Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Умнова Ирина Геннадьевна

Умнова Ирина Геннадьевна

Умнова Ирина Геннадьевна

Музыковед
Кемеровское региональное отделение Союза композиторов России

Выпускница теоретико-композиторского факультета (класс доцента Г.В. Айвазовой) Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (1987г.). С 1993 по 1995 гг. обучалась в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Е.Б. Долинской). Досрочно в 1995 г. в диссертационном совете Новосибирской государственной консерватории защитила кандидатскую диссертацию на тему «Симфоническое творчество С.М. Слонимского (стилевое своеобразие в контексте театральных исканий и музыковедческих воззрений мастера)». Ученая степень кандидата искусствоведения присуждена 22 декабря 1995 года (диплом № КТ – 017497 выдан ВАК РФ 22.03.1996г.). С 2000 по 2004гг. обучалась в докторантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Е.Б. Долинской). В 2002 году по кафедре теории и истории музыки присвоено ученое звание доцента (аттестат ДЦ № 019669 выдан МО РФ 23 октября 2002г.). В декабре 2012 года защитила докторскую диссертацию по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» на тему «Поэтика Сергея Слонимского: к проблеме взаимосвязи музыкального и литературного творчества» в диссертационном совете ФГБУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Ученая степень доктора искусствоведения присуждена 25 декабря 2012 года (диплом серии ДДН № 024589 выдан ВАК РФ 30.09.2013 г.). С 2014 г. является членом-корреспондентом Российской Академии Естествознания (РАЕ).

Является автором научных работ (более 100 научных статей), опубликованных в России и республике Беларусь в рецензируемых научных журналах и изданиях ВАК, в зарубежных сборниках и др.

В 2005 г. в Москве издан научный справочник И. Г. Умновой «С. М. Слонимский. Литература о жизни и творчестве» (12,3 п.л.), в 2010 г. издана монография «Литературное творчество композитора Сергея Слонимского» (КемГУКИ, 10,2 п.л.). Является автором коллективных монографий: «Миры театральной культуры Кузбасса» (Кемерово, 2010), «Слово и образ в русской художественной культуре» (Кемерово, 2011); «Театральное искусство Кузбасса – 2000» (Кемерово, 2012). В 2014 г. Москве издана книга «Сергей Слонимский – собеседник» (приняла участие в ее написании).

За последние 10-ть лет издано более 20-ти учебно-методических работ, среди последних - учебно-методические комплексы «Анализ музыкальных произведений» (3 п.л.), «Современная музыка» (7,9 п.л.), «История современной отечественной музыки» (8,5 п.л.) и др.

Помимо указанного научного ракурса в проблематику исследовательского поля И. Г. Умновой входят различные аспекты музыкального искусства и культуры. В разное время опубликованы научные статьи: «Творчество композиторов Кузбасса в музыкальной жизни региона: состояние и проблемы» (Кемерово, 2007), «Музыка в сценическом искусстве Кузбасса» (Кемерово, 2010), «Музыка в постановках «новой драмы» режиссера Ирины Латынниковой» (Новосибирск, 2011), «Музыка как неотъемлемый компонент в спектаклях режиссеров кемеровских театров» (Кемерово, 2012), «О формировании научного направления “Музыковедение” в КемГУКИ» (Кемерово, 2013), «Тема этических оснований человеческого бытия и тема деятельного добра в поэтике композитора Сергея Слонимского» (Минск, 2013), «Поэтика Сергея Слонимского: к постановке проблемы» (Санкт-Петербург, 2014), «Вербальная и невербальная составляющие в музыкальном тексте современных композиторов» (Астрахань, 2015).

Результаты научной работы регулярно представляются в докладах на конференциях различного уровня (в городах Москва, Санкт-Петербург, Минск, Драгобыч, Вильнюс, Астрахань, Новосибирск, Красноярск и др.).

Является научным руководителем диссертационных исследований аспирантов КемГИК. Лучшие аспиранты И.Г. Умновой Медведева (Поморцева) Н.В. и Носова И.П. отмечались в конкурсе «Лучший аспирант КемГУКИ», «Лучший аспирант Кемеровской области».

Под научным руководством И.Г. Умновой защищены кандидатские диссертации К.А. Ушаковым (2000г.) и И.П. Носовой (2009г.). Аспиранты и студенты И.Г. Умновой регулярно выступают на научных конференциях, публикуют статьи в сборниках и изданиях списка ВАК.

На протяжении ряда лет руководит работой секций научных конференций различных уровней (международных, всероссийских, межрегиональных), проходящих на базе КемГИК. Является научным редактором раздела «Искусствоведение» журнала теоретических и прикладных исследований «Вестник Кемеровского государственного университета и культуры и искусств» (включен в Перечень российских рецензируемых научных журналов и изданий ВАК). Является редактором ежегодного сборника научных статей «Искусство и искусствоведение: теория и опыт» (подготовлено и издано 11 выпусков); редактором раздела в сборнике материалов студенческих конференций «Культура и искусство: поиски и открытия». Является автором-составителем и научным редактором выпусков научного сборника «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измеИеии» (Кемерово, КемГИК). Рецензирует научные статьи по направлению «Искусствоведение» для изданий ВАК.

В качестве оппонента выступает на защитах кандидатских и докторских диссертаций в диссертационных советах Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, Магнитогорской государственной консерватории им. М. И. Глинки, КемГИК. Готовит отзывы ведущей организации по кандидатским и докторским диссертациям для ученых советов РГПУ им. Герцена, Минского государственного педагогического университета, Омского государственного педагогического университета, Новосибирской и Саратовской консерваторий и др. вузов.

С 2003 по 2013гг. являлась научным сотрудником Лаборатории теоретических и методических проблем искусствоведения КемГИК.

Более 20-ти лет (с 1995 года) является штатным преподавателем КемГИК, читает лекционные курсы по дисциплинам «История музыки», «Музыкальная форма», «История современной отечественной музыки», «Современная музыка», «Музыка второй половины ХХ - начала ХХ1вв.», «Методика преподавания сольфеджио». Разработала авторские курсы «Теория и история музыкальной культуры ХХ века», «Семантика музыкального содержания», «Основы семантического анализа музыкального произведения», «Анализ вокальных и хоровых произведений».

С 1996 г. по 2016г. возглавляла кафедру музыкознания и музыкально-прикладного искусства (раннее название кафедра теории и истории музыки). С 2013 года кафедра, возглавляемая И. Г. Умновой, впервые для вуза по направлению «Музыковедение и музыкально-прикладное искусство» осуществила набор студентов для обучения по профилю «Менеджмент музыкального искусства», в 2014 г. осуществлен набор студентов для обучения по профилю «Музыкальная педагогика».

В ноябре – декабре 2014 г. в рамках договора о сотрудничестве в области образования, науки и творчества Кемеровского государственного университета культуры и искусств с Чанчуньским педагогическим университетом (Китайская Народная Республика, провинция Цзилинь) принимала участие в реализации образовательной программы «Музыкальное искусство», преподавала курс «Гармония» студентам института музыки Чанчуньского педагогического университета.

Принимает участие в мероприятиях по повышению квалификации преподавателей ДХШ, ДШИ и ДМШ Кемеровской области, рецензирует программы по учебным предметам дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства. Принимала участие в реализации Всероссийского грантового проекта «Теория и практика эстетического воспитания и профессионального становления музыканта - исполнителя» (2013-2014 гг.). Принимала участие в подготовке Дополнительной образовательной программы повышения квалификации преподавателей учебных заведений отрасли культуры и искусства «Музыкальное образование. Методика преподавания специальных дисциплин» (2013г.). Работает в системе ИДПО КемГИК на протяжении трех последних лет (лекции для курсов повышения квалификации в Кемерово и Новокузнецке 2013-2014 гг.; разработка и реализация Программы переподготовки для преподавателей ДМШ, ДШИ «Методика преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин» 2015 г.).

Являлась научным руководителем студенческих научных работ, награжденных Дипломами Всероссийского конкурса научных студенческих работ: Федотовой Н. Г. (2004 г.); Ащеуловой Е. В. и Гулиашвили Л. Д. (обе 2009 г.).

Регулярно рецензирует Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства (по предметной области «Теория и история музыки») для ДШИ и ДМШ Кемеровской области.

И. Г. Умнова является членом Союза композиторов России и членом Творческого объединения композиторов Кузбасса; неоднократно принимала участие в работе жюри областных конкурсов композиторов.

Лекторская музыковедческая работа последних 15 лет была связана с концертной деятельностью лауреата международных конкурсов Губернаторского Камерного хора Кузбасса. Выступала с коллективом в качестве лектора-музыковеда в разные годы на концертных сценах Красноярска и Новосибирска, городов Кемеровской области.

Ведет активную работу по профориентации молодежи. За сотрудничество и активную работу по профориентации молодежи имеет Благодарственное письмо от Управления культуры от администрации Киселевского городского округа (2013), Почетную грамоту от администрации г. Прокопьевска (2014).

Имеет областные награды: медаль «За веру и добро» администрации Кемеровской области (2005 г.) и «За служение Кузбассу» (2013г.); почетные грамоты и благодарственные письма коллегии АКО (2004г., 2007г., 2012г.). Награждалась Премиями губернатора Кемеровской области (2011, 2015). За высокие показатели по результатам индивидуального рейтинга научно исследовательской работы в номинации «Профессор» неоднократно награждалась Дипломами Кемеровского государственного университета и культуры и искусств.

«С. М. Слонимский. Литература о жизни и творчестве». Научный справочник (Москва, 12,3 п.л.); 2005 г.;

«Литературное творчество композитора Сергея Слонимского». Монография (КемГУКИ, 10,2 п.л.); 2010 г.

Коллективные монографии:

«Миры театральной культуры Кузбасса» (Кемерово), 2010 г.;

«Слово и образ в русской художественной культуре» (Кемерово); 2011 г.;

«Театральное искусство Кузбасса – 2000» (Кемерово); 2012 г.

В соавторстве:

Сергей Слонимский - собеседник. - Редактор-составитель Е. Б. Долинская. -

М.: Шнитке - центр МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2014. - С. 28 - 52, 61 - 66.

Составитель и научный редактор 4-х выпусков сборника научных статей (РИНЦ) «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» (Кемерово 2014, 2015, 2016, 2017).

Избранные статьи:

1. Музыка и духовность: проблемы репертуара и исполнительства // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тезисы докладов и сообщений.-Кемерово: Изд-во КГИИК, 1996.–С. 190-192.

2. Основные тенденции развития музыкальной культуры Кузбасского региона // Культурологические исследования в Сибири. -2000. –№2.-С. 64-70.

3. Кузбасский композитор Владимир Пипекин // Всероссийское музыкальное общество: Информация. - 2001. – № 1. - С. 30-33.

4. Музыкальная культура Кузбасского региона: основные тенденции развития // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях: Материалы научно-практического семинара. – Кемерово; М.: "Принт Центр", 2001. - С. 152-160.

5. Исследовательские и публицистические позиции С. Слонимского в контексте стилевой эволюции // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: театр в зеркале конфликта: Сб. / Под. ред. Г. А. Жерновой. - Кемерово: КемГАКИ, 2003. - Вып. 2. - С. 224-249.

6. Традиции православной музыки в творчестве Сергея Толстокулакова // Музыкальное искусство: история, теория, практика, образование: Сб. науч. тр. - КемГУКИ, 2004. - Вып. 1. - С. 18-25.

7. Традиции православной музыки в Кузбассе (80-е - 90-е годы ХХ века) // Музыкальное искусство: история, теория, практика, образование: Сб. науч. тр. - КемГУКИ, 2004. - Вып. 1. - С. 25-30.

8. К проблеме семантического анализа симфонического творчества С. М. Слонимского // Музыкальная семантика: Сб. науч. тр. – М., 2004.-С. 134-140.

9. Семантика фольклорных и храмовых форм ритуала в контексте симфонического творчества Сергея Слонимского // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Материалы международной научной конференции / Новосибирская гос. консерватория; Римский университет «Тор Вергата». - Новосибирск, 2004. - С. 527-538.

10. Литературное творчество композитора Сергея Слонимского // Музыка и время. - 2005. - № 3. - С. 34-38.

11. Сергей Слонимский и Дмитрий Шостакович // Шостаковичу посвящается... К 100-летию со дня рождения композитора. - М.: Композитор, 2007. - С. 467-485.

12. О Сергее Слонимском – композиторе и музыкальном писателе // Музыкальная академия. - 2007. - № 3. - С. 16-22.

13. Творчество композиторов Кузбасса в музыкальной жизни региона: состояние и проблемы // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегиональный сборник научных статей / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - Вып. 3. - С. 403-408.

14. Литературное творчество композиторов // Вестник Московского университета: Серия 9. Филология. - М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2008. - № 6. - С. 101-110.

15. Христианские образы в произведениях отечественных композиторов на рубеже ХХ – ХХI вв. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований: Духовные основы славянской культуры / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2008. - № 7 (часть 1). - С. 71-78.

16. Семантика жанров в произведениях Сергея Слонимского // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации: материалы международной научно-практ. конференции. - Кемерово - Санкт-Петербург: ОАО «Кемеровский полиграф. комбинат», 2009. - С. 213-223.

17. Преломление идеи В. П. Бобровского об «умных эмоциях» в исследовании музыкального тематизма Сергея Слонимского // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения В.П. Бобровского. - М.: Московская гос. консерватория, 2009. - С. 245-249.

18. Первый открытый пасхальный фестиваль в Кемерово // Музыка и время. - 2010. - № 11. - С. 26-27.

19. Следование гуманистическим законам искусства // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. - 2011. - № 2 (36). - С. 25-30.

20. Музыка в спектаклях режиссера Ирины Латынниковой // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. - № 16. - С. 46-53.

21. Музыка в постановках «новой драмы» режиссера Ирины Латынниковой // Современная драматургия (конец ХХ - начало ХХI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. науч-практ. конференции. - Новосибирск, 2011.-С. 170-177.

22. Рыцарь музыкальной вселенной // Музыка и время. - 2012 - № 7.-С. 38-43.

23. Музыка как неотъемлемый компонент в спектаклях режиссеров кемеровских театров // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство регионов: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - Вып. 10. - С. 279-294.

24. О методах изучения современной композиторской эстетики как своеобразном феномене // Искусство и личность: материалы Международной научно-практической конференции (Минск, 22 - 23 февраля 2012 г.). - Минск: Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, 2012. - С. 289-292.

25. Романтические тенденции в творчестве С.М. Слонимского // Романтизм: истоки и горизонты: Сборник научных статей / Ред.-сост. Т. М. Русанова, Е. В. Клочкова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. - С. 313-321.

26. Уральская композиторская организация: история и современность // Музыка и время. -2012. - № 12. - С. 70-71.

27. О формировании научного направления «Музыковедение» в КемГУКИ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2013. - № 23 (июнь). - С. 267-271.

28. Тема этических оснований человеческого бытия и тема деятельного добра в поэтике композитора Сергея Слонимского // Матэрыялы ХIХ Мiжнародных Кiрыла-Мяфодзіеўскіх чытанняў, прысвечаных Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 22 - 24 мая 2013 г.): у 2 ч. / рэдкал.: В.Р. Языковіч (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск: БДУКМ, 2013. – Ч. 2. – С. 40–45.

29. Рождение Кемеровского отделения Союза композиторов РФ // Музыка и время. - 2014. - № 2. - С. 69.

30. К проблеме изучения музыкальных текстов композитора в контексте его вербальных текстов // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст.: в 2 ч. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств; ред. колл.: Е. Л. Кудрина (гл. ред.), А. В. Шунков, Л. Ю. Егле, сост. и отв. ред. И. Г. Умнова. – Кемерово: КемГУКИ, 2014. - Ч.1. – С. 157 –164.

31. Поэтика Сергея Слонимского: к постановке проблемы // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: Сборник статей по материалам Междунар. форума к 80-летию Сергея Слонимского (4-7 апреля 2012 года) / Сост., науч. ред. Р.Н. Слонимская, Р.Г. Шитикова. - СПб.: Lennex Corp., Edinburgh, 2014. - С. 96-106.

32. Слонимский - литератор. «Я не люблю, когда меня редактируют без моего ведома» (беседа с композитором) // Сергей Слонимский - собеседник. - Редактор-составитель Е. Б. Долинская. - М.: Шнитке - центр МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2014. - С. 28-52.

33. Вербальная и невербальная составляющие в музыкальном тексте современных композиторов // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 45-летию Астраханской государственной консерватории / Гл. ред. Л.В. Саввина, ред.-сост. – В.О. Петров. - Астрахань: ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, 2014. -С. 103-107.

34. Преломление музыкально-просветительских традиций в литературной деятельности композитора Сергея Слонимского // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - № 33/1. - С. 165-171.

35. Деятельность композиторов Кемеровской области в современной музыкальной жизни России // Music Art XXI Century – history, theory, practice: collection of scientifi c papers Institute of Musical Art Drohobych Ivan Franko State Pedagogical University / [edited and compilers A. Dushnіy]. – Drohobych – Kielce – Kaunas – Almaty: Posvit, 2016. – Р. 193-198.

36. К проблеме изучения интервью композитора в контексте его индивидуальной системы выразительных средств // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Государственной классической академии имени Маймонида 12-16 апреля 2016 года / под общ. науч. ред. Я. И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. - М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2016. - С. 366-373.

37. Традиции русской композиторской школы в педагогической деятельности Сергея Слонимского // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 26-27 октября 2016 года, посвященной 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича / Гл. ред. –

Л.В. Саввина, ред.-сост. В.О. Петров. – Астрахань: Изд-во ООО «Триада», 2016. – С. 269-274.

38. К проблеме изучения фортепианного творчества Георгия Свиридова // Время Г.В. Свиридова в культурном континууме: сборник статей по материалам Международного форума 10–15 декабря 2015 года / Науч. ред. и сост. М.Р. Черная и Е.Н. Яковлева.– СПб.: СКИФИЯ-ПРИНТ, 2016.-С. 172-181.

39. К вопросу становления личности композитора в эпоху постмодерна // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2016. - № 37/2 (октябрь). – С. 87-92.

40. Развитие традиций в музыке С. Слонимского для детей // Music Art XXI Century – history, theory, practice: collection of scientific papers Institute of Musical Art Drohobych Ivan Franko State Pedagogical University / [edited and compilers A. Dushnіy]. – Drohobych – Kielce – Kaunas – Almaty: Posvit, 2016. –Issue 3. – S. 250-256.