Мелодия» С 10 28543 000 (винил).
  • 2. Романсы, элегии, монологи. Сюита для скрипки и ф.-п. Исп. Валентина Ша-ронова (сопрано), Анатолий Шелудяков (ф.-п.). Григорий Фейгин (скрипка), Римма Бобрицкая (ф.-п.). Записи 1982 и 1996 г. Студия «Союз» (CD).
  • 3. «Дом безрассудных транжир» для виолончели и ф.-п. Соната № 1 для скрипки и ф.-п. Новеллетта для ф.-п. Сюита для скрипки и ф.-п. Исп. Александр Рудин (виолон-чель), Александр Тростянский (скрипка), Анатолий Шелудяков (ф.-п.). ГЦММК им. М.И. Глинки (CD).
  • 4. Четыре медленных вальса. Исп. Татьяна Сергеева (ф.-п.). Запись 2009 г. Artclassics, ART-175.

Статьи, интервью, рецензии

  • Белый П.С. Ноты вместо слов – слова вместо нот : [полное собрание очерков, бесед, рецензий, интервью, лекций П.С. Белого]. В 2 т. – М.: ОГИ, 2017.
  • Т. 1. О классиках. – 476 с. Т. 2. О современниках. – 412 с.

Основные публикации о творческой деятельности П.С. Белого

  • 1. Азилова Н. В программе – произведения советских композиторов // Музыкал. жизнь. 1985. № 15. С. 9.
  • 2. Аратов М. На пластинке – знакомые имена // Черномор. здравница. 1990. 11 марта.
  • 3. Вишняков Ю. Успехи, проблемы, мнения // Сов. музыка. 1979. № 4. С. 23-24.
  • 4. Блохина Н. Ученик Хачатуряна // Комсомолец Кубани. 1980. 13 сент.
  • 5. Бежин Л. Подлинность творчества // Черномор. здравница. 1981. 8 сент.
  • 6.Колесников А. Гармония простоты // Комсомолец Кубани. 1981. 23 сент.
  • 7. Корев Ю. P.S. [к ст. П. Белого «Больше чем рецензия. Заметки композитора»]// Сов. музыка. 1982. № 10. С. 70-71.
  • 8. Копылова Т. «И до каждого сердца долетает золотой голос свирели...» // Сов. музыка. 1983. № 9. С. 29.
  • 9. Игнатьева М. Сочинская страда. Заметки о первом фестивале советской музы-ки в городе-курорте // Сов. культура. 1984. 26 июня. С. 5.
  • 10. Бежин Л. И слово музыкой звучало // Черномор. здравница. 1984. 3 июля.
  • 11. Блохина Н. Мир высоких мыслей и чувств // Черномор. здравница. 1984. 17 окт.
  • 12. Игнатьева М. Поэтичность и простота // Музыкал. жизнь. 1985. № 3. С. 17.
  • 13. Захарченко В. Пора зрелости. Штрихи к портрету композитора Петра Белого // Комсомолец Кубани. 1986. 5 авг.
  • 14. Корев Ю. Долги наши… // Сов. музыка. 1990. № 11.
  • 15. Корев Ю. Нестоличными дорогами… Очерк второй // Музыкал. академия. 1998. № 3-4. Кн. вторая. С. 188.
  • 16. Колесников А. Путь Петра Белого // Музыкал. жизнь. 2011. № 4.
  • 17. Корев Ю. Верность песне и себе // Музыкал. академия. 2004. № 4. С. 91.
  • 18. Русский композитор Петр Белый : буклет ; сост. Ю.А. Фаертаг. – Сочи – Москва, 2009.
  • 19. Фаертаг Ю. Молчание музыки. Путь Петра Белого. – М.: Композитор. 2010. 408 с.
  • 20. Почему молчит музыка Петра Белого? // Новости Сочи. 2010. 13 нояб.
  • 21. Корабельникова Л. Освобождение стиля // Культура. 2011. 14 июля.
  • 22. Фаертаг Ю. Ноты и слова // Белый П.С. Ноты вместо слов – слова вместо нот. Т. 1. – М.: ОГИ, 2017. С. 7.
  • 23. Фаертаг Ю. О философских зонах и философских репликах Петра Белого // Белый П.С. Ноты вместо слов – слова вместо нот. Т. 2. – М.: ОГИ, 2017. С. 335.

На иностранныхязыках

  • 24. Girard Anthony (France). Le festival “Musique du 21 siècle” de Sotchi ou L’indestructible spiritualitè russe // Lettres musicales. 1993. № 140.
  • 25. Robinson Harlow (USA). The Sochi Festival probes the “big lie” // Modern Lan-guages. 1999. January/February.